Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ по физической культуре


Коррекционно-развивающие занятия для детей с ОВЗ
по физической культуре
Козырева Любовь Алексеевна,педагог дополнительного образования ОППКР
Полноценное физическое развитие ребенка – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.
На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают значительные трудности в двигательной и коммуникативной деятельности, из-за имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний.
Двигательная активность является важным условием развития детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. В последнее время, всё чаще, диагностируются хронические заболевания и различные функциональные отклонения в развитии у дошкольников. Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Известно, что нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками и поэтому важное значение, для социализации и интеграция личности данной категории детей, имеет уровень их сформированности. В целях изучения уровня сформированности основных движений предлагаются комплексы упражнений, а также специальные серии заданий для детей младшего возраста. В процессе обследования физического развития определяется уровень сформированности таких основных движений ребенка, как ходьба, бег, прыжки и т.д. Приступая к обследованию, важно помнить, что ребенок может проявлять упрямство, негативизм, отказываться от выполнения предлагаемых заданий, поэтому методикой предусматривается использование различных способов побуждения ребенка к их выполнению. Если же ребенок начинает взаимодействовать со взрослым, но отказывается от выполнения какого-либо конкретного задания, не стоит его принуждать. Следует отметить, что приступать к обследованию специалист может только тогда, когда между ним и малышом устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения. По результатам диагностики в начале учебного года я прихожу к выводу, что у воспитанников имеется низкий уровень показателей результатов, а это именно те движения, в которых наилучшим образом просматриваются двигательные способности. Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена еще и тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.
Координационные способности, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.
Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах. Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости и без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий.
Уровень координационных способностей во многом зависит от моторной (двигательной) памяти, то есть от свойств центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их в случае необходимости. Эффективность в развитии двигательной координации у детей с ОВЗ достигается за счет применения методики, обеспечивающей изучение простых движений с постепенным их усложнением; объединение ранее изученных движений в комплексы упражнений и выполнение их с изменением скорости, темпа, ритма и амплитуды движений, использование специального инвентаря разного размера, цвета и веса (мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки и т.д.), а также степенью функциональных нарушений ребенка и имеющихся особенностей развития. Правильная координация движений развивается у детей постепенно, в процессе совершенствования вестибулярного, мышечного и зрительного анализаторов, которыми управляет центральная нервная система. Упражнения на равновесие способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют у ребенка правильную осанку. Совершенствованию координации способствует выполнение специальных физических упражнений в статических и динамических положениях. К статическим упражнениям относятся сохранение равновесия в определенной позе: приседание на носках, стойка на одной ноге и другие. К динамическим упражнениям относятся: ходьба по доске, скамейке или бревне, изменение направления во время бега, внезапные остановки в подвижных играх и другие.
Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры, которые основаны на активных двигательных действиях произвольного характера. Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие. Таким образом, физические упражнения требуют организации коррекционно-развивающих и оздоровительных мероприятий для удовлетворения комплекса потребностей детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Самая главная и правильная форма физического воспитания детей с ОВЗ - игра. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, высоко оценивая роль игры, он писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь». [4]
Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений. Подбирая подвижные игры и упражнения к ним, я исхожу из того, что основной компонент действия рассматривается с позиции двигательной установки, где качественные характеристики избираемых игр и упражнений находятся в изолированном соответствии с характером двигательных качеств. Длительность одной игры не должна превышать 5-6 минут, перед игрой необходимо объяснить ребенку и обязательно показать самому, что нужно делать.
Желательно, чтобы игру сопровождала детская песенка, так ребенок будет привыкать к тому, что это сигнал для начала игры. Если ребенок устал, то сразу же надо завершить эту игру. Простые и интересные упражнения можно включать в игры, которые можно проводить не только на занятиях в помещении, но и на свежем воздухе. Для таких веселых активных игр пригодятся мячи, шары, резинки, палочки для гимнастики, скакалки, кегли, большие и маленькие обручи, различные небольшие предметы, игрушки и так далее. Здорово, если все используемые предметы будут иметь разную расцветку, размер и форму тогда можно попутно развивать и массу других важных навыков.
Самым маленьким дошкольникам 2-3 лет трудно сохранять равновесие из-за ограниченного двигательного опыта, но эта способность им необходима, чтобы научиться правильно выполнять основные, более сложные, движения. Сначала ребенку предлагаю простые упражнения: ходьба, перешагивание через предметы, наклоны, приседания, а затем изучают более сложные упражнения.
3-4 летнему дошкольнику сначала предлагают сходить с гимнастической скамейки, попеременно опуская ноги на пол. Спрыгивать с гимнастической скамейки ребенку разрешается только тогда, когда он научится мягко приземляться на пол, сгибая ноги в коленях. Замечательный результат дает ходьба по специальной балансировочной дорожке, применяя игровые задания: «пройди через речку по мостику не замочив ножки», «пройди или пробеги по дорожке и не упади в болото» (на полу, параллельно друг другу, располагают две веревки, скакалки на расстоянии 25 см друг от друга). Важно постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению данных заданий.
5-6 летний дошкольник продолжает совершенствовать упражнения, которые он ранее изучил. В этом возрасте можно предложить ходьбу по гимнастической скамейке с мячом в руках, приставными и попеременными шагами с одновременным движением рук (поднять руки вверх, в стороны, перед собой, хлопнуть в ладоши и другие упражнения). Новые упражнения, например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его следует начинать выполнять на доске, которая лежит на полу, а затем переходить на гимнастическую скамейку. При выполнении ребенком этих заданий нужно обращать внимание на правильную осанку, уверенность выполнения ребенком движений и умение ориентироваться в пространстве.
6-7 летние дошкольники во время выполнения двигательных действий на гимнастической скамейке получают навыки четкой координации движений в статических и динамических положениях, например, во время ходьбы на гимнастической скамейке (высота 30 см) нужно присесть и повернуться кругом,
начать движение навстречу друг другу и постепенно разойтись держась за руки,
положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное – в стороны, на поясе, за спину, за голову. Для детей этого возраста большинство заданий состоит из комбинации статического положения тела и динамичных движений. [3]
Координационные способности лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений дошкольников. Упражнения на координацию в пространстве помогают ребенку научиться различать такие понятия как лево – право, верх – низ. Развитие статического и динамического компонента координации обеспечивает как целесообразность координирования движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий, так и возможность перестраивать координацию движении (при необходимости изменять параметры действия в соответствии с требованиями меняющихся условий). Подвижные игры способствуют развитию ловкости, быстроты, координации и выходу накопившихся запасов энергии, прививают коммуникативные навыки и выравнивает психоэмоциональное состояние ребенка.
Таким образом, комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволяет раскрыть им свой потенциал более объемно, приобрести необходимые знания и умения, и получить возможность подготовится к самостоятельной жизни в будущем.