Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»


Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: «Добро и зло в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Цель: формирование представлений у учащихся о величии и силе человеческого сердца, о любви и настоящей дружбе.
Задачи урока:
Образовательные: 
Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания.
Развивающие: 
Развивать умение анализировать прочитанное, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.
Воспитательные: 
Воспитывать уважение и верность к дружбе, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах и парах.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, кластеры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 
Формы обучения: коллективная, работа в парах и группах, индивидуальная. 
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты Предметные результаты Метапредметные результаты
- осознание и освоение литературы как части общемирового культурного наследия;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- потребность в самовыражении через слово;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
- знание содержания прочитанного произведения;
- овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания).
Регулятивные:
-планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения
Познавательные:
- умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта и предложенного текста, дифференцировать, делать выводы;
- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное;
- умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности
Коммуникативные:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме;-распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося УУД
1. Самоопределение к деятельности, мотивация УЧИТЕЛЬ- Ребята, давайте наш урок начнем с того, что поиграем в игру “Доброе утро Игра эта будет заключаться в следующем: я скажу слова “Доброе утро” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 
Попробуем? 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Слайд 1
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И добрый утро длится до вечера.
УЧИТЕЛЬ Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока и всего дня.
Принимают участие в игре, здороваются, приветствуют друг друга Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Под звуки вальса «Фантазия» П.И. Чайковского погружаемся в удивительный мир героев сказки.
УЧИТЕЛЬ -По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам, словно добрый волшебник Оле-Лукое, чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на санях Снежной королевы.
Для того чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам собрать две «осколочные картинки».
(Картинки «зеркало» и «роза». Учащиеся работают в группах).Посмотрите на картинки, которые у вас получились. Слайд 2 Что олицетворяют эти два предмета в сказке? Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, что же станет предметом нашего разговора? Слайд 3
Андерсен научил меня светлой вере в победу
солнца над мраком и доброго человеческого сердца
над злым…
К. Паустовский
УЧИТЕЛЬ - Да, сегодня мы с вами будем говорить о борьбе добра и зла в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». Слайд 4
Что же мы должны выяснить в ходе данной темы? Какую проблему разрешить? Давайте поставим проблемный вопрос!
Почему маленькая, хрупкая Герда оказалась сильнее грозной Снежной королевы? Слайд 5
На этот вопрос нам и нужно будет найти ответ на сегодняшнем уроке.
УЧИТЕЛЬ А как мы будем на него отвечать? Что будем делать?
Дети-Мы будем выделять главное в произведении, анализировать прочитанное, делать выводы и обобщать.
Собирают картинки, формулируют тему и цель урока с помощью наводящих вопросов учителя, ставят проблемный вопрос к уроку Регулятивные: целеполагание; планирование.Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в ходе выдвижения гипотез.
3.Актуализация знаний УЧИТЕЛЬ Для начала давайте определимся, а что такое добро и что такое зло в вашем понимании?
- Читаем в словаре С.И. Ожегова.
ДЕТИ Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное, приносящее беду. Слайд 6
- УЧИТЕЛЬ А кто в сказке является носителем зла?
(Тролль, который придумал зеркало, и Снежная королева)
- УЧИТЕЛЬ А кто противостоит этим злым силам?
(Герда и её помощники, встретившиеся в пути).
Работают со словарными статьями, анализируют прочитанное, сопоставляют полученные сведения с текстом Личностные: осознание своих возможностей;Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание;Познавательные: умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном.
4. Обобщение и систематизация знаний
Исследовательская работа - Давайте сравним и Снежную королеву и Герду. Подумайте, есть ли между Гердой и Снежной королевой что-то общее? А различия?
1) Для этого проведём небольшую исследовательскую работу. Сядьте по группам.
Ваша задача: сравнить внешний облик Герды и Снежной королевы и сделать вывод. Каждая группа будет работать с отдельным образом. 1 – с образом Снежной королевы, 2 - с образом Герды. Во время обсуждения мы будем обращаться к картинам британского художника Кристиана Бирмингема Слайды 7- Слайды 8

УЧИТЕЛЬ -Если глаза- зеркало души,, то что можно сказать о Снежной королеве?
(ДЕТИ У нее нет души)
Посмотрите в листы исследования- в таблицу и обращаясь к тексту сравните Снежную королеву и Герду.
УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Снежная Королева?
Дети-холод…
УЧИТЕЛЬ Что олицетворяет Герда?
Дети- тепло…
(Глаза сияли, как звезды (холод) – личико милое, приветливое, словно роза (тепло).- УЧИТЕЛЬ Какой прием использует автор? С какой целью?
(Прием противопоставления-Антитеза) Слайды 9
Вывод: Автор использует приём антитезы, для того чтобы противопоставить Снежную королеву и Герду, показать, какие они разные. Холод и тепло, добро и зло.
Теперь мы дальше будем обсуждать образы Снежной королевы и Герды.
Вопросы о Снежной королеве: Слайды 10,11,12
Какой изобразил художник Снежную королеву?
(Он увидел её глазами Кая («она была прелестна и нежна»). -А что несет ее красота?

4. Каков мир Снежной королевы? Какие поступки она совершает? Любит ли она кого-нибудь? Применимо ли к ней слово «любовь»?
(«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко освещенных чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда!.. Холодно, пустынно, мертво!)- С какой целью использует здесь автор прием повтора?
- Что происходило в природе, когда Снежная королева проезжала на своих санях? Какие художественные приемы использует автор?
(«Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни; они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, летали с криком черные вороны, а над ними сиял большой ясный месяц!»Лесные голуби рассказали Герде: «Они летели над лесом, когда мы, птенчики, еще лежали в гнезде; она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих»).
- Какие ассоциации возникли у вас с миром Снежной королевы?
Запишите свои ассоциации. Прочитайте.
Слайды 14
Вывод: Мир Снежной королевы – зло, смерть, холод, снег, безжизненность, жестокость, ненависть, эгоизм. А теперь продолжим знакомство с иллюстрациями Кристиана Бирмингема и посмотрим, какой же увидел художник Герду?
В каком мире живет она?
(Слайд – 15-19)
Вопросы о Герде:
Чем отличается внешний облик Герды от внешнего облика Снежной королевы? Найдите описание Герды в тексте.
Какую свою драгоценность хотела отдать Герда в обмен на Кая? Подкрепите свои слова текстом.
Почему лапландка считает, что не нужно наделять Герду силой двенадцати богатырей? У нее уже есть сила, считает она, в чем? Прочтите этот эпизод.
Что помогло Герде в трудные минуты, например, в борьбе против войска Снежной королевы? Найдите этот эпизод в тексте.
Как Герда смогла вернуть Кая к жизни? Прочтите этот эпизод.
. Какие ассоциации возникли у вас с миром Герды?
Вывод: Мир Герды – добро, тепло, любовь, дружба, радость, слезы, розы, верность, преданность, вера, бескорыстие, стойкость, самопожертвование. Слайд 21( показать после того,как они скажут)
- Если глаза –
- Если глаза –
Вывод: А
2) А теперь опишите этих двух героинь только прилагательными, заполним кластер. Слайд 22
Герда Снежная королева
Добрая Злая
Смелая Безжалостная
Любящая Бессердечная
Отважная Жестокая
Храбрая Эгоистичная
Верная Своенравная
Целеустремленная Корыстная
Преданная Бездушная
Работают в группе, отвечают на поставленные вопросы, подкрепляют ответы примерами из текста, заполняют кластер Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Познавательные:
умение осмысленно читать и объяснять прочитанное, находить и выделять главное в прочитанном,
умение структурировать знания.Коммуникативные: умение организовывать учебное взаимодействие в группе, умение строить монологическое высказывание
Физминутка Ребята, А теперь давайте немного отвлечемся и поиграем.

Под звуки вьюги
Шагая по царству, Устали немножко. Сейчас отдохнём И снова в дорожку. Из-за парты тихо встали И по царству зашагали. Мы шагаем, мы шагаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – присесть, Четыре – встать, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть.Выбирают предмет, определяют принадлежность, выполнят упражнения под музыку Регулятивные: контроль и коррекция;
Познавательные: умение структурировать знания, устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
умение строить монологическое высказывание
4) Давайте определимся в отношении остальных героев, кто и что служит в сказке ДОБРУ и кто и что помогает ЗЛУ. На интерактивной доске надписи «ДОБРО» и «ЗЛО». Распределите слова по группам.
Розы, тролль, родители, бабушка, животные, лапландка, финка, снежное войско, зеркало, ангелы, разбойники, принц, принцесса, ворон, ворона. Слайд 24
5) Найдите соответствия. К имени героя сказки подберите соответствующие цитаты, соедините стрелками. Работа на интерактивной доске.. Слайд 25
Тролль « … в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»
 
Снежная королева « необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»
 
Кай « Злой – презлой, сущий дьявол.» 
Герда « … держался он вообще непринужденно и мило.» 
Старушка, которая умела колдовать « Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»
 
Принцесса «Умница, каких свет не видывал!»
 
Принц «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.» 
Маленькая разбойница «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»6) Скажите, а все ли герои в сказке были либо добрыми, либо злыми?
Почему маленькая разбойница становится доброй?
. Герда своим рассказом и слезами растопила ее сердце. Разбойница поняла, что, кроме зла, существуют еще любовь, верность, самопожертвование
Распределяют слова на группы, работая с интерактивной доской, работают с художественным текстом, выполняют творческую работу Регулятивные: умение выполнять учебное действие, регулировать и контролировать свою деятельность;
Познавательные: умение соотносить, группировать, обобщать знания.
Коммуникативные: умение строить тексты различных жанров и стилей
5.Рефлексия деятельности
Творческая работа. Сечас мы составим Синквейн в группах .СЛАЙД 26
Примерный вариант:
Герда
Любящая, стойкая
Любит, ищет, борется
Любовь может преодолеть все.
Добро
Снежная королева
Холодная, злая
Морозит, убивает
Зло всегда разрушает, убивает.
Зло
УЧИТЕЛЬ предлагаю вам закончить предложения: СЛАЙД 27
Сегодняшний урок научил меня…
Сказка заставила задуматься…
Прочитанная сказка побуждает меня к…
Самым интересным заданием на сегодняшнем уроке было…
СЛАЙД 28
Д. з. На выбор:
Письмо Герде или Снежной королеве.
Слайд 29. Чтобы от нашего урока осталась теплота, давайте скажем друг другу добрые слова.
Спасибо за работу.
Записывают выбранное домашнее задание, оценивают свою работу на уроке, говорят добрые слова Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные: осознавать успешность своей деятельности.