Профориентационная игра Путешествие в мир профессий


Профориентационная игра «Путешествие в мир профессий»
Цели: сопровождение профессионального выбора обучающихся, повышение мотивации и осознанности выбора, расширение представлений о мире профессий.
Участники: 2 команды из 9 классов
Материалы и оборудование: бланки с заданиями, ручки, компьютер, презентация проектор
Организационные условия: компьютерная презентация сопровождает всю игру.
Ход игры
Ведущий 1. Современный мир - постоянно меняющиеся и совершенствующиеся виды и формы деятельности человека.
Ведущий 2. Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.
Ведущий 1. Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищать от врагов. По мере того как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие - земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были, в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других - наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.
Ведущий 2. Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продуктами труда между ремесленниками, скотоводами и земледельцами.
Ведущий 1. Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы и купцы.
Ведущий 2. Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных.
Ведущий 1. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со своей системой его требований к человеку можно назвать профессией.
Ведущий 2. Профессия - это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Ведущий 1. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Ведущий 2. Итак, перед вами стоит задача выбора профессии, вы начинаете «приглядываться» к тому, что вам больше по душе и интересам.
Ведущий 1. Поэтому мы предлагаем немного поиграть, а в игре узнать кое-что о существующих профессиях.
Разминка «Профессия на букву…»
Инструкция. Ведущий называет любую букву. Задача участников – за две минуты вспомнить как можно больше названий профессий на заданную букву, после чего команды по очереди представляют свои варианты. Если участники называют незнакомую остальным профессию, они должны пояснить , о чем речь.
Примечание. Игра идет на выбывание.
Что это за профессия?
Ведущий 2. За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.
Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.
1. Логист - ...
а) занимается логикой;
б) специалист по управлению транспортировкой продукции;
в) организует конференции и научные саммиты.
Комментарий. Логист - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер - ...
а) работает на компьютере;
б) разрабатывает программы;
в) разрабатывает проекты сайтов.
Комментарий. Веб-мастер - разрабатывает проекты сайтов.
В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог - ...
а) работает на рынке ценных бумаг;
б) тот, кто изучает рынок;
в) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Комментарий. Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно-техническое образование.
4. Фандрайзер - ...
а) ищет деньги и возможности для организации;
б) фанат, которого занимает звезда;
в) изучает пути развития предприятий.
Комментарий. Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. PR-агент - ...
а) связан с политикой;
б) специалист по связям с общественностью;
в) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Комментарий. PR-агент - специалист по связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование. В России эта профессия часто называется «пресс-секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.
6. Имиджмейкер - ...
а) философ;
б) парикмахер;
в) имидж-консультант.
Комментарий. Имиджмейкер - специалист по созданию лмиджа образа личности. Человеку, заботящемуся о своем имидже, важно помнить, что эффект приятного впечатления создают не только модная прическа и дорогая одежда, но и внутреннее содержание личности, которое внешне незаметно, но хорошо улавливается другими людьми. Имидж - вся совокупность данных, по которым фиксируются главные личностные и профессиональные характеристики человека. Имиджмейкер умеет увидеть в человеке положительные качества и создать вокруг него ауру внимания, научить искусству самопрезентации.
«Где учиться?»
Инструкция. Участникам на бланке задания необходимо соотнести уровни образования и типы образовательных учреждений (можно указать стрелочками)
Уровни образования Типы образовательных учреждений
1. Высшее профессиональное А) школа
2. Среднее профессиональное Б) профессиональное училище (ПТУ)
3. Начальное профессиональное В) Профессиональный лицей
4. Среднее (полное) общее образование (11 классов) Г) гимназия
5. Основное общее (9 классов) Д) Техникум
Е) колледж
Ж) институт
З) университет
И) академия
Ответы: 1 – ж, з, и; 2 – д, е; 3 – б, в; 4 – а, б, в, г, д, е; 5 – а, г.«Анаграммы»
Инструкция: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
гокэлоптлоикнубдользреитснипсиокталмярствилнигОтветы: эколог, бульдозерист, маляр, плотник, синоптик, лингвист
5. Блиц-опрос
1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
а) Агния Барто;
б) Сергей Михалков;
в) Джанни Родари.
2. Где работает брокер?
а) в банке;
б) на бирже;
в) на ипподроме.
3. За чем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком;
б) за цветами;
в) за морепродуктами.
4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы;
б) цирюльники;
в) алхимики.
5. Где работает крупье?
а) в казино;
б) на конюшне;
в) на мельнице.
6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор;
б) культуролог;
в) культурист.
7. С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист;
б) шахтер;
в) нефтяник.
8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт;
б) гипнотизер;
в) анестезиолог.
9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался шкрабом?
а) посудомойка;
б) сторож;
в) учитель (шкраб - школьный работник).
10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
а) монтажер;
б) монтер;
в) монтажист.
11. Что делает визажист?
а) визы;
б) пластические операции;
в) макияж.
12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а) спикер;
б) конферансье;
в) диктор.
13. Кто должен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) нотариус.
14. Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а) прокурор;
б) адвокат;
в) следователь.
15. Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
а) провизор;
б) прозектор;
в) проректор.
«Угадай профессию»
Инструкция. На слайде участникам представляются тексты с описаниями профессии. Любая команда по знаку может дать ответ.
Специалист №1
Основная задача – достижение взаимопонимания между той компанией, на которую он работает, и её клиентами, партнёрами, властями всех уровней, журналистами, населением и т.п. иногда его называют «архитектором согласия».
Кроме внешних контактов в сферу деятельности входит и работа внутри компании: формирование принципов кадровой политики предприятия, взаимоотношений руководителя и подчинённых, внутренние опросы общественного мнения, сбор информации о нуждах, настроении сотрудников, создание благоприятной атмосферы в коллективе и своевременное разрешение конфликтов.
Чтобы справляться с таким широким кругом разносторонних обязанностей, специалисту необходимо владеть ораторским искусством на профессиональном уровне, знать психологические законы поведения человека, методики проведения социологических исследований и т.п.
(Ответ: PR-менеджер)
Специалист №2
Имеет высшее образование, работает в сфере производства, хранения, продажи лекарственных препаратов.
Среди специалистов подобного рода различают технологов, изготавливающих лекарственные формы, аналитиков, занимающихся контролем качества.
В настоящее время эти специалисты организуют и координируют оптовую торговлю фармацевтическими препаратами.
Помимо некоторых общемедицинских знаний, должен владеть вопросами разработки, приготовления, исследования (анализа), хранения, отпуска лекарственных средств, знать дозировки препаратов и номенклатуру медицинских субстанций – компонентов, из которых изготавливают лекарства.
(Ответ: провизор)
Специалист №3
Обрабатывает детали на станке. Работает по чертежам.
Должен обладать острым зрением, точным линейным и объёмным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания.
Этому специалисту необходима хорошая подготовка в области математики, географии и физики (механика, электротехника).
Должен знать: устройство и правила проверки на точность станков разных конструкций; способы установки, крепления, выверки деталей и методы определения технологической последовательности их обработки; устройство и правила теплообработки и др.
Необходимо умение выполнять работы по чертежам, производить особо сложные расчёты.
(Ответ: токарь)
Специалист № 4
Умеет красиво оформлять своё изделие.
Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Для деятельности необходимы тонкое цветоразличие, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движения рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объёмный и линейный глазомер, умение концентрировать внимание. Нужны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение.
Должен знать правила хранения продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии.
(Ответ: повар-кондитер)
Специалист №5
Относится к группе профессий – «человек ˗ знак».
Занимается составлением отчётов, ведением статистики и специальной документации.
Может работать с наличными денежными средствами, вести кассовую документацию.
Часто помимо собственной работы ведёт учёт поступления, отгрузки товара, складской учёт, осуществляет контроль платежей.
Обязательным требованием к этому специалисту в последнее время стало знание специальных программ учёта.
(Ответ: бухгалтер)
Специалист №6
Эта профессия находит всё больший спрос в России.
Высшего образования в этой сфере в нашей стране ещё не существует. Профессионалами в данной области становятся, как правило, врачи.
Специалист должен владеть практически всеми методами терапевтического ухода за лицом и телом: массажем, аппаратными методиками и проч.
(Ответ: косметолог)
7. «Специальности. Профессии. Должности»
Инструкция. Участника команд нужно заполнить таблицу, предлагаемую в бланке задания, распределив слова по трем группам.
специальности профессии должности
Слова: хирург, директор школы, токарь, министр социального развития, химик-лаборант, монтажник, столяр, маляр, декан факультета, литературный критик, летчик-испытатель, ректор института, резчик по дереву, судья, закройщик, учитель, ветеринар, врач, продавец промышленных товаров, художник-конструктор, менеджер по персоналу
Ответы
специальности профессии должности
хирург,
химик-лаборант,
литературный критик, летчик-испытатель, резчик по дереву,
продавец промышленных товаров,
художник-конструктор, менеджер по персоналу
токарь,
монтажник,
столяр,
маляр,
закройщик,
учитель,
ветеринар,
врач,
директор школы,
министр социального развития,
декан факультета, ректор института, судья
Подведение итогов.
Подводятся итоги, занося результаты команд в оценочный лист.Оценочный лист
Задание Кол-во баллов Команда 1 Команда 2
Разминка «Профессия на букву…» 1 - 2
1 балл начисляется команде, которая выбыла первая, 2 – команде, последней назвавшей профессию Что это за профессия? Кол-во верных ответов «Где учиться?» Кол-во верных ответов «Анаграммы» 0 - 6 Блиц-опрос Кол-во верных ответов «Угадай профессию» Кол-во верных ответов «Специальности. Профессии. Должности» Кол-во верных ответов Итого