Методы сравнительного анализа в преподавании истории в школе.


МБОУ СОШ №12
Ленинского района
Городского округа город Воронеж
Методы сравнительного анализа
в преподавании истории.
Выполнил: учитель истории Суркова Светлана Альбертовна
2015
Глава 1
Мышление является основным и наиболее значимым компонентом человека.
Можно считать установленным, что начальным моментом мышления является проблемная ситуация, возникающая всякий раз, когда необходимо найти более рациональные способы достижения цели.
В психологии принято различать несколько операций мышления:
1)сравнение;
2)анализ и синтез;
3)абстракция;
4)обобщение.
Все операции мышления тесно связаны между собой. Без сравнения невозможно было бы обобщать, объединять в группы предметы и явления, сравнение также строится на основе анализа и синтеза предметов и явлений. Классификация включает процессы обобщения и абстрагирования различных признаков предметов.
Все мыслительные операции - это система умственных действий, составляющих процесс мышления.
Сравнение - это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности. К. Д. Ушинский считал сравнение основой понимания, указывая, что мы познаем любой предмет только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то. При сравнении прежде всего надо решить, что сравнивать и по каким направлениям.
В любой деятельности сравнение служит какой-то познавательной цели, то есть оно целенаправленно.
Сравнение может быть:
1)по сходству;
2)по различию;
3)по одному или нескольким признакам;
Сравнение является важнейшим составным элементом других операций мышления. С его помощью мы приобретаем определенные знания, получаем материал для других операции мышления.
Глава 2
Ключевой задачей обучения истории является развитие исторического мышления учащихся как одной из сторон процесса познавательной деятельности.
Важную роль в учебном познании истории имеет сравнение.
В младших классах учащиеся сравнивают наглядно воспринимаемые материальные предметы: орудия труда, оружие и т. д., затем переходят к сравнению несложных общественных явлений.
На этой стадии обучения ученикам надлежит усвоить следующие действия, лежащие в основе сравнения:
1)выделение в однородных явлениях сопоставимых существенных признаков;
2)расположение этих признаков в определенной последовательности (план сравнения), и если возможно, по степени важности и зависимости от ведущего признака;
3)последовательное сравнение объектов, то есть высказывание суждений о них по каждому из выделенных признаков;
4)в качестве выводов - установление сходства и различия, изменений в развитии от одного этапа к другому, оценка.
Результатом (или способом сравнения) является заполнение сравнительно-обобщающей таблицы.
Перечень действий по заполнению сравнительно-обобщающей таблицы:
1)выделение из воспринятого материала и запись в верхней горизонтальной графе таблицы заданных или самостоятельно установленных объектов сравнения: материальных предметов, исторических деятелей, конкретных событий и явлений;
2)нахождение однородных существенных признаков сравниваемых объектов и запись их в первой вертикальной колонке таблицы в качестве линий сравнения (каждый признак нумеруется);
3)мысленная формулировка и краткая запись содержания сравниваемых признаков каждого объекта в вертикальных колонках;
4)сравнение объектов последовательно по каждой обозначенной линии, нахождение и краткая запись в крайней правой вертикальной колонке общего, особенного, частного в существенных признаках сравниваемых объектов;
5)обобщение и краткая запись в нижней части таблицы обобщенных результатов сравнения.
Выполняя названные действия, учащиеся работают каждый по-своему, и результаты их работы совпадают, как правило, в основном, отличаясь лишь в частностях.
Линии сравнения, объекты сравнения 1 объект 2 объект Результаты сравнения (общее, особенное, частное в признаках)
1.
2.
3.
4. Работа по составлению таблицы напоминает работу по составлению развернутого плана: в первой вертикальной графе таблицы, когда выделяются существенные признаки объектов сравнения, это типичный план-перечисление существенных признаков; в остальных графах таблицы конкретизируются общие признаки объектов. Таким образом, в первых трех вертикальных графах таблицы вырисовывается развернутый план.
Обучение приему заполнения сравнительно-обобщающих таблиц следует проводить, опираясь на умение школьников составлять краткие и развернутые планы.
Для проведения сравнительного анализа можно использовать графические средства.
Графики.

Столбиковые диаграммы.

Круговые диаграммы.

Часто на уроках мы задаем ученикам такой вопрос: «Сравните два высказывания. Какое из них ближе к истине? Аргументируйте свое решение.»
1. «Прошлое России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее вовсе нет.» (П. А. Чаадаев)
2. «Прошлое России достойно удивления, ее настоящее более чем великолепно, а что касается будущего, то оно выше всего, что только может изобразить самое пылкое воображение.»(А. X. Бенкендорф)
Можно предложить учащимся два описания одного и того же события, или исторического деятеля. Прочитав внимательно описания, они должны определить, какое из них наиболее точно отражает событие, почему, каковы неточности или недостатки второго документа.
Для сравнения событий, деятельности исторических личностей учащиеся должны иметь памятки по их изучению ( или алгоритмы действий).
В старших классах можно предложить такое логическое задание на сравнение: «С каким из восстаний 17 века : Ивана Болотникова или Степана Разина - можно сравнить восстание Кондратия Булавина? Докажите свой ответ не менее, чем тремя аргументами.»
Выполняя данное задание, учащиеся должны:
1. определиться с выбором, для чего соотнести последний факт с одним из предыдущих и сформулировать четкий вывод;
2. подтвердить свой ответ аргументами, среди которых:
а) общность целей двух аналогичных восстаний;
б) сходство в составе участников;
в) сходство причин, вызвавших выступления;
г) аналогия в развитии событий и их результатах;
д) сходство в причинах поражения;
е) сходство в последствиях;
3. Составить сравнительно-обобщающую таблицу.
4.Отнести исторические факты к определенной категории: крестьянская война, гражданская война.
5. Использовать прием доказательства, приводя конкретные исторические факты по каждой линии сравнения.
В тестовых заданиях можно также заложить сравнение, выделение общего. Например,
«Герасим Курин, Архип Семенов, Никита Минченков, Денис Давыдов-что объединяет эти имена?
а) Все они сражались в партизанских отрядах во время войны 1812 г.;
б) Все они были поэтами;
в) Все они были гусарскими офицерами.
Картографические задания на сравнение.
Сравнить карты «Экономическое положение России в начале 19 века» и «Экономика пореформенной России»
Что нового появилось в экономике страны? Чем это можно объяснить?
Даже в названии урока можно заложить сравнение. Дать учащимся на выбор две темы:
«Внешняя политика России в 1801-1812 г.г.» или «Империя против империи»
Методы сравнительного анализа в преподавании истории позволяют:
1. дать учащимся более полное представление об историческом процессе;
2. систематизировать знания школьников по предмету;
3. стимулировать их интерес к предмету;
4. выделять наиболее существенные связи и закономерности;
5. прививать им навыки самостоятельной работы, учить их мыслить нестандартно.