Статья для участия в конференции ВГУ


УДК 004
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е.Г.Триодина
ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
Аннотация: Дистанционное обучение представляет собой информационно-образовательную систему удаленного доступа. Оно основывается на современных информационных технологиях, является наиболее динамично развивающейся формой обучения. Задача дистанционного образования - сделать возможным выбор не только преподавателя, учебного пособия, библиотеки, но и лучшего преподавателя, лучшего учебника, лучшей библиотеки.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, самообразование
В настоящее время наблюдается рост числа людей желающих получить качественное образование. Одновременно становится больше и тех, кто не может это сделать в традиционной форме очного обучения из-за невозможности регулярного посещения занятий. И возникает потребность в самообучении, которое лежит в основе дистанционной формы получения образования.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.
Ряд исследователей считают дистанционное обучение синонимом дистанционному образованию. Они отмечают, что «дистанционное обучение, в известной мере, является комбинацией двух форм (заочной и очной), в оптимальном варианте – возможностью обучения под руководством квалифицированных преподавателей известных вузов и техникумов в местах постоянного проживания абитуриентов».[1]
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность – каждый желающий может при определенных условиях стать “виртуальным студентом”. Применение дистанционных педагогических образовательных технологий в процессе обучения несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы изучения предмета компьютер может помочь преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, а «виртуальные студенты» всегда будут иметь электронного инструктора.
Использование дистанционных средств обучения обеспечивает большую степень интерактивности при изучении предмета, чем работа в аудитории. Учащиеся сами определяют темп работы и, тем самым, дистанционное обучение соответствует принципам индивидуального обучения.
Использование дистанционных образовательных педагогических технологий:
1) позволяет индивидуализировать обучение;
2) повышает активность учащихся;
3) помогает интенсифицировать обучение;
4) повышает мотивацию учения;
5) создает условия для самостоятельной работы;
6) способствует выработке самооценки у учащихся;
7) создает комфортную среду обучения. [2]
Реализация дистанционных образовательных педагогических технологий способствует развитию личности учащегося и создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Это достигается путем создания обратной связи между студентом и информационными технологиями, с помощью автоматизация процессов организации учебной деятельности и контроля над результатами обучения.
В одном из ВУЗов страны был проведен социологический опрос, в котором студенты высказали мнение о том, какие трудности они видят при переходе к дистанционной системе обучения. 8 % респондентов считают, что учащиеся испытают сложности в освоении правил работы с программно-техническими средствами; 12% видят трудность в отсутствии преподавателя и группы; 28 % считают , что у учащихся практически нет навыков письменного общения с преподавателем; 20% респондентов считают, что при применении дистанционных педагогических технологий на первый план выйдет эффект «откладывания на потом»; 32% считают что письменное общение требует больших временных затрат на диалог с преподавателем.
Но данные проблемы легко решаемы в любом учебном заведении, достаточно лишь разработать четкую систему мероприятий для преподавателей и обучающихся и обсудить возможные трудности и пути их решения
Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто внедрить дистанционные технологии в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание налаженной системы организации учебной деятельности преподавателей и студентов.[3]
Библиографический список
1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация – М.: Изд-во МЭСИ, 2000. – 350 с.
2. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов [и др.]; под ред. З.О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
3. Шитова В. А. Проблемы внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс высшей школы // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та [Электронный ресурс] : С. 74.