Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения


Дементьева Т.В.
Организация учебной деятельности на уроках в классах коррекционно-развивающего обучения
ГБСКОУ№584(г. Санкт-Петербург)
Перед учителем, работающим в классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся. Программа по предмету должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям.
В коррекционной школе программой предусмотрена более упрощенная по структуре, сокращенная по объему, элементарная по уровню обобщенности система учебных сведений. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Содержание дифференцированных заданий, их решение, их распределение в системе курса предмета - задача учителя в процессе обучения школьников. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития.
Необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных. Использование упражнений из любого комплекса позволяет смоделировать урок с учетом особенностей учащихся конкретного класса.
Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы
Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают учебный материал легче, если его разбить на определенные темы и предварительно с ними ознакомиться. Поэтому излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем. Использование вспомогательных средств обучения (алгоритмические предписания, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы) на протяжении периода обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание. При выполнении заданий учащиеся постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая. У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому эффективны уроки с применением наглядности.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного освоения и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых аспектов программы по предмету, отработка основных умений и навыков).
Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата логического комфорта, обеспечение положительных результатов во фронтальной и индивидуальной работе с учащимися; физическое закаливание.
Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие ребенка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
Системный разносторонний контроль за развитием учащихся с помощью специалистов: классных руководителей, социальных педагогов, психологов.
Социально-трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно-технологических умений).
Список использованной литературы:
Коррекционное обучение как тип дифференцированного обучения. Коррекционная педагогика. Под редакцией Б.П. Пузанова.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. И.В. Журавлевой. М. Академия, 1999год.
Коррекционная педагогика. М. 1999год.
Л.В. Годовникова «Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе» Под научной редакцией И.Ф. Исаева Белгород 2005 год.
Научная электронная библиотека → Педагогические науки → Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) Формирование приемов учебной деятельности в классах коррекционно-развивающего обучения на уроках химии тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат пед. наук Алферова Е. А.
Интернет-ресурсы:
http://bugabooks.com/book/171 http://pandia.ru
http://abc.vvsu.ru/Books/up