Конспект урока по чтению и развитию речи. Тема: Обобщающий урок по сказке Х. –К. Андерсена «Снежная королева»


Конспект урока по чтению и развитию речи
Тема урока: Обобщающий урок по сказке Х. –К. Андерсена «Снежная королева»
Класс: 6.
Цель обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева
Задачи:Образовательные:
Совершенствовать технику и выразительность чтения;
Совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
Восстановить в памяти учащихся содержание сказки, способствуя более глубокому её восприятию.
Вырабатывать навыки правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения
Коррекционно-развивающие :Развивать навыки правильного чтения;
Формировать умение воспринимать мир чувств и переживаний героев, обращая внимание на психологическое состояние персонажей, на мотивы их поступков.
Развивать устную речь учащихся, учить их свободно, последовательно и связно излагать свои мысли.
Развивать внимание, память, творческое воображение учащихся, пополнять их словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.
Воспитывать навыки поведения во время урока, при ответе и выполнении заданий;
Воспитывать интерес к изучению предмета.
Воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, сострадания, отзывчивости, верности дружбе.
Продолжительность урока – 40 минут.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Снежная королева», карточки с заданиями по количеству учеников, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход урока:
Подготовительный этап – 5 минут.
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Широко раскройте глазки,
Сегодня мы в гостях у сказки!
- Ребята, с какой сказкой мы знакомились на прошлых уроках? («Снежная королева»)
- Кто её автор? (Х. –К. Андерсен)
- Сегодня мы с вами проводим заключительный, обобщающий урок по сказке «Снежная королева». Подведём итог всей проводимой на предыдущих уроках работе по этому произведению.
Основной этап – 30 минут.
1.- Для начала давайте вспомним всех главных героев сказки. (Герда, Кай, Старушка, Снежная Королева и т.д.) СЛАЙД 2.
Молодцы!
- Усложним задачу. Попробуйте определить героев сказки по их словам.
(Карточка задание №1 ). СЛАЙД 3.
Справились с заданием!
2.Вопросы по тексту. СЛАЙД 4.
- Давайте вернемся к нашим маленьким героям. СЛАЙД 5.
- Кто такие Герда и Кай?
- Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь?
- Можно ли сказать, что дети были счастливы? Почему вы так считаете?
Что объединяло детей?
- Действительно, Кай и Герда были беззаботны и счастливы. Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь наших героев? Что это за событие? (Дети вспоминают событие, круто изменившее судьбу героев (пересказ))
- Как изменяется Кай после того, как в его сердце и глаз попадают осколки волшебного зеркала? Каким он стал?
- Давайте найдем в тексте описание изменившегося Кая.
Работа с текстом сказки в учебнике. СЛАЙД 6.
Поиск и чтение отрывка в 3 главе
( стр.133)
-Какие изменения произошли с Каем?
- Почему именно его Снежная Королева решила увезти к себе во дворец?
- А что же произошло с Гердой после исчезновения Кая? Какие испытания ждали её на нелегком пути? СЛАЙД 7.
Выполнение самостоятельно на карточках задания №2. Проверка.
Беседа после выполнения задания. С поиском в тексте. СЛАЙД 8.
- Как Герда оказалась в лодке на быстрой реке? (Пересказ учащимися главы.)
- Как старушка пыталась заставить забыть Кая и оставить Герду у себя? (с поиском в тексте)
(стр.138, со слов «Давно мне хотелось… Выборочное чтение учащимися отрывка (4 учащихся))
- Как удалось Герде преодолеть чары Старушки?
- Куда попадает Герда после бегства от Старушки?
Найдите в тексте диалог Ворона и Герды
(Стр. 139, 6 глава. Чтение отрывка по ролям .)
Вопросы после чтения по ролям. СЛАЙД 9.
- Почему Ворон решает помочь девочке?
-Как отнеслись Принц и Принцесса к Герде? Что они ей подарили?
- А какое испытание ожидает Герду после знакомства Принца и Принцессы?
-Верно, Герда оказывается в плену у разбойников.
- Как помогла Маленькая разбойница Герде?
(поиск по тексту с последующим чтением)
(стр.145, с начала страницы)
СЛАЙД 10-11.
- Итак, Герда, благодаря своей настойчивости и помощи со стороны окружающих её героев, попадает в королевство Снежной Королевы. Но это ещё не конец пути! Вспомните, как «встретили» Герду слуги Королевы- метель и пурга. (Чтение учащимися «по цепочке» (5 человек))
-Преодолев все преграды она, наконец, попадает во дворец Снежной Королевы.
-Каким она видит Кая?
(поиск по тексту с последующим чтением отрывка)
стр.146, со слов «Посреди самой большой залы..»Вопрос после прочтения:
-Как Герде удалось растопить ледяное сердце Кая?
(У Снежной королевы – холодное сердце, а у Герды – горячее. Герда – воплощение лучших человеческих качеств. Поэтому она побеждает зло, отвоёвывает Кая у Снежной королевы).Молодцы, ребята!
Мы выполнили все задания. Урок можно закончить. Но не забывайте, что в гостях у нас сегодня присутствовал Г.Х.Андерсен, который приготовил для вас небольшой сюрприз – Кроссворд от великого сказочника, который вы решите дома. СЛАЙД 12.
(Карточка задание №3)
Завершающий этап – 5 минуты.
Домашнее задание. СЛАЙД 13.
Решить кроссворд №3 на карточке.
*Нарисовать картинку к любой главе сказки «Снежная королева» (пожеланию).
Постановка оценок.
- У нашей сказки счастливый конец, как, наверное, и во всех сказках: добро побеждает зло. Сердце нашего героя стало опять горячим, добрым. Человек с горячим сердцем способен на многое: на внимательное отношение к людям, горячее участие в их заботах и проблемах. А это, в свою очередь, может растопить лёд в человеческих отношениях, смягчить злое чувство, спасти друга. Горячее сердце – величайшая ценность в жизни!
- Спасибо за урок. Вы работали прекрасно! СЛАЙД 14-15.
Презентация к уроку:
Урок чтения в 6 классе по теме: Обобщающий урок по сказке Х. –К. Андерсена «Снежная королева»
Главные герои сказки
Задание № 1. Определите героев сказки по их словам.
- Кто такие Герда и Кай? - Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь?- Можно ли сказать, что дети были счастливы? Почему вы так считаете? Что объединяло детей?- Действительно, Кай и Герда были беззаботны и счастливы. Но произошло какое-то событие, которое сильно изменило жизнь наших героев? Что это за событие?- Как изменяется Кай после того, как в его сердце и глаз попадают осколки волшебного зеркала? Каким он стал?- Давайте найдем в тексте описание изменившегося Кая (стр.133).
-Какие изменения произошли с Каем?- Почему именно его Снежная Королева решила увезти к себе во дворец?- А что же произошло с Гердой после исчезновения Кая? Какие испытания ждали её на нелегком пути?
Задание №2. Отметь путь Герды
(Старушка, разбойники, река, принц и принцесса, ворон)
Герда ---- Дворец Снежной
Королевы (Кай)
Физкультминутка
- Как Герда оказалась в лодке на быстрой реке? - Как старушка пыталась заставить забыть Кая и оставить Герду у себя? - Как удалось Герде преодолеть чары Старушки?- Куда попадает Герда после бегства от Старушки?- Найдите в тексте диалог Ворона и Герды
- Почему Ворон решает помочь девочке?-Как отнеслись Принц и Принцесса к Герде? Что они ей подарили?- А какое испытание ожидает Герду после знакомства Принца и Принцессы?-Верно, Герда оказывается в плену у разбойников.- Как помогла Маленькая разбойница Герде?

Кроссворд от великого сказочника
Вопросы:
Имя главной героини.
Транспортное средство Снежной Королевы.
Как называлась страна, в которую Снежная Королева увезла Кая?
Как автор сказки назвал палаты дворца Снежной Королевы?
Кто рассказал Герде о принце с принцессой?
Что, попав в сердце Кая, сделало его равнодушным?
Какое слово складывал Кай во дворце Снежной Королевы?
Кто помог Каю и Герде вернуться домой?
Домашнее задание:
Решить кроссворд №3 на карточке.
*Нарисовать картинку к любой главе сказки «Снежная королева» (пожеланию).

Карточка ученикам к уроку:
Определите героев сказки по их словам.
1. Тролль «…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»
2. Снежная
королева «… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»
3. Кай «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»
4. Герда «…злющий-презлющий…»
5. Маленькая разбойница «Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»
6. Колдунья «Надену-ка я свои красные башмачки и пойду спрошу у реки про него…»
Отметь путь Герды
(Старушка, разбойники, река, принц и принцесса, ворон)
Герда Дворец Снежной Королевы
(Кай)
3. Разгадай кроссворд.
1. А
2. Н 3. Д 4. Е 5. Р6. С 7. Е 8. Н Имя главной героини.
Транспортное средство Снежной Королевы.
Как называлась страна, в которую Снежная Королева увезла Кая?
Как автор сказки назвал палаты дворца Снежной Королевы?
Кто рассказал Герде о принце с принцессой?
Что, попав в сердце Кая, сделало его равнодушным?
Какое слово складывал Кай во дворце Снежной Королевы?
Кто помог Каю и Герде вернуться домой?