Мои сильные и слабые стороны Коррекционно-развивающие занятия сказкотерапии


Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
Координационный план работы с практическим психологом
Мои сильные и слабые стороны
(Т. В. Кунигель) Коррекционно-развивающие занятия для детей
Занятие - тренинг 1. «Знакомство»
Знакомство с ведущим
Знакомство друг с другом Психолог Шапошников В.В.
«Каракули» (упражнение)
«Ритмическое эхо» (разминка)
«Круг воли»(упражнение)
«Окно» (завершающее упражнение)
Занятие 2. «Начало путешествия»
«Ритмическое эхо» (разминка)
Продолжение знакомства Психолог Шапошников В.В.
«Как мозг воспринимает то, что мы видим?»
(эксперимент)
«Путешествие на планету Творчества» (игра)
«Окно» (завершающее упражнение)
Занятие 3. «Такой неповторимый мир».
«Ритмическое эхо» (разминка).
«Китайская рулетка» (шуточный тест). Психолог Шапошников В.В.
«Путешествие в страну Превращений. Полянка»
(игра).
Разминка рук перед рисованием
«Самореклама» (рисование)
«Окно» (завершающее упражнение).
«Таким я хочу быть» (домашнее задание).
Занятие 4. «Путешествуем вместе».
«Ритмическое эхо» (разминка)
«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент) Психолог Шапошников В.В.
«Групповой рисунок» (рисование)
«Окно» (завершающее упражнение)
«Письмо инопланетянину» (домашнее задание).
Занятие 5. «Могущество».
«Ритмическое эхо» (разминка).
«Могущество» (упражнение).
Занятие 5. «Окончание путешествия»
«Таким я хочу быть»
(обсуждение домашнего задания).
«Моя Вселенная» (упражнение) Психолог Шапошников В.В.
«Мандала» (рисование)
«Окно» (завершающее упражнение)
«Ода Лени» (домашнее задание)
Практический психолог В.В. Шапошников
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
Координационный план работы с практическим психологом
Мои сильные и слабые стороны
(Т. В. Кунигель) Коррекционно-развивающие занятия для учеников 5 го класса
Занятие 1. «Знакомство» Для учащихся 5 класса
Знакомство с ведущим ИО Библиотекарь: Волкогон О.А.
Знакомство друг с другом Психолог Шапошников В.В.
«Подарок маме» (упражнение) 07 марта 2014 год
«Ритмическое эхо» (разминка)
«Круг воли»(упражнение)
«Окно» (завершающее упражнение)
Занятие 2. «Перекрестки» Для учащихся 5 класса
«Ритмическое эхо» (разминка) ИО Библиотекарь: Волкогон О.А.
«Письма к инопланетянину» Психолог Шапошников В.В.
(обсуждение домашнего задания). 14 марта 2014 года.
«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент).
«Я на перекрестке дорог» (рисование)
«Части моего „Я"» (рисование)
«Окно» (завершающее упражнение)
«Четыре моих „Я"» (домашнее задание)
Занятие 3. «Мои проблемы» Для учащихся 5 класса
«Ритмическое эхо» (разминка) ИО Библиотекарь: Волкогон О.А.
«Ода Лени» (обсуждение домашнего задания) Психолог Шапошников В.В.
«Преодоление»(упражнение) 21 марта 2014 года.
«Мой дракон» (рисование)
«Победа над драконом» (сочинение сказки)
«Окно» (завершающее упражнение)
«Мой герб» (домашнее задание)
Занятие 4. «Дом моей души» Для учащихся 5 класса
«Ритмическое эхо» (разминка) ИО Библиотекарь: Волкогон О.А.
«Ранние воспоминания» Психолог Шапошников В.В.
(обсуждение домашнего задания) 28 марта 2014 год
«Дом моей души» (рисование)
«Оптимисты и пессимисты» (упражнение)
«Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)
«Дерево» (коллективное рисование)
«Окно» (завершающее упражнение)
«Отлично» (домашнее задание)
ИО Библиотекарь О.А. Волкогон
Практический психолог В.В. Шапошников
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (Т. В. КУНИГЕЛЬ)
Коррекционно-развивающие занятия для подростков
Занятия данной программы представляют собой совокупность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упражнений и экспериментов, направленных на то, чтобы помочь подросткам освоить разные виды творческого и осмысленного времяпрепровождения и расширить их временную перспективу.
Выбор арттехнологий не случаен, ибо что, как не художественное творчество, способно открыть созидательную сторону человека, пробудить в нем Творца, активизировать личностные ресурсы и показать ему его индивидуальность и неповторимость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность подростка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где его понимают, любят, принимают, мир, в котором он герой, способный вынести тяготы и боль жизни.
Изучение подростком других миров на таких занятиях начинается с познания такого близкого, однако такого незнакомого мира — самого себя. Акцент в работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности, осмысленности своего бытия и самого себя. Co-бытие, которым, по сути, являются групповые занятия, дает возможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры, не только узнать свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени — времени другого человека. Наряду с активно используемыми в ходе занятий заданиями и упражнениями творческого характера, регулярно используется техника «Ритмическое эхо». Она помогает решать задачи развития чувствительности к собственной двигательной активности, проявлениям других участников, а также задачу формирования децентрации, осознавания различия позиций «главный — подчиненный», снятия мышечных зажимов и развития координации — не только двигательной, но и позиционной, мировоззренческой.
Задачи:
1) укрепление идентичности, определение границ своего «Я»;
2) развитие внутренних критериев самооценки;
3) формирование интереса к себе и к другим;
4) поддержка и развитие творческого самовыражения;
5) тренировка навыков самоконтроля и постановки цели;
6) накопление эмоционально-положительного опыта и'повышение внимания к происходящим изменениям в самом себе и у других;
7) формирование осознания необходимости самопознания;
8) развитие вариативности мышлени
ЗАНЯТИЕ 1. «ЗНАКОМСТВО»
Задачи:
1)установление контакта;
2) создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий;
3) освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения.
Знакомство с ведущим
Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.
Знакомство друг с другом
Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом: «Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?»
«Каракули» (упражнение)
Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
«Ритмическое эхо» (разминка)
Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает: танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические. Задача ведущего — добиться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, интересными, повторяющимися до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме.
Упражнение выполняется на каждом занятии, что способствует сплочению группы.
«Круг воли» (упражнение)
Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними — безвольный человек.
Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники «Круг воли» (см. прил. 2).
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 2. «НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ»
Задачи:
1) поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я-концепции;
2) развитие умения анализировать и определять психологические характеристики;
3)активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческого воображения.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
Продолжение знакомства
Участникам предлагается нарисовать себя на одной стороне листа в виде какого-нибудь предмета, а на другой стороне—в виде животного.
139
По окончании выполнения рисунков каждому предлагается представиться сначала от имени предмета: «Я — пуговица, блестящая, красивая, люблю..., хочу..., не люблю...», — и затем так же от имени животного.
«Как мозг воспринимает то, что мы видим?» (эксперимент)
Участникам предлагается рассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисунка участник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущий подводит участников к пониманию того, что, хотя каждый и видит все по-своему, существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясь только на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложный факт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того, что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.
«Путешествие на планету Творчества» (игра)
Ход работы. Ведущий выдвигает гипотезу: изменение восприятия — способ попутешествовать, узнать другие миры, уйти от данной действительности.
«Люди-путешественники свое стремление превращают в профессию: в первую очередь к ним относятся актеры, художники, музыканты и т. п. Вселенная творчества огромна: ее составляют музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры, мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайте организуем наше первое путешествие на планету Творчество. Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки, озера, долины, города, замки и т. п.) и придумает для всего названия. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги».
Участникам дается лист А4, из которого они вырезают материк любой формы. После завершения самостоятельной работы все материки размещаются на готовой нарисованной заготовке планеты.
Обсуждение. Участники представляют свой материк и отвечают на вопросы:
• На какой материк вы хотели бы попасть?
• Как вы думаете, где может находиться эта планета?
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно».
В последующих занятиях процедура завершения проводится аналогичным образом.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 3 «ТАКОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ МИР»
Задачи:
1) углубление процессов самораскрытия;
2) получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов;
3) познание себя с помощью группы;
4) дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Китайская рулетка» (шуточный тест)
Участникам предлагается закончить предложения:
Если бы я был деревом, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был одеждой, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был животным, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был машиной, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был напитком, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был писателем, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был цветком, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был киногероем, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
Если бы я был взрослым, то хотел бы быть... То не хотел бы быть...
141
Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, — это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, — такой ты в настоящем. (Шутка.)
Если есть заинтересованность ведущего группы и самих участников, можно более подробно изучить животных, которых выбрал каждый из них, сравнить способы защиты, положительные качества и пр. этого животного и человека, который ассоциировал себя с ним.
«Путешествие в страну Превращений. Полянка» (игра)
Проводится при наличии 5-6 и более участников.
Ход работы. Подросткам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу. «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке сидите вы. Выберите, в кого или во что каждый из вас хотел бы превратиться».
Участники по очереди сообщают, в кого или во что они будут «превращаться», после чего на втором этапе игры роли разыгрываются.
Обсуждение. При обсуждении игры участникам задаются вопросы:
• Вы довольны выбранной вами и прожитой в игре ролью?
• Удалось ли повлиять на происходящие события или они остались в стороне от вас?
• Какие чувства вы испытывали?
Разминка рук перед рисованием
Разминка представляет собой растирание, разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в пальцах ощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук.
«Самореклама» (рисование)
Участникам группы предлагается нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. По окончании все по очереди представляют свои рекламные проекты.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Таким я хочу быть» (домашнее задание)
Подростков просят к следующему занятию нарисовать или сделать коллаж на тему «Таким я хочу быть».
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 4 «ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ»
Задачи:
1) тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении;
2)тренировка невербальной коммуникации.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Зачем нужны вопросы?» (эксперимент)
Взаимопонимание при общении людей зависит от очень большого количества факторов. В этом эксперименте исследуется следующая проблема: «Насколько необходима и важна для общения обратная связь?» Участников спрашивают о том, что будет, если они не смогут задать своему партнеру по общению интересующий их вопрос?
Необходимые материалы. Два одинаковых набора деталей разной формы и цвета для каждой пары участников (если нет готовых, они могут быть заменены вырезанными из картона одинаковыми наборами из треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов зеленого, синего, красного и желтого цветов — по нескольку штук каждого цвета и формы). Блокнот, тетрадь. Поле для какой-нибудь игры с фишками. Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.
Ход работы. Эксперимент выполняется поэтапно.
1. Участники разбиваются на пары и садятся за стол друг напротив друга. Между ними ставится блокнот или картонка в качестве перегородки. Каждый получает по набору деталей.
2. Один участник так, чтобы не видел напарник, строит из деталей какое-нибудь сооружение или выкладывает плоский орнамент, после чего дается инструкция.
«Участник, который выполнил орнамент, на космическом корабле облетает планету Зуг, обитатели которой настроены к нему дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, что вызывает необходимость посадки, но прежде чем она будет совершена, зуггианский лоцман (партнер в паре) должен понять, как выглядит пульт управления. К счастью, вы умеете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуггианцы не могут отвечать вам или задавать вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут видеть капитана корабля, и потому он не может объясниться с ними жестами.
У напарника-«лоцмана» есть такой же, как у капитана, набор деталей. Капитан должен описать свой пульт управления, а лоцман — попытаться сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. По завершении уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести орнамент или сооружение. Сможет ли капитан совершить посадку на планете Зуг?»
Обсуждение. Обсуждение предполагает ответы участников на следующие вопросы:
• Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
• Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?
• Насколько важен при общении язык жестов?
«Групповой рисунок» (рисование)
Участники выполняют разминку рук (см. занятие 3), после чего молча, при необходимости используя жесты, приступают к созданию общего рисунка на тему, предварительно выбранную группой.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Письмо инопланетянину» (домашнее задание)
Дается задание написать письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти его автора среди миллионов жителей Земли.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 1. «ЗНАКОМСТВО»
Задачи:
1)установление контакта;
2) создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий;
3) освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения.
Знакомство с ведущим
Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.
Знакомство друг с другом
Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. Психолог может обратиться к каждому из участников группы с вопросом: «Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?»
«Каракули» (упражнение)
Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги несколько непроизвольных линий и передать свой рисунок соседу слева. Тот, в свою очередь, передает свои каракули также соседу слева. И все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
«Ритмическое эхо» (разминка)
Под музыку участники группы («эхо») повторяют за ведущим те движения, которые он показывает: танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические. Задача ведущего — добиться синхронизации движений всех членов группы, поэтому предлагаемые им движения должны быть посильными, интересными, повторяющимися до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме.
Упражнение выполняется на каждом занятии, что способствует сплочению группы.
«Круг воли» (упражнение)
Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними — безвольный человек.
Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники «Круг воли» (см. прил. 2).
«Окно» (завершающее упражнение)
Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, и заполняет схему «Окно». Ее психолог может приготовить заранее: на листе (формат А4) нарисовано окно, в одной половине которого вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой — «Об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе.
Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не остается свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 2 «ПЕРЕКРЕСТКИ»
Задачи:
1) осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя;
2) помощь в определении личностных ценностей;
3) помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.
«Ритмическое эхо» (разминка) См. занятие 1.
«Письма к инопланетянину» (обсуждение домашнего задания)
«Письма у инопланетянину» группа должна была писать после занятия 4 в качестве домашнего задания.
«Можно ли влиять на чужое поведение?» (эксперимент)
Ход работы. Эксперимент проводится поэтапно.
Выбираются два участника. Один из них назначается на роль Голодной Лабораторной Крысы, другой — на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а психолог вместе с наблюдателями решают, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоять около батареи отопления, сидеть на определенном стуле или смотреть в окно.
Затем Крыса возвращается в комнату. Ей не объясняют, чего ждут от нее, а просто наблюдают. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что от нее хотят получить, Кормушка должен говорить: «Умница». Он может произносить только одно это единственное слово, делая это каждый раз одинаково.
Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести себя так, как было задумано.
Обсуждение.
• Легко ли было выдрессировать Крысу?
• Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?
• Дает вам этот эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведении людей может сказываться влияние их сверстников?
147
• Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам?
«Я на перекрестке дорог» (рисование)
После разминки рук участникам предлагается нарисовать себя на перекрестке дорог, на котором обозначены направления дальнейшего движения. После этого участников группы просят на этом же рисунке дорисовать тех людей или обстоятельства, которые влияют на выбор пути.
«Части моего „Я"» (рисование)
Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств (возможно, порой они действуют так не похоже на самих себя, будто они другие люди), как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это задание не требует хороших изобразительных навыков, изображение «частей» может быть символическим.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Четыре моих „Я"» (домашнее задание)
Необходимо нарисовать четыре своих «Я»: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 3 «МОИ ПРОБЛЕМЫ»
Задачи:
1) осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств;
2) обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
«Ритмическое эхо» (разминка)
См. занятие 1.
«Ода Лени» (обсуждение домашнего задания)
Участники зачитывают свои рассказы о Лени. В дополнение можно предложить им прослушать сказку Д. Соколова «Лень» [27]. По окончании прочтения подростков просят порассуждать о положительных и отрицательных свойствах лени, ее месте в жизни каждого из членов группы.
«Преодоление» (упражнение)
«Жизнь— это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. Но с ней можно и не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Между тем жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.
Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. Найдите то общее, что помогло вам справиться с этими трудностями.
После того как вы закончите, мы выслушаем всех, уделяя особое внимание способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».
«Мой дракон» (рисование)
«Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.
У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у его хозяина еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.
Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности».
«Победа над драконом» (сочинение сказки)
Дается задание придумать сказку о том, как каждый из участников будет сражаться и в результате победит своего дракона. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов и героев должно быть столько же, сколько участников.
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Мой герб» (домашнее задание)
Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает их жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.
Железнодорожненская общеобразовательная школа
І – ІІІ ступеней
ЗАНЯТИЕ 4. «ДОМ МОЕЙ ДУШИ»
Задачи:
1) определение личностных ценностей;
2) формирование способности понимать невербальное поведение;
3) актуализация личностных ресурсов;
4) повышение уверенности в себе; 5)групповое сплочение.
«Ритмическое эхо» (разминка)
См. занятие 1.
«Ранние воспоминания» (обсуждение домашнего задания)
Участники демонстрируют рисунки одного из своих ранних воспоминаний о событии, сопровождаемом яркими, сильными чувствами, выполненные в качестве домашнего задания.
153
«Дом моей души» (рисование)
Ставится спокойная, мелодичная музыка. Участникам вначале предлагается представить место, где им хорошо, их самое любимое место, и рассмотреть пейзаж вокруг. Затем их просят мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении — нарисовать увиденный образ.
Когда все работы будут выполнены, ребята делятся своими рисунками и впечатлениями от задания.
«Оптимисты и пессимисты» (упражнение)
Ход работы. Участникам группы предлагается составить два списка. В первом из них необходимо закончить предложения (не меньше 5), которые начинаются со слов «Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что...», во втором— предложения «Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что...».
Обсуждение. Все списки оглашаются, ребята рассуждают о том, кем все же в большей степени им нравится быть: оптимистами или пессимистами.
«Цепочка хороших и плохих следствий» (игра)
Задачи. Развитие быстроты мышления, смелости высказывать свои мысли, находчивости и уверенности.
Ход работы. Ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого участника: «Что в этом хорошо?» Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго уже в связи с полученным ответом: «А что в этом плохо?» Третьему он вновь задает вопрос: «Что в этом хорошо?», четвертому — «Что в этом плохо?» и так далее.
Другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это хорошо, потому что?..», а после ответа новый вопрос: «Это плохо, потому что?..», затем «Это хорошо, потому что?..» и т. д.
Например, исходная ситуация: «промочить ноги».
Промочить ноги — это плохо, потому что ... можно заболеть.
Заболеть— это хорошо(!), потому что ... не надо ходить в школу.
Не ходить в школу— это плохо, потому что ... скучно сидеть дома.
154
Скучно сидеть дома— это хорошо, потому что ... научишься играть самостоятельно.
Играть самостоятельно— плохо, потому что ... отвыкаешь от детей.
Отвыкать от детей — хорошо, потому что ... когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.
Можно начать разговор и с обратного вопроса, например:
Промочить ноги — это хорошо, потому что ... узнаешь, что текут ботинки.
Узнать, что текут ботинки, — плохо, потому что ... надо покупать новые.
Покупать новые ботинки— это хорошо, потому что ... в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.
Ходить по лужам — плохо, потому что ... будет ругать мама.
Когда ругает мама— это хорошо, потому что ...она меня чему-то учит...
Задача ведущего — безошибочно чередовать вопросы «хорошо» и «плохо».
«Дерево» (коллективное рисование)
Ход работы. Участникам предстоит нарисовать рисунок одного дерева таким образом, что каждый из них будет рисовать какую-то отдельную его часть. Им раздаются листы формата А4. Участники должны, не разговаривая(!), выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать, и изобразить ее. Затем нарисованные части стараются объединить в целое — большое дерево.
Обсуждение.
• Насколько участникам удалось договориться и создать целостную картину дерева?
• Каков вклад в это целое каждого из участников?
«Окно» (завершающее упражнение)
См. занятие 1.
«Отлично» (домашнее задание)
Написать 50 слов, соответствующих понятию «Отлично».