Конспект группового занятия по профориентации «Калейдоскоп профессий» (познавательная игра)

Государственного бюджетного учреждения Республики Крым
«Клинический санаторий для детей и детей с родителями
«Здравница»






Конспект группового занятия по профориентации

«Калейдоскоп профессий»

(познавательная игра)
(зачитывался на методическом объединении):







Подготовила:
педагог-психолог
Штефан Н. Л.




г. Евпатория, 2017 г.
Конспект группового занятия по профориентации «Калейдоскоп профессий»
(познавательная игра)

Цель - знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.
Задачи:
познакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме;
создать информационное пространство о профессиях;
развивать любознательность, умение работать в группах
прививать интерес к различным видам деятельности;
задуматься о своём профессиональном будущем
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с описанием профессий; два набора карточек с цифрами 1, 2, 3; бланк для ответов конкурса «Блицопрос».
Подготовительная работа: составление презентации к открытому мероприятию. Подготовка атрибутов к конкурсам, разработка памяток для учащихся, проведение теста на принадлежность к типу профессий, обработка результатов тестирования. Ребята делятся на две команды, каждой предлагается продумать название и эмблему в соответствии с темой игры, главного в команде.
Ход мероприятия.

Педагог-психолог: Нашу встречу мне хочется начать с известных строк детского стихотворения В. В. Маяковского, оно с очень взрослым смыслом:
(Слайд 1)
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься? (Слайд 1)
Каждый человек в своей жизни делает два самых важных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня, как вы догадались, мы поговоримо выборе профессии (Слайд 2).
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий (Слайд 3).
Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор (Слайд 4).
А знакомиться с профессиями мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда 1 и команда 2. И сегодняшнюю встречу проведём в форме соревнования между командами.

Конкурс 1. «Разминка» (3 мин.), (Слайд 5)

Педагог-психолог: Я предлагаю вам отгадать загадки о профессиях, которые вам сейчас буду зачитывать.
(Участникам по очереди задаются вопросы – шуточные загадки. За правильный ответ команда получает 0,5 балла)

Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент!
(Дирижёр.)

Если роль забыл актёр
И без слов руками машет,
Кто на выручку придёт
И слова ему подскажет?
(Суфлёр.)

Самолёт он долго создавал,
Сколько раз менялись очертания!
Скоро сядет лётчик за штурвал,
Труд его закончит испытанием.
(Конструктор.)

Был вначале он курсантом,
В полк приехал лейтенантом,
Он обучен воевать,
Как его, скажи, назвать.
(Офицер.)

Назубок законы зная,
Все права нам разъясняя,
Споры наши разрешает,
А виновных осуждает.
(Судья.)

Он ведёт соревнованье,
Судит честно состязанье.
(Рефери.)

Он весь город нам покажет,
Всё о нём к тому ж расскажет.
И от нас вопросов ждёт,
И на все ответ найдёт.
(Гид, экскурсовод.)

В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день.
(Бухгалтер.)

Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
Да палочкой маши!
(Милиционер.)

Мы от простуды вновь страдаем,
Врача мы на дом вызываем.
Он выдаст нам больничный лист.
А кто он как специалист?
(Терапевт.)

Как называются пилоты
В одной команде самолёта?
(Экипаж.)

Он – начальник факультета,
Знают все студенты это.
В вуз учиться, коль пойдёшь,
То его ты там найдёшь.
(Декан.)

Профессия- это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития (Слайд 6).
Слово профессия означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия - это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
А теперь будем отгадывать анаграммы, в которых зашифрованы названия профессий.
Конкурс 2. «Анаграммы» (3 мин.), (Слайд 7,8)
Задание: Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Условия конкурса: каждой команде даётся одинаковое задание.
(За каждый правильный ответ - 0,5 б)

Рвач- медицинский работник (врач)
Сопло- дипломатический представитель (посол)
Терка- театральная и кинематографическая профессия (актер)
Марля- «разноцветный» рабочий (маляр)
Фиакр- волшебная цирковая профессия (факир)
Кредитор-руководитель предприятия (директор)
Старина- младший медицинский рабочий (санитар)
Водосток- животноводческая профессия (скотовод)
Авдотка- юридическая профессия (адвокат)
Травинка- продавец старины (антиквар)
Альков- мастер ручной ковки (коваль)

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.
Поднимите руку, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.
А сейчас попробуйте отгадать профессию по описанию.

Конкурс 3. «Отгадай профессию по описанию» (5 мин.) (Слайд 9)
(Команды выбирают карточки и отгадывают название профессии по описанию. За правильный ответ - 1б.)

К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «в земных недрах пространство, и богато царствует натура Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены, находится глубоко под землей. (Горняк, шахтёр)
Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтажник)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа», «человек - человек», «человек - техника», человек - художественный образ», «человек - знаковая система». (Слайд 10)

Конкурс 4. «Взаимоотношение человека и объекта действия» (3 мин.), (Слайд 11)
Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.
(Педагог-психолог называет профессию. Участники должны записать, к какому типу она относится). (Слайд 12)

Портной (Человек - художественный образ);
Зоотехник (Человек - природа);
Столяр (Человек- техника);
Слесарь - сантехник (Человек- техника);
Фотограф (Человек - художественный образ);
Композитор (Человек - художественный образ);
Секретарь (Человек - человек);
Парикмахер (Человек- человек);
Садовод (Человек - природа);
Программист (Человек - знаковая система);
Животновод (Человек - природа);
Водитель троллейбуса (Человек - техника);
Адвокат (Человек - человек);
Штурман (Человек - знаковая система);
Портной (Человек - художественный образ);

А теперь проверим (Слайд 13)
«Человек - художественный образ»: портной, фотограф, композитор.
«Человек - природа»: животновод, зоотехник, садовод.
«Человек - техника»: столяр, водитель троллейбуса, слесарь -сантехник,
«Человек - человек»: секретарь, парикмахер, адвокат.
«Человек - знаковая система»: программист, астроном, штурман.

Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь- референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям. В последнее время в России появились новые профессии. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.

Конкурс 5. «Что это за профессия?» (Слайд 14,15)
Каждая команда имеет карточки: 1, 2, 3. По сигналу «Время» (10сек.) поднимает соответствующую карточку.
Помните: Только один ответ, из предложенных, является правильным. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
1. Логист -
1) занимается логикой;
2) специалист по управлению транспортировкой продукции;
3) организует конференции и научные саммиты.
Логист, логистик - специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для её получения необходимы экономическое образование.
2. Веб – мастер -
1) работает на компьютере;
2) разрабатывает программы;
3) разрабатвает проекты сайтов.
Веб - мастер разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадёт, но веб - мастер может легко переквалифицироваться в специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь фундаментальное техническое образование.
3. Маркетолог -
1) работает на рынке ценных бумаг;
2) тот, кто изучает рынок;
3) тот, кто изучает товарные марки и бренды.
Маркетолог - тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно – техническое образование.
4. Фандрайзер -
1) ищет деньги и возможности для организации;
2) фанат, которого занимает звезда;
3) изучает пути развития предприятий .
Фандрайзер - ищет деньги и возможности для организации. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Сейчас существует много курсов по фандрайзенгу. Часто работают при крупных научных центрах.
5. PR- агент-
1) связан с политикой;
2) специалист по связям с общественностью;
3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
6.Имиджмейкер -
1) филосов
2) парикмахер
3) имидж – консультант

Конкурс 6. «Профсловарь» (10 мин.) (Слайд 16)

Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать. Защитывается тому, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ (0,5 б).
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Было бы всё так просто, но теперь задания усложняются, если вы угадаете с одного слова профессию, то вам даётся сразу 5 баллов, и так по мере уменьшения – за 2 слова-4Бала, за 3-3 бала, за 4-2 бала, за 5-1 балл.

Пюпитр, партитура, смокинг, консонанс, оркестр - МУЗЫКАНТ
Акупунктура, глюкометр, инъекция, фонендоскоп, рецепт - ВРАЧ
Шлёвка, печворк, оверлок, шлица, ателье - ПОРТНИХА
Софит, амплуа, премьера, антракт, аплодисменты – АКТЁР

Конкурс 7. «Блицопрос» (3 мин.) (Слайд 17)
(0, 5 б. За каждый правильный ответ)

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремёсла?
а) Агния Барто; б) Сергей Михалков; в) Джанни Родари.

2. Где работает брокер?
а) в банке; б)на бирже; в)на ипподроме.

3 .Зачем мужчина обращается к флористу?
а) за табаком; б)за цветами; в)за морепродуктами.

4. Представители какой профессии в середине века успешно заменяли врачей?
а) кузнецы; б)цирюльники; в)алхимки.

5. Где работает крупье?
а) в казино; б)на конюшне; в)на мельнице.

6. Как называется ученый, исследующий духовную культуру народа?
а) культиватор; б)культуролог; в)культурист.

7.С представителем какой уважаемой профессии сравнивают грязнулю?
а) трубочист; б)шахтёр; в)нефтяник.

8. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациента перед операцией?
а) физиотерапевт; б)гипнотизёр; в)анестезиолог.

9. Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался Шкрабом?
а) посудомойка; б)сторож; в)учитель (шкраб- школьный работник)

10. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
а)монтажёр; б)монтёр; в)монтажист.

11. Что делает визажист?
а) визы; б)пластические операции; в)макияж.

12. Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
а)спикер; б)конферансье; в)диктор.

13.Ктодолжен заверить завещание, чтобы оно вступило в законную силу?
а)прокурор; б)адвокат; в)нотариус.

14.Кто осуществляет в суде защиту подсудимого?
а)прокурор; б)адвокат; в)следователь.

15.Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
а)провизор; б)прозектор; в)проректор.
Сверим ответы. (Слайд 18).

Педагог-психолог: Молодцы! Все конкурсы прошли, все задания выполнили.

Подсчитывается заработанные командами баллы и объявляется победитель

Рефлексия (обратная связь)
-Вот и подошла к концу наша встреча.
Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о мире профессий. А что думаете вы о выборе профессии? Что запомнилось о встрече? Что понравилась, а что не понравилось?
(Впечатлениями делятся дети).

- Закончить нашу встречу мне хочется словами, которыми я начинала:

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.

Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания! (Слайд 19)
Список использованной литературы:
Врублевская М. М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 80 с.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.
· 154 с.
Пряжников Н. С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология» - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
Филимонова О. Модификация карты интересов.//Школьный психолог, №2 ,2007.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998.