Занятие — игра «Калейдоскоп профессий»


Конспект занятия «Калейдоскоп профессий»
Цель: активизировать процесс профессионального самоопределения.
Задачи:
- развивающие:
расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда;
способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна;
развивать умение ориентироваться в мире профессий;
развивать кругозор, мышление;
развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять);
коррегировать зрительное и, слуховое восприятия на основе упражнений на внимание;актуализировать житейский опыт воспитанников в ходе занятия;
развивать кругозор, мышление, внимание, корригировать слуховое внимание, память, мышление;
развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения);
- воспитательные:
прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям любой профессии;
бережное отношение к продуктам труда;
помочь подросткам в профессиональном самоопределении;
показать важность, необходимость и значимость любого труда людей;
воспитывать мотивацию к обучению;
помочь учащимся сделать выводы: правильный выбор профессии необходимое условие профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.
Практическая значимость:
Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся с умственной отсталостью носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.
Представленное занятие – путешествие «В мир профессий» – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья, специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников коррекционной школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.
Оборудование: карточки с профессиями, мульти-медиа; бейджики участников; карточки с перечнем профессий; карточки с перечнем атрибутов.; магниты; персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2010; мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран.
Ход занятия :
-Добрый день, дорогие ребята!
Как быстро бежит время… Совсем недавно вы переступили порог этой школы несмышлёными малышами, а сегодня вы, почти выпускники. Время как река, которая течет в одном направлении, из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. Время не поворачивается вспять и не стоит на месте. Прожив миг, мы не можем вернуться назад и прожить его заново. Назад дороги нет, идти нужно только вперед.
На экране: Лента жизни.(слайд1)


Рождение д/сад школа ? ?
-Глядя на вашу ленту жизни, что вы можете сказать? Что, по вашему мнению, должно быть после слова «школа»?
-Это то, что ожидает вас впереди.
-А что вас ждёт впереди? Какой важный шаг предстоит вам сделать?
-Ответы ребят. : Ребята!
“Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением - выбор профессии. Рождение человека как профессионала – процесс сложный и индивидуальный. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство, юность.
Чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».
(слайд 2)
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только бездельник
Не пахнет никак.
Сколько не душится
Лодырь -с утра
Очень не важно
Он пахнет, друзья!
-Ребята, для оптимального выбора профессии, должны выполняться три условия (слайд 3):
Хочу ------------мои желания (профессия должна нравиться)
Могу-------------способности и возможности (должны учитываться при выборе)
Надо--------------востребованность профессии (должна быть востребована на рынке труда)
-Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье – найти в жизни свое назначение, свое призвание. Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать нужную профессию? Что такое выбор? В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Выбор – отобрать, взять для себя нужное, предпочтимое». (слайд 4)
-Посмотрим значение слова профессия: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность». (слайд 5) Профессий в мире очень много. Каждый из вас знает, что на земле нет ничего важнее и почетнее труда, без труда нет добра, потому что:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час-
И вы трудиться будете.
-Какой можно сделать вывод? Нас окружают множество предметов, вещей, которые каждый день: книги, которые мы читаем; стулья на которых мы сидим; дома, в которых живем; хлеб, который едим и т.д. Откуда взялись эти вещи? (Их сделали люди разных профессий.)
-Ребята, как вы думаете, как мы должны относиться к продуктам человеческого труда?
-Тема нашего занятия «В мире профессий», и мы с вами сегодня будем путешествовать по миру профессий.А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
“Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины 
И питается бензином!” (автобус)
Правильно! Мы поедем на автобусе.
- Кто управляет автобусом? (шофер)
Кто еще работает в автобусе? (кондуктор)
Назначаются дети на роль шофера и кондуктора
- А кто теперь вы? (пассажиры)
Дети из стульчиков строят “автобус”
Автобус может отправляться.
- Вдруг у автобуса прокололась шина. (произнесение звука ш-ш-ш-ш)
- Поможем шоферу накачать колесо. (произнесение звука с-с-с-с)
- Автобус выехал на мокрую дорогу. (произнесение слогов ша-шу-шо-ши)
- Прислушайтесь. Вдалеке слышится гудок поезда. (произнесение слога на одном выдохе ту-ту-ту-ту)
- Вдруг совсем близко от нас просигналила машина. (произнесение слога на одном выдохе би-би-би-би)
- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте крепко глазки.- Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашите им рукой.
- Ну вот, автобус остановился и мы приехали.
-Ребята, с людьми каких профессий вы встречаетесь каждый день? (Учитель, воспитатель, повар, медсестра, библиотекарь, сторож, ...)-Ребята, представьте что будет, если вдруг исчезнет такая профессия, как шофер? Как дворник? Как швея? Как продавец? Как пекарь? Как строитель? Как врач?
- Правильно ребята. Жизнь невозможна без труда.   Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде.  А давайте их вспомним. Будьте внимательны.  
Задание1 (слайды 6-7).
Труд человека кормит…. (а лень портит).
Терпение и труд… (все перетрут).
Глаза страшатся… (а руки делают).
Что посеешь… (то и пожнешь).
Кто не работает…(тот не ест).
Уменье и труд все (перетрут).
Дело мастера (боится).
Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
-Несмотря на то, что все профессии кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.
Кто из вас хочет есть горький или соленый хлеб?
Кто хочет носить некрасивую одежду? А дырявые башмаки?
Кто хочет, чтобы когда он едет в автобусе, подбрасывало на кочках?
Кто хочет, чтобы на наших улицах валялся мусор?
-Делаем вывод: хорошая работа приносит радость всем людям. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься “нелюбимым” делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость
Задание 2. “Узнавай-ка”
- Попытайтесь угадать, о каких профессиях идёт речь?
- Открой рот и скажи “А-а-а”.
- Ваша сдача 10 рублей.
- Тема сегодняшнего урока “Глагол”.
- Кому добавки?
- Московское время девять часов тридцать минут.
-Молодцы, ребята.
Задание 3. Загадки. - Я предлагаю вам разгадать загадки о профессиях. 
Скажите, кто так вкусноГотовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? (Повар.) (слайд 8)
2.Вот машина подошла, Груз на стройку привезла. Нажимает на стартер Очень опытный… (Шофер.)  (слайд 9)
3. Вот на краешке с опаской,
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро (Маляр). (слайд 10)
4. Он проснется на заре,
Снег расчистит во дворе,
Все дорожки подметет,
И песком посыплет лед. (Дворник) (слайд 11)
5.Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу я лихо,
Потому что я ….. (Швея) (слайд 12)
6.Строю школы, строю бани,
Строю новые дома.
Строю новые деревни,
Строю даже города.
Знает каждый в доме житель
Этот дом возвёл ….. (Строитель).   (слайд 13)
7.   Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка!
(Слесарь) (слайд 14)
Задание 4.                                                
-А сейчас задание: на доске висят атрибуты различных профессий, ваша задача – выбрать атрибут, соответствующий названию профессии в вашей карточке.
1.Повар (колпак, белый фартук, половник)
Как легко приготовить обед,
Ничего в этом трудного нет,
Это проще простого,
Это раз и готово!
2.Швея (швейная машина ,нитки, ткань, ножницы)
шей машина, платье шей
Для больших и малышей.
И с уменьем со сноровкой,
Шьёт швея наряды ловко.
Две умелые руки
Кроят, строчат лоскутки.
3.Плотник (гвозди, топор, пила, доска)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник-
Делает нам стулья плотник.
4.Техничка и помощник воспитателя (тряпка, ведро, халат, швабра)
Дел немало у меня,
Много и работы
И прибраться в уголке
Помогу детишкам.
Оботру окно и стол,
Вымою посуду, подмету я в группе пол, приберусь повсюду.
И в конце любого дня
Радостно бывает, ведь помощницей меня дети называют.
5. Дворник (метла, рукавицы, совок)
Метлу взяла и двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Ну и я не отставала,
Начала я от крыльца,
Подмела я до конца.
Выходи, погляди
Ни соринки не найти.
6. Слесарь (фумлента, гаечный ключ, газовый ключ)
Чин по чину, чин по чину,
Все болезни нипочём!
Всё починим, всё починим
Ковкой, клёпкой и ключом.
7. Каменщик (мастерок, каска, уровень)
Точно в срок построит он: Небоскрёб и стадион. Детский садик и больницу, Магазинов вереницу. 
8. Маляр (кисть, валик, шпатель)
Есть у мастера сноровка –Водит кистью очень ловко.Тянет следом за собойЛенту краски голубой.
-Молодцы ребята.
Задание 5.“Исправь ошибку”
- Будьте внимательными, и постарайтесь исправить все мои ошибки. (слайд 15-16)
Строитель управляет самолетом. – Строитель строит дом.
Швея продает продукты. – Швея шьет одежду.
Парикмахер стирает белье. – Парикмахер стрижет людей.
Маляр разносит почту. -Маляр красит стены.
Дворник варит обед. – Дворник подметает двор.
Физминутка (слайд 17)
Мы в профессии играли –
В миг, мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет девятый класс!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора
Задание 6.
-Ребята, сейчас поиграем в такую игру, нам дали задание построить многоэтажный жилой дом. Сколько этажей бывает в больших домах? Представьте, нам нужно построить шестнадцатиэтажный дом.(Воспитанники отбирают карточки изображающие строительные специальности.)
-Посмотрите, какой красивый дом мы построили. Вам нравится этот дом? Вы хотели бы жить в таком доме? Давайте, еще раз перечислим, люди каких профессий трудились в строительстве этого дома.
-Ребята, для выбора профессии необходимо:
Изучить глубже самого себя: разобраться в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
Подумать, какие у вас есть сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
Ознакомиться с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям. Побеседовать с представителями избираемых профессий, постараться побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомиться с характером и условиями труда.
Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
Приняв решение, не отступать перед трудностями. Быть настойчивым в достижении намеченных целей.
(Слайд 18)
поставить перед собой цель и стремиться ее достичь,
необходимо получить хорошие знания;
поступить и успешно закончить профессиональное училище;
необходимо предварительно попробовать себя в избранной профессии;
нужно любить эту профессию.
-Подведем итог нашего занятия. Что нового о профессиях вы узнали сегодня?
- Понравилось вам путешествие?
-Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ:
Счастье -это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой. Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается сегодня ваш основной труд?
-Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас. Хочется поблагодарить людей разных профессий за их самоотверженный труд, за их преданность делу, за то, что они дарят нам спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.                                  
Рабочий? Строитель? Учитель?
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может нужнее инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим: для России профессии все нужны. (слайд 19)
Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей (пользу обществу).
Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. А чтобы вы были только хорошими работниками, вам нужны хорошие качества. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде. 
 Рефлексия.
-На доске плакат «Дерево успеха». У вас листочки. Я предлагаю вам на них написать, кем вы хотите быть и наклеить свой листочек на дерево, озвучивая свою мечту.
Желаю вам шагать по жизни смело,Желаю счастья каждому найти, Пусть сбудется, что каждому хотелось.В дорогу, друг! Счастливого пути!"