методическая разработка классного часа Закон есть закон


Методическая разработка открытого классного часа по профилактике правонарушений и преступлений «Закон есть закон!»
Цель классного часа: Профилактика правонарушений несовершеннолетних, пропаганда правовых знаний, формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
На слайде эпиграф классного часа:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Л.Н. Толстой
Классный руководитель: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся!». Это суровое предупреждение пришло в нашу жизнь из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел...», – этот лепет часто приходится слышать.
Приблизительно каждый пятый преступник в нашей республике – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.
Два из трёх преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.
Растёт число привлечённых к уголовной ответственности за распространение наркотиков.
«В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням». А. А. Бестужев-Марлинский
«Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению».
Л. Л. Леонов
«Никакие выгоды, достигнутые ценой преступления, не могут вознаградить потерю душевного мира». Г. Филдинг
К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
 Давайте с вами вспомним некоторые понятия.
 -Кто же  считается подростком?
( Выступления учащихся сопровождаются показом слайдов презентации ) Учащийся 1:
Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток .Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.
 -Что называется преступлением?
 
Учащийся 2:
Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом . Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.
 -Что такое правонарушение?
 
Учащийся 3
Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.
 
-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?
 
Учащийся 3:
кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон  автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие  последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ
 
- Так вот за все эти правонарушения дети  от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)
 -Что такое ответственность?
 
Учащийся 4:
Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои  действия, поступки, быть ответственным за них.
 Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
Учащийся 5 
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
 За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
 Учащийся 6
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Учащийся 7 
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
 
4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Учащийся:
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь.
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.
Преподаватель:
  За тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы,  наркологические диспансеры.
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Не успев еще почувствовать радости жизни, человек уже рвет на себе волосы в кабинете следователя: "Не хотел! Не знал!". И с трудом начинает осознавать, что наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Не папина, не мамина, а ЕГО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Сергей А., Бобровская ВКСейчас мне 17 лет, я понимаю уже почти все: что я совершил преступление, что сейчас на воле маме с папой тяжело, они стараются работать для меня, а я сижу здесь.У меня было все, что надо для жизни: одет, обут, накормлен, мама давала постоянно мне денег, я сам сделал много ошибок в своей жизни за 17 лет, на воле. Перед тем, как я совершил преступление, я пил пиво целую неделю, как будто знал, что меня посадят. Я попал в колонию, избив человека, и не знал, что он умер. Потерпевший был моим соседом, постоянно пил, но ничего плохого никогда не делал.Я очень раскаиваюсь, у меня нет такого права, чтобы человек ушел из жизни. Если бы я знал, что получится именно так, я бы такого никогда не совершил.
Антон П., Можайская ВКЯ даже не мог и представить себе то, что я когда-нибудь попаду за решетку. Все вроде было хорошо, ничто не предвещало беды, только портила картинку одна деталь - привод в милицию в 9 классе. Но это уже было забыто и давно казалось пройденным этапом. Прошло некоторое время, все плохое забылось, и тут в мой дом, соседний подъезд, переехал жить Гоша. Позднее, он стал моим подельником. Вроде мы с ним как бы нашли друг друга, и все вроде было ничего. Позже нам говорили, что когда мы вместе - это ураган. На воле я алкоголь не употреблял вообще, а курить даже никогда не пробовал, чем очень сильно отличался от своего друга.Прошло около года нашего знакомства, за это время я потерял почти всех своих друзей. Многие мне говорили, что надо прекращать общаться с ним, но я не слушал. Я был очень легкомысленным, думал, что никогда не попаду в тюрьму. Первый раз, когда Гоша уговорил меня на угон машины, это прошло безнаказанным. Через несколько месяцев мы угнали эту машину еще раз и решили ее утопить. Но на этот раз нам повезло меньше, нас поймали почти сразу. В результате нам дали 4 года, но мы были амнистированы. И это, наверное, и послужило следующим шагом в тюрьму. Первое время мы боялись вообще что-либо делать, но потом подельник сказал мне: "Давай". Я поддержал его, и вот результат.На суде мой подельник все свалил на меня. Можно сделать вывод: после освобождения я вряд ли буду с ним общаться.
Станислав Б., 18 лет Первый раз я столкнулся с милицией в 17 лет. Зайдя в камеру предварительного заключения, я не ощущал большого чувства страха, напротив, мне было интересно знать, правда ли жизнь за решёткой так ужасна, как её расписывают. Первое, что я почувствовал, - это тяжёлый, спёртый запах. Этот запах я не забуду никогда. Ужасная вонь, смесь пищи, табака, пота, грязной одежды. Но ощущался этот запах недолго, приблизительно минут через 5 я привык к нему и перестал замечать. Прямо передо мной стояла большая деревянная тумба, служившая заключённым столом, кроватью, стулом - в общем, всем. Вдоль этой тумбы имелся небольшой проход, приблизительно в метр длиной и полметра шириной, по которому ходили по очереди, когда сидеть и лежать было уже невыносимо.
 
Из писем несовершеннолетних заключенных
А Мама рвалась, как голубь в клетке
Этот день я никогда не забуду! 4 августа 1998 год — день моего ареста!
Еще накануне я знала, что меня арестуют. Я просто уже смирилась с этим.
Утром в 11 часов мы с Мамой пришли в милицию… Мама очень надеялась, что меня простят, дадут последний шанс, и мы вернемся домой…
Все произошло очень быстро, я даже не успела крикнуть – “Мама!”. Стояла как каменная — делай со мной, что хочешь. Просто смотрела в глаза Мамы, глаза, наполненные слезами, болью, печалью. Я читала в ее глазах молитвы.
Ее не подпустили ко мне, ее держали… А Мама рвалась, как голубь в клетке, когда меня стали уводить.
И все-таки она вырвалась, и обнять, и поцеловать меня смогла.
А я шла молча и даже не смогла обернуться назад. Боялась увидеть ее умоляющие глаза.
Я больше никогда в жизни не хотела бы увидеть такие глаза Мамы.
Вот такой у меня был день, который я запомнила на всю жизнь.
Лена С.Рязанская воспитательная колония (ВК).Декабрь 2000 г.
Я видел, как страдают там люди
Самое хорошее в моей жизни, это то, что я вообще жив, что у меня есть родные, которые меня любят и ждут. Лучше этого нет.
Самое невыносимое в моей зарешеченной жизни — это разлука с близкими. Еще тяжелей осознавать это, думать об этом каждый день, смотреть на лица родных на свидании: с виду радостные, но внутри для них это тоже очень тяжело выносить. А еще невыносимо лишение свободы, воли. Остальное, по сравнению с этим не проблемы, и если есть голова на плечах, то они решаемы.
Да, тюрьма в какой-то мере — судьба, а судьбу не обсуждают.
За то, что я совершил, несу ответственность только я, и никто не должен ее нести. Но все же, свое наказание я считаю жестоким, несправедливым исходом судьбы. Подростков-нарушителей нужно наказывать, но ни в коем случае не так.
Когда меня первый раз завели в камеру, я почувствовал боль в глубине души, одиночество. Хотя я был в камере не один, вся обстановка меня угнетала. И я поник, как зверь в клетке.
Самое ужасное, что я увидел и узнал в заключении – это туберкулезное отделение СИЗО № 1, где я просидел 8 месяцев. Я видел, как страдают там люди. Их не лечат, они умирают долгой, мучительной смертью. И до этого никому нет дела. Все говорят: “Да они зеки, что их жалеть!” А ведь они тоже люди. И хоть я был один единственный малолетка в туботделении, я все это понимал.
В большинстве случаев заключение только портит человека. А, проще сказать, превращает его в нечеловека.
Мое правонарушение — это ошибка, которую уже не исправить. Ее можно только не повторить. А если это и грех, то его можно искупить только перед Богом – в церкви у алтаря.
Михаил П.Пермская ВК. Октябрь 2000 г.
Мы – дети, которые не видели и не видят радости
Самое ужасающее здесь, в местах лишения свободы – это одиночество. Здесь нет никого, кто может разделить с тобой боль одиночества. Тут нет радости, тут нет ликующего смеха. Хотя девчонки очень стараются как-то смягчить свое положение. И нас мало радует все то, что они делают для нас.
На тюрьме, когда мы вели себя “неподобающим образом”, начальство начинало распускать руки на девочек-малолеток. Из-за того, что мы, например, молчим, не хотим сознаваться в чем-то, потому что мы их ослушались.
Они думают, что имеют право делать нам больно. Хотя, наверное, должны понимать, что мы – дети, которые не видели и не видят радости.
А еще мне больно, что судьи, которые судят детей, дают им несправедливые наказания. Они оставляют на свободе тех, кто был неправ. Они защищают настоящих преступников, оставляют их на свободе. А нас – беззащитных детей – сажают в тюрьму, как бы для исправления. Вот что меня ужасает!
Я не знаю, чем закончить свое сочинение. Все равно, никто того, что мы переживаем, не поймет. Это ведь нужно самому пережить: на своем теле, на своих нервах, на своем труде, на своем здоровье, на своем питании. Почувствовать и ощутить все на себе.
Марина Н. Рязанская ВК. Декабрь 2000 г.
Кроме Бога у меня сейчас никого нет
Здесь я стал очень злым и некультурным человеком: каждый день с кем-нибудь ругаюсь. Мне очень бы не хотелось ни с кем ругаться, но меня заставляют своим характером другие воспитанники.
Я болею гепатитом-С. От того, что здесь дают в столовой, у меня очень болит печень. Можно сказать, что я инвалид: бегать не могу – задыхаюсь, посмеяться и порезвиться с другими воспитанниками — тоже, так как резких движений делать боюсь.
Здесь не так, как на воле. Сладкого я не видел более двух месяцев, хотя очень хочется конфетку или печенинку. Мама ко мне не едет, так как очень далеко, а денег у нее нет. С каждым днем мне все хуже и хуже. Я уже не могу смотреть на людей в форме, на эти страшные колючки. И мне очень хочется домой. А сидеть мне еще целых два года.
И как я буду их сидеть, я не знаю. Если только надеяться на самого близкого человека — это на Бога. Кроме Бога у меня сейчас никого нет. И если бы я в Него не верил, я бы уже не жил.
Максим Х.Шаховская ВК. Сентябрь 2000 г.
Какой должна быть жизнь, чтобы не попасть за решетку
Первое, что нужно: это хорошие отношения в семье. Во-первых, надо жить дружно. Мама и папа не должны употреблять алкоголь. А еще быть материально обеспеченным. Большинство людей попадают в тюрьму потому, что в семье нет денег, и им приходится воровать.
А меня посадили за квартирную кражу. Во время кражи я находился в нетрезвом состоянии. Многие люди попадают в тюрьму из-за алкоголя, так как они не соображают, что делают. А когда человек опомнится, он уже находится в тюрьме.
Так что надо употреблять алкоголь в меру, и тогда не будет происходить никаких преступлений: драк, ссор между собой…
Я хотел бы пожелать тем, кто еще не попал сюда, чтобы не лезли никуда: ни в какие драки, не употребляли бы водку и жили бы себе спокойно.
Алеша О.Пермская ВК. Октябрь 2000
Тюрьма не может быть судьбой человека
Тюрьма не может быть судьбой человека. И моей судьбой тоже. И те люди, которые так считают, что тюрьма — это их судьба, они глубоко ошибаются. Лично я думаю, что когда освобожусь, смогу исправить свое положение. И не попаду больше в тюрьму. У меня будет достаточно времени получить образование и нужную профессию. Учиться никогда не поздно. То образование, которое я получу здесь, первоначально мне поможет на свободе.
А самое главное на свободе – быть честным и добрым человеком и тогда точно не попадешь сюда.
Да и еще… Чтобы сюда не попасть и здесь не задумываться о своей жизни, надо с ранних лет давать людям правильное воспитание. Чтобы они четко понимали, что хорошо, а что плохо… И не просто знали, что воровать нельзя, а почему это делать плохо. Так что я еще раз хочу сказать, что тюрьма никак не может быть судьбою человека.
Александр Т.Псковская ВК. Октябрь 2000 г
Стихотворение воспитанника ВТК С. Дмитриева, осуждённого на 5 лет.
Всё избито, искалечено,
И душа моя стонет в груди.
Рана сердца никем не замечена,
А ведь жизнь вся ещё впереди.
Надоело всё, опостылело.
Я и сам такой жизни не рад.
Говорю себе – счастье было ли?
Оглянуться надо назад.
А что будет, что случится:
Радость встреч иль боль разлук.
В голове моей всё кружится,
Дай ответ мне, мой милый друг.
( видео клип « У беды глаза зеленые» )Преподаватель: Подростковый период – испытание, данное каждому человеку. Представляете, сколько людей проходило этим путем до вас? Более 100 миллиардов! Этот жизненный опыт нельзя передать другому. К сожалению, каждый подросток начинает свой путь снова. Только развивая самостоятельное мышление, анализируя причины событий, поведение и поступки людей в разных жизненных ситуациях, вы научитесь делать свой выбор и сможете избежать многих ошибок. Да, действительно, отрицательное влияние на подростков может быть сильным, обстановка в семье - невыносимой, но все-таки, в конечном итоге выбирает, как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи вам.
Шляпа вопросов
Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него.
Вопросы:
Какое время из проведенных дней в кругу семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?
Что вы планируете сделать вместе с домашними в предстоящее полугодие?
Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своем папе?
Какими тремя качествами вы восхищаетесь в своей маме?
Назовите одну из ваших семейных традиций.
Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.
Какой день вы бы назвали самым лучшим? Что бы вы делали?
Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.
Назовите что-то, что делает вас счастливым.
Назовите что-то, чего вы боитесь.
Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?
Назовите одно из мест, куда вы больше всего любите ходить с друзьями.
Назовите две вещи, которые вы сделали, если бы стали президентом страны.
Какие есть два секрета прочной и долгой дружбы?
Расскажите об одном из дней минувшего года, когда вам было очень весело со своими друзьями.
Назовите что-нибудь из съестного, чего вы терпеть не можете.
Какие три качества вы желали бы видеть в своих друзьях?
Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?
Как бы вы описали рай?
Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?
Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?
Назовите один из подарков, которые вам хотелось бы получить.
Если бы вы могли поехать куда угодно, куда бы вы отправились? Почему?
Был ли такой день в минувшем году, когда вы чувствовали себя особенно близкими со своими родителями?
Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех в вашей семье.
Мое любимое животное – это…
Я чувствую страх, когда думаю о…
Мы с друзьями по-настоящему веселимся, когда…
Когда у меня выдается свободное время, я люблю…
Моя любимая телевизионная программа – это…, потому что…
Мне нравится есть…
В техникуме мне нравится…
Мне больше всего нравятся люди, которые…
Через 10 лет я вижу себя…