Программа внеурочной деятельности Коррекционно — развивающие занятия ФГОС 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего общего образования «Школа № 15» пос. Биракан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Протокол от 30.05. 2014 г
Руководитель ШМО
…………….. /Т.Е. Чанцай/
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
……………… /И.В. Воротникова/
15. 08. 2014 г УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
……………….. / А.А. Майорова/
Приказ № 75
от 15. О8. 2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(внеурочная деятельность)
«Коррекционно-развивающие занятия»
для 3 класса
ФГОС
«Гармония»
(базовый уровень)
Учитель IIкатегории
БрылёваГ. И.
2014 - 2015 учебный год, п. Биракан
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
название – программа развивающих занятий социальной направленности «Коррекционно-развивающие занятия»
вид – составлена на основе программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Коррекционно-развивающие занятия».
направленность – социальная работа.
Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.
Цели и задачи программы
Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Коррекционно-развивающие занятия» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:
- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.

С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.
Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях:
- «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;
- «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;
- «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».
Общая характеристика учебного предмета.
В основу данной программы «Коррекционно-развивающие занятия» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2014-15 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан.
Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».
Программа социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является комплексной развивающей программой, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих программ:
– соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;
- содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);
- достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;
- в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.
Формы, методы и приемы работы
Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знанийи имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся.
Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и ведение портфолио.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:
- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;
- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;
- ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.
Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.
Ведущими методами на занятиях являются:
- игра;
- тренинговые упражнения;
- творческие задания;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- диагностика.
В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:
исследование - получение знаний на исследовательской основе.
наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение.
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Сроки реализации программы
Программа психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:
Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 66 занятия);
Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);
Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 35 занятий);
Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.
Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).
Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:
I. Разминка (направлена на включение детей в треннинговый процесс);
П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.
III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника.Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:
готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
мотивации к обучению и познанию;
основ гражданской идентичности;
ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска и обработки информации.
Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.
Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.
Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:
– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;
– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;
– работать с моделями и схемами;
– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.
Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.
Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.
Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.
К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.
Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).
Содержание учебного предмета.
Содержание программы
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника.Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Содержание деятельности в 3 классе.
1. Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. (1 ч.) Введение правил работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Выполнение устава школы и законов класса. Сплочение группы.
2. Мое второе школьноелето. Изменения, которые со мной произошли (1 ч.) Знакомство с портфолио. Заполнение страниц портфолио. Мотивационный настрой на обучение. Изменения личности. Все мы разные. Сплочение группы.
3. Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей (3 ч.) Семья – это 7 Я и все мы. Чему я учусь у папы и мамы. Профессии моих родителей. Мои бабушки и дедушки, братья и сестры. О братьях наших меньших.
4. По лестнице знаний и интересов (6 ч.) Мое прилежание и поведение. Мои отношения с одноклассниками. Мир школьных предметов. Мои интересы и увлечения. Ярмарка профессий. Чему я могу научить одноклассников.
5. Мое дерево желаний (1ч). Мечты и желания. Мои стремления.
6. Мир вокруг меня (5 ч). Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше. Как стать дружелюбным. В прекрасном мире искусства. Мастерская природы и человека.
7. Как я могу помочь себе и другим.Способы саморегуляции (4 ч). Чувства и эмоции. Волевая регуляция деятельности. Что я могу сделать, чтобы воспитать волю.
8. Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь) (6 ч).Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. Тренировка - путь к успеху.
9. Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (6 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я закончил третий класс.
Тематическое планирование.
Блок для обучающихся 3 классов «Я – третьеклассник»

п/п Тема занятия Кол-во часов
1 Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. 1
2 Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли 1
3 Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей 3
4 По лестнице знаний и интересов
6
5 Мое дерево желаний
2
6 Мир вокруг меня
5
7 Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции. 5
8 Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь) 6
9 Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения. 6
Всего
35
Календарно - тематическое планирование программы
№ п/п Тема раздела Тема занятия Характеристика основных видов деятельности Кол
час.на
тему зан. Всего часов
на раздел Теор. часть зан. Практ. часть зан. Дата
по плану по факту
1 Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. 1.Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии.
Практика:«Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо». 1
1 1 0 2 Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли. 1.Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли. Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, заполнение страницы «Моё второе школьное лето». Изменения, которые со мной произошли. 1 1 1 0
3
4
5
Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей. 1.Диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Теория: понятие «семья», «внутрисемейные отношения». Я и мои родители.
Практика: диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Психологические упражнения «я умею просить прощения». Заполнение портфолио. 1
3
2
1
2.Я и мои родители. 1 3.Я умею просить прощения. 1 6
7
8
9
10
11
По лестнице знаний и интересов
1. Мое прилежание и поведение. Теория: понятие «лень». Мои отношения с одноклассниками.
Практика: диагностика
социально-психологического статуса в классе.
Как справиться с «Немогучками»?Заполнение портфолио. 1 6 2 4 2. Мои отношения с одноклассниками. 1 3.Диагностика социально-психологического статуса в классе. 1 4. Мои интересы и увлечения. 1
5. Что такое лень? 1
6.Как справиться с «Немогучками»? 1 12
13
Мое дерево желаний. 1.Мое дерево желаний. Теория: понятие «желание». Какие желания мне помогают в жизни.
Практика: Заполнение страницы портфолио «Дерево желаний». 2 2 0 2
14
15
16
17
18 Мир вокруг меня
1. Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше. Теория: понятие «дружба». Почему возникают ссоры и драки.
Практика: Заполнение портфолио. Как стать дружелюбным. Создание мастерской природы и человека. 1 5 2 3 2. Как стать дружелюбным. 1 3.Ссора и драка. 1 4.Настоящий друг. 1
5. Мастерская природы и человека. 1 19
20
21
22
23
Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции. 1.Что такое сотрудничество? Теория: понятие «чувства», «эмоции». Способы саморегуляции.
Практика: Заполнение страницы портфолио «Моё настроение». Развитие самоконтроля и саморегуляции через психологические упражнения. 1 5 2 3 2.Я умею понимать другого. 1 3.Я умею договариваться с людьми. 1 4.Умею ли я дружить? 1 5.Трудности в отношениях с друзьями. 1 24
25
26
27
28
29
Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь). 1.Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. Теория: понятие «мышление», «восприятие», «память», «воображение», «речь». Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь.
Практика: Заполнение портфолио. Тренировка - путь к успеху. Развиваем память, внимание, воображения, мышление и речь.
1 6
2 4 2.Тренировка - путь к успеху.
1 3.Развитие воображения и мышления. 1 4.Развитие памяти и внимания. 1 5.Развитие восприятия и речи. 1 6.Я умею сочинять! 1 30
31
32
33
34
35Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения. 1.Как составить проект? Теория: Как составить проект?
Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины».
Подведение итогов учащимися 3 –го класса.
Практика: Заполнение страницы портфолио «Мои достижения». Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины».
1 6 2 4 2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины». 1 3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины» 1 4.Мои достижения. 1
5.Подведение итогов по портфолио учащимися. 1 6.Подведение итогов учащимися 3 –го класса. 1
Всего 35 Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Бланковые диагностические методики

п/п Название Автор Назначение Целевая
аудитория Кол-во В наличии % доля
1 «Рукавички» Г.А.Цукерман
«Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.). Г. А. Цукерман,
Бурменская Г. В. Диагностика сотрудничества и взаимодействий одноклассников между собой. 3 классы 55 55 100
2 «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-Строитель»). «Архитектор-Строитель» Изучение коммуникативно– речевых действий. 3 классы 55 55 100
3 Рисунок «Моя семья». Н. Ольшевская Диагностика внутрисемейных отношений. 3 классы 55 55 100