Конспект урока литературного чтения. П. Бажов Серебряное копытце (3 класс)


Конспект урока литературного чтения 3 класс
Тема: «П.П. Бажов. Серебряное копытце»
Цели урока: познакомить с произведением П.П.  Бажова «Серебряное копытце»; учить составлению портретной характеристики героев, развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь; воспитывать нравственные качества, умение доказывать свою точку зрения, внимание к природе, животным.
Организационный момент
Приветствие, пожелание учениками успехов друг другу.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний
Для чего нужны сказки?
Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек?
Может быть добро и ласку? Может быть вчерашний снег?
В сказке радость побеждает. Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают, начинают говорить.
В сказке все бывает честно: и начало и конец.
Смелый принц ведет принцессу непременно под венец.
Белоснежка и русалка, старый карлик , добрый гном –
Покидать нам сказку жалко, как уютный милый дом.
Почитайте сказки, дети! Они научат вас любить.
И тогда на этом свете станет людям лучше жить!
- О чем это стихотворение?
- Какие сказки вы читаете на уроках литературного чтения? (литературные).
- В чем особенность литературной сказки? Чем она отличается от народной? (автор, неизменный текст, замысловатый сюжет, развернутые описания, литературная сказка основывается как на народном сюжете, так и на фантастическом вымысле автора).
3. Проверка домашнего задания
4. Постановка цели урока
Мы продолжаем знакомство с литературными сказками. Рассмотрите портреты писателей. На доске портреты: А.С. Пушкина, П.П. Бажова, В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина.
Дети называют известных им писателей. Новый писатель – Павел Петрович Бажов.
На уроках литературного чтения мы встречаемся с Бажовым впервые, а на уроках технологии уже знакомились с творчеством этого писателя.
- Вспомните, с каким произведением вы знакомы? («Малахитовая шкатулка»).
Обращается внимание учеников на выставку работ «Малахитовая шкатулка»
- Определите тему урока сегодня. Обратитесь к учебнику. (Произведение П.П. Бажова « Серебряное копытце»)
5. Работа над новым материалом
Выступление заранее подготовленных учеников о жизни и творчестве П.П. Бажова.
- Рассмотрите портрет П.П. Бажова: добрые глаза, насупленные брови, большая седая борода – настоящий сказочник.
- Подумайте, почему Бажова называют русским Шарлем Перро?
Шарль Перро – французский сказочник.
-Вспомните сказки («Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Мальчик с пальчик»)
Учитель: Сам Бажов называл свои произведения СКАЗАМИ. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Данила-мастер, искусница Катюша, а рядом с ними сказочные герои (презентация) Хозяйка медной горы, ящерки, Огневушка-поскакушка, серебряное копытце.
Бажов придумал малахитовую шкатулку и сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую шкатулку и прочитаем один из сказов « Серебряное копытце»
- Предположите, о чем это произведение?
- Кто это серебряное копытце?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: после знакомства с этим сказом мы узнаем, правильны ли ваши предположения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
В тексте вам встретятся слова, значение которых необходимо выяснить.
Слова: приказчик, барская рукодельня, голбчик, пожитки, балаган, покосные ложки, статочное дело, горюн, солонина, ныне.Проводится анализ лексического значения слов.
Учитель предлагает прослушать сказку Бажова « Серебряное копытце»
Звучит аудиозапись.
БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
- Что понравилось, запомнилось?
- Назовите главных героев сказа.
- О чем говорится в произведении? Какова главная мысль? (Только добрым, скромным людям открываются чудеса природы)
- Зачем Кокованя искал Серебряное копытце?(увидеть чудо)
- Почему Серебряное копытце показался Коковане и Даренке, да еще и наградил их?
- Что в сказе Бажова вымысел, а что могло произойти на самом деле?
Учитель: Заметьте, что животные - кошка, козел – сказочные герои исчезают в конце сказа вместе с тайной. В подтверждении того, что эти события происходили вспомните, чем закончилось повествование о Серебряном копытце? (люди находят камни – хризолиты).
Хризолит – зеленый минерал с золотистым оттенком. В старину его называли вечерним изумрудом, т. к. при свечах зеленый цвет этих камней был необычайно красив.
6. Итог урока
- С каким писателем познакомились?
- Какое произведение изучали?
- Какую сказку напоминает сказ Бажова « Серебряное копытце»? («Золотая Антилопа» - по мотивам индийских сказок)- Что общего у этих произведений?
7. Домашнее задание
Прочитать сказ « Серебряное копытце»