Урок-игра Калейдоскоп профессий к урокам гражданственности (4 класс)


ТЕМА. УРОК-ИГРА «КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ»
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
Оборудование:
ХОД УРОКА
Ι. Организация класса. Вступительное слово учителя (слайд 1)
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся другу. Главная задача для вас – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.
- Итак, начинаем наш урок.
- Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Неудивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные года, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, испечете самый вкусный в мире торт, сошьете такие сапожки, что позавидует сама царица, или первыми откроете новые звезды.
ΙΙ. Обсуждение проблемного вопроса (слайд 2)
- Как вы думаете, какая профессия самая главная?
Наверное, ответить на этот вопрос не так просто.Сегодня мы поговорим о разных профессиях, и, может быть, найдём ответ. ΙΙΙ. Сообщение темы урока
Итак, тема нашего урока – «Калейдоскоп профессий».
- А вы согласны с высказыванием: «Все профессиинужны, все профессии важны»? Почему?
- Давайте попробуем сегодня на уроке разобраться в этом ипроверим истинность данного высказывания.
ΙV. Решение проблемы в процессе игровой деятельности
Просмотр отрывка из мультфильма (слайды 3, 4) «Все профессиинужны, все профессии важны».
Сделаем вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
Игра «Найди ошибку» (слайд 5). Выразительное чтение детьми стихотворения В.В.Агафонова, О.Л.Соболевой «Путаница о профессиях»
Учитель. Вы, ребята, внимательно слушайте, запоминайте ошибки, а затем мы с вами их обсудим и исправим
Наш знакомый мальчик ПетяНеплохой парнишка, но...Говорит, что все на светеЗнает он давным-давно. Как-то собрались ребята Во дворе у нас гурьбой. Санитар,— спросила Нота, —Это кто еще такой ?А связист? — спросил Сережа.Слесарь кто — не знаю тоже...— Погодите, — крикнул Вова, —Спросим Петю Иванова.Петя так сказал: — Друзья!Вам на все отвечу я!Все профессии я знаю.Так! Вниманье! Объясняю!САНИТАР — на санках мчится,Ничего с ним не случится!Он ведь мастер в санном спорте,Тут со мною вы не спорьте!По горам, по переваламВсе идет ГОРНЯК усталый.Он к горам давно привык,Покорит он горный пик.Под морзянки бодрый свистСвитер свяжет вам СВЯЗИСТ:Он в вязании на спицахЛучший наш специалист!Ищет клады КЛАДОВЩИКИ находит в тот же миг!А потом он эти кладыБережно хранит на складе.Собирает БАНЩИК банки,А потом хранит в Сбербанке.Очень ими дорожит,Банк с ружьем он сторожит.МЕЛЬНИК стены белит меломИ рисует между делом —На асфальте, мелом тоже,Всем портреты. Так похожи!В офисе ОФИЦИАНТВсем покажет свой талант:Вмиг бумаги разнесет,К телефону позовет.Вот в машинку МАШИНИСТВновь закладывает лист.Тук-тук-тук! Помчались строчкиОт начала и до точки.Операция идет:КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.Кровь вливается больному...Он уже здоров — и дома.А ПЕЧНИК печет печенье,Очень вкусное, с вареньем!Может булочку испечь.Ах, была бы только печь!Дорогие наши дети!Что здесь перепутал Петя?Он ошибок мно-о-ого сделал!Почему же? В чем тут дело?Помогите поскорееРазобраться что к чему...Если Петя подоспеет,Объясните и ему!
- Давайте попробуем разобраться о каких профессиях шла речь? (слайд 6)
- Кто может сказать, что такое профессия?
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности»
Учитель. Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях, в разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо. Но они заняты одним делом, это их роднит. Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
Близко к слову профессия понятие специальность. Например, мне очень нравится химия. Кем по профессии я могу быть? (Учителем химии, ученым химиком, инженером-химиком, лаборантом-химиком…)
В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики, химии). То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? (Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист…)
Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.
Профессий на земле великое множество. Но мы затронем лишь некоторые.
Игра «Угадай кто…» (слайд 7)
Люди, каких профессий могут произносить фразу:
«Местное время 9 часов» (диктор)
«Открой рот и скажи: А-а-…» (врач)
«Ты опять не убрал игрушки» (воспитатель)
«Открываем дневники и записываем домашнее задание» (учитель)
«Билетики, пожалуйста!» (контролер)
«Не хватает соли» (повар)
«Какую прическу вы бы хотели?» (парикмахер)
«Ваши документы» (полицейский)
«Распишитесь в получении бандероли» (почтальон)
Физкультминука (слайд 8)
Игра «Собери пазлы» (слайд 9). Работа в парах. Приложение 1
- Перед вами конверты с заданиями. Вам необходимо сложить пазлы, узнать профессию и рассказать о ней по плану, который вы видите на экране? 
Самостоятельная работа. Ответы детей.
Сделаем вывод: все профессии нужны, все профессии важны.
Разгадай кроссворд. Самостоятельная работа (слайд 10). Приложение 2

Коллективная проверка работы на доске.
Игра «Назови профессию» (слайд 11). Работа в паре
Сейчас вы вытянете карточку с буквой алфавита, ваша задача  придумать профессию, название которой начинается с этой буквы
Шахтер, строитель, фотограф, учитель, пожарники, водитель, пограничник, 
космонавт, ветеринар, кондитер, маляр.
Игра «Пантомима» (слайд 12). Работа в группах. Приложение 3
Сейчас ребята, каждая группа вытянет карточку с профессией, ваша задача – не говоря ни слова показать соперникам эту профессию.
- Молодцы, вы правильно всё отгадали. Это были профессии ваших родителей. А как вам сделать правильный выбор и найти ту самую важную и нужную для вас профессию подскажут герои мультфильма «Кем я хочу стать».
Просмотр мультфильма «Кем я хочу стать» (слайд 13, 14).
V. Подведение итогов. Оценивание (слайд 15)
Да, ребята, много профессий на свете, каждая необходима и важна. В будущем желаю вам выбрать себе профессию по душе. Я хочу подарить каждому из вас памятку «Формула профессии» (приложение 4), как правильно выбрать свою профессию.

Слайд 16
Когда падает с неба звезда, люди загадывают желания, я вам приготовила звездочки (приложение 5), чтобы вы на них написали свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем. Прикрепите свои звёздочки-желания к указателю желаний.
Много в мире профессий разных,
Какую выбрать – не узнаешь сразу.
В жизни все сгодится.
Стоит только хорошо учиться!
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные –
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
- Отметки за урок получают следующие учащиеся…