Урок литературы в 5 классе П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»

Урок литературы в 5 классе
П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка»
( обобщение материала)
Учебно-воспитательные задачи: закрепить знания учащихся о творчестве писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, обобщить материал по сказу “Медной горы Хозяйка»
Цели урока:
Образовательные:
ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различие со сказкой;
провести наблюдения над языком художественного произведения;
Развивающие:
продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
Оборудование: текст сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка», портрет П.П.Бажова, иллюстрации «Хозяйка Медной горы» П.Караченцова, И.Пчелко, Н. Кочергина, карточки, иллюстрации учащихся к сказу.
Ход урока.
1.Слово учителя:
Здравствуйте. Давайте улыбнемся друг другу и в хорошем настроении начнем наш урок.
2.Вступительная беседа. По истории вы изучали, кто такие финикийцы и познакомились с финикийским алфавитом. Давайте, вспомним финикийский алфавит, и тогда вы легко назовете тему нашего урока.
На доске запись: П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» (обобщение материала)
В этой книге чудесная поэзия
исконного языка и народная мудрость.

3.Работа на уроке.
Цели урока: 1. Назовем отличие сказа от сказки?
2. Повторим особенности жанра сказа; 3.Вспомним героев сказа; 4. Сравним словесное описание и художественное изображение героев;4.Послушаем проекты;5. Посмотрим иллюстрации художников к сказу и наши иллюстрации, а также презентацию к сказу.
4. Проведем «Блиц-турнир» (учащиеся отвечают на вопросы). Две команды «Сказочники» и « Сказители».( за правильный ответ выдается камешек-малахит).
Вопросы командам:
1.Как называется сборник сказов П.П.Бажова? (Малахитовая шкатулка).
2. Сколько всего сказов в этом сборнике? ( 52 сказа).
3. Назовите главных героев сказа « Медной горы Хозяйка»? ( Медной горы Хозяйка и Степан).
4.Из чего было платье Хозяйки Медной горы? (Из отборного шёлкового малахита). 5.Каких зверюшек Хозяйка называла своим войском? (ящерок и змеек)
6.Что велела сделать Хозяйка Степану? ( Передать приказчику, чтобы он, душной козёл, убирался с Красногорского рудника)
7.Что она подарила Степану для его невесты? (Малахитовую шкатулку с украшениями) 8.Какое третье испытание должен был выдержать Степан, но не выдержал? ( не вспоминать Медной горы Хозяйку).
9.Как он объясняет, что не боится малахитницу? ( «Кого мне бояться, коли я в горе роблю?»)
10.Какой отрицательный герой появляется в сказе? (Приказчик)
11.Почему Степан решил сделать так, как велела ему Хозяйка?
(Приказчик «душной козел - гниль какая-то в нутре у него былаНе сказать - тоже боязно А хуже того стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».)
12.Чем закончилось это событие? ( Хозяйка помогла Степану, сняла с него цепь и показала своё приданое ).
13.Как отнеслась Хозяйка к отказу Степана от женитьбы на ней? ( «Молодец! Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменную девку» . ---Подарила шкатулку, помогла получить вольную.)
14.Как сложилась судьба Степана? ( Женился, обзавелся домом, но стал болеть. «Счастья в жизни не поимел».)
15.Почему сказ закончился печально? ( В этом его отличие от сказки, автор рассказывает достоверную историю. )
16.Что в сказке реального, а что фантастического? (Реальна жизнь Степана, других рабочих; фантастична сама Хозяйка, её царство, помощь Степану, чудеса.)
17.Что за камешки нашли в руке у мёртвого Степана? (медный изумруд – слёзы Хозяйки).
18. В чем отличие сказа от сказки?
Отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
волшебные герои: злые и добрые,
нет рассказчика,
чтобы произошло волшебство
надо читать заклинание,
- не имеет реальной основы
Для сказа характерны:
герои – это люди обычные,
присутствие рассказчика –
человек из народа,
фольклорная основа
волшебство и таинственность-
неотъемлемая часть


5. Работа с иллюстрациями.
А сейчас посмотрим иллюстрации художников к сказу « Медной горы Хозяйка», а также ваши иллюстрации к этому сказу. (уч-ся вручаются жетоны за иллюстрации).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Музыка П.И. Чайковского « Танец пастушков»)
6. На этом уроке нам предстоит познакомиться с результатами ваших исследований, которые вы провели за время работы над произведением «Медной горы Хозяйка».
1 группа «Сказочники»
2. группа «Словесники»
3. группа «Литературоведы»
Предоставляю слово для защиты своего проекта каждой группе.
Защита проекта группой «Сказочники».
Ученик 1: Мы работали над темой: «Можно ли назвать произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» сказкой?»
Ученик 2: целью работы было найти сказочные элементы в тексте.
Ученик 1: внимательное чтение помогло нам выделить элементы сказки.
Элемент – волшебство, которое бывает в сказке –
Появление и исчезновение ящериц по хлопку хозяйки,
Перевоплощение хозяйки в ящерицу и обратно,
Перемена платья, как по волшебству,
Сказочно красивые комнаты под землей
Ящерицы накрывают стол разными яствами, чтобы накормить Степана,
Слезы Малахитницы (так называют Хозяйку) застывают в самые дорогие камешки,
Хозяйка укажет перстом – и перед ней открываются ходы в подземелье.
Ученик 2: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Ученик 1: В сказке добро побеждает зло.
Ученик 2:Несмотря на присутствие сказочных элементов нельзя назвать произведение сказкой, так как не все события необыкновенны, больше реальных событий и в основе лежит истинное происшествие.
Ученик 1: Добро не победило в произведении. И все это отличает его от сказки.
Ученик 2: Это означает, что все, о чем повествует Бажов - реальность?
Защита проекта группой «Словесники»
Ученик 1: Тема проекта: «Язык произведения П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Предмет исследования: художественные особенности языка произведения.
Ученик 2: В тексте нам встретилось много непонятных слов и мы решили составить словарь сказа. Выписали из произведения непонятные слова и постарались дать им объяснение.
Ученик 1 читает и дает толкование.( Зачитывает слова).
Ученик 2: Я по словарям выяснил значение слава «сказывать» - зачитать.
поэтому можно назвать автора произведения – сказитель.
Ученик 1: Я думаю можно, так как язык произведения автора насыщен выразительными средствами, свойственными фольклору.
Это и имена героев, слова-повторы, традиционные сказочные обращения, устойчивые обороты.
Вывод. Ученик: Язык произведения Бажова близок к народному, сказочному. Много слов диалектных, разговорных, устаревших. Автор также использует слова-термины, связанные с горнорудным производством. Все это позваляет создать картины народной жизни, поэтому у читателей возникло ощущение реальности.
Учитель: А теперь слово «Литературоведам».
Ученик 1: Тема нашего проекта : «Можно ли назвать произведение П. П. Бажова сказкой?»
Цель: выяснить отличие сказа от сказки.
Ученик 2: В литературоведческом словаре мы прочитали, что сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях.
Сказ ведется от лица рассказчика, в основе лежат события, происходившие давно, сказ опирается на легенды, предания.
Ученик 1: Выделили отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
волшебные герои: злые и добрые,
нет рассказчика,
чтобы произошло волшебство
надо читать заклинание,
не имеет реальной основы.

Для сказа характерны:
герои – это люди обычные,
присутствие рассказчика –
человек из народа,
фольклорная основа
волшебство и таинственность- неотъемлемая часть

Ученик 2: Таким образом, сопоставив черты сказки и сказа, мы пришли к выводу, что произведение П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» - это сказ, особый тип повествования, отличающийся от сказки.
Учитель: Почему Бажов выбрал жанр сказа?
Учитель: Ребята, думаю, с вами согласятся и участники других групп. А я добавлю, что трудно отличить литературную сказку от литературного сказа. Тем не менее, именно Бажов отметил, что «продукт его творчества» - это сказы, услышанные от дедушки Слышко (В. А. Хмелинин)
7. К уроку группа уч-ся подготовила презентацию к сказу П.П. Бажова, давайте посмотрим и оценим. (Показывают презентацию).
8. А сейчас интересный этап урока, у нас много иллюстраций к творчеству П.П. Бажова и нужно собрать пазлы, чтобы получилась иллюстрация. ( командам жетоны).
9. Подведем итоги. В творчестве Бажова сказ нашел наивысшее свое выражение. Книги П.П. Бажова называются «вечными» книгами. И помимо художественных достоинств они славят мудрость рабочего человека, в этом мы убедились ранее на уроках, и это подтверждают слова самого автора: Чем велик и прекрасен человек?
Одухотворенным трудом
Вне труда нет и человека.
П.П. Бажов
На памятнике П.П. Бажову в Екатеринбурге высечены слова, взятые из одного его сказа: «Работа, она штука долговечная, человек умрет, а дело останется».
10.Домашнее задание. Прочитать любой сказ П.П. Бажова.
Спасибо за работу.
11 Рефлексия. ( уч-ся выбирают смайлики и прикрепляют их к стенду.)
12. Рефлексия. ( для учителей)
А мне хотелось бы узнать у вас, какие чувства вы испытываете
после знакомства со сказом П.П. Бажова « Медной горы Хозяйка»?
Выберите один кружок: красный- гордость за талантливых мастеров,
синий – восхищение их работой,
зелёный - сочувствие их тяжелой доле,
белый - любовь к красоте и искусству.
Спасибо за работу.