Игра-занятие Письма доброго сказочника (познавательное развитие)


ИГРА-ЗАНЯТИЕ «Письма доброго сказочника»
Дидактические задачи: Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На конкретных и понятных детям примерах учить применению этих слов. Учить оценивать поступки и соотносить их со словами «нельзя», «можно», «надо». Содействовать накоплению умения согласовывать свои поступки, поведение со словами «нельзя», «можно», «надо». Вызывать желание помогать доброму сказочнику. Учить детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы.Игровая задача: Узнать «что такое хорошо, что такое плохо» (что можно и что нельзя).Игровые действия: Слушать объяснения воспитателя к игре (умственное действие). Слушать внимательно письма доброго сказочника. Приводить примеры из своей жизни, из жизни близких.Правила игры: Слушать внимательно, не мешать друг другу, думать, приводить примеры о своих поступках и желаниях.Оборудование: привлекательные для детей конвертики разного цвета. Книжки-малышки с текстами о словах «нельзя», «можно», «надо». Книжки рассказов самих детей. Письмо из другого детского сада.Ход игры.Воспитатель: Дима любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто говорит ему нельзя: «Я даже устал: всё нельзя и нельзя». А бабушка говорит: «Хороший у нас мальчик, но повторять ему, что нельзя делать, надо сто раз».Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма-рассказы о том, что такое нельзя и что такое можно.Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты). Что в них написано?Письмо первое.«Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются.Воспитатель: Что бы вы сказали о таких мальчиках?Дети: Нельзя смеяться над дедушкой.Воспитатель: И добрый сказочник пишет в письме:
«Нельзя смеяться над старыми людьми. К ним нужно относиться заботливо, помогать им. Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей. Запомните это.Письмо второе.«Дима жалуется, что ему хочется играть, а бабушка говорит: «Нельзя играть. Когда уже пора ложиться спать». Дима говорит: «Не хочу спать, хочу играть». Бабушка беспокоится и снова просит Диму заканчивать игру.Воспитатель: Прав ли Дима?Дети: Нет. Надо слушать бабушку. Она правильно говорит.Воспитатель: Добрый сказочник пишет (читает):«Нельзя спорить со старшими. Нельзя на их требования, просьбы отвечать «не хочу».Письмо третье.Папа, мама и Оля сели за стол обедать. На столе лежали два апельсина. Оля забрала оба апельсина и начала катать их по столу. «Нельзя играть за столом, когда собрались обедать, - сказал папа. Положи апельсины на тарелку». Оля капризным голосом ответила: «Я сама их съем».Воспитатель: что бы вы сказали Оле?Ответы детей.Воспитатель читает: Нельзя играть, когда приготовились к обеду. Нельзя требовать, чтобы одному отдали всё: нужно было поделить апельсины на всех.Письмо четвёртое:«Костя требует от папы : «Купи велосипед». Услышав в ответ, что отец сейчас не может купить велосипед, что деньги нужны на другое, Костя говорит: «У Толи есть, а у меня нет велосипеда».Воспитатель: Что бы вы сказали о Косте? Дети высказывают свои предположения.Воспитатель читает: «Нельзя завидовать и выражать недовольство тем, что у тебя нет чего-либо, что есть у другого.»Письмо пятое.Клава капризничает и плачет когда отец и мать уходят куда-нибудь. Бабушка молчит, но ей обидно, что внучка не хочет остаться с ней.Воспитатель: Права ли Клава?Дети: Нечего плакать – надо остаться с бабушкой.
Воспитатель читает: «Нельзя оставлять старого человека одного. Помни, ты – радость для бабушки. Спой ей песенку, расскажи о своих подружках, играх.»Письмо шестое.«Илюша и Степа вышли Во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось?Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку ещё посмотреть на него».Воспитатель: Чтобы вы сказали о мальчиков?Дети высказывают своё мнение.Воспитатель читает: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».Письмо седьмое.«В трамвае очень много народу. Все едут с работы .Вера все время смотрит, не освободится ли где место. Вот она быстро занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Среди них и её мама.Воспитатель: Как должна поступить девочка? Мудрый сказочник говорит: «Нельзя сидеть, когда взрослые стоят. Им нужно предложить сесть». Как надо сказать?Письмо восьмое.«Мальчик получил в подарок игрушку-машинку. Он принёс её в детский садик, показывая ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»Воспитатель: Чтобы вы подумали или сказали о таком мальчике? Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что ты имеешь один».Письмо девятое.«Серёжа сказал, что в выходной день он с папой пойдёт в зоологический сад, и позвал Андрюшу. Андрюша был рад. Он всем рассказывал, что пойдёт в зоологический с Серёжей и с его папой. Папа Серёжи не мог взять Андрюшу. Серёжа был огорчён, но не решился об этом сказать Андрюше. Он сказал, что они не ходили в зоологический сад».Воспитатель: Что вы скажете о Серёже? Добрый сказочник сказал: «Нельзя говорить неправду и обещать то, что не можешь выполнить».Письмо десятое.
«Маша увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять её домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести её домой»Воспитатель: Правильно ли поступила Маша?Дети: Нельзя брать без разрешения то, что принадлежит всем детям или другим людям. Нельзя, даже если очень хочется.Воспитатель: Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово «нельзя».Дети перечисляют, что они узнали из писем.Воспитатель: Слово «нельзя» - это мудрое слово запрещающее и предупреждающее. Оно учит, как нельзя, не надо поступать и делать. Вот и слово «нельзя» мы положим в нашу копилку. И о слове «можно» добрый сказочник написал письма. Мы их почитаем, когда будет другая игра.