КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ. «Будем дружить»


-12001571120Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
заместитель директора по УВР
__________________ Т.В. Беляева
протокол от «31» августа 2015 г. № 1 УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 2
________ С.В. Шатунова
приказ от «31» августа 2015г. № 367-О
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ.
«Будем дружить»
Педагог-психолог
Плотникова Ласса Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО
на заседании МС
заместитель директора по УВР
__________________ Т.В. Беляева
протокол от «31» августа 2015 г. № 1 УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ № 2
________ С.В. Шатунова
приказ от «31» августа 2015г. № 367-О
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА,
НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ.
«Будем дружить»
Педагог-психолог
Плотникова Ласса Андреевна

Содержание
Пояснительная записка…………………………………………
Тематическое планирование……………………………………
Учебно-тематический план…………………………………….
Содержание программы………………………………………..
Материал к занятиям по коррекционно-развивающей
программе направленной на преодоление агрессивности у
подростков, воспитанников детского дома…………………..
Тезаурус…………………………………………………………
Литература ……………………………………………………..
Приложение
Пояснительная записка
Тема агрессивности детей и подростков остается актуальной в современном мире. На тему агрессии написано множество научных трудов отечественных и зарубежных авторов, большинство исследователей считает, что причина подростковой агрессии это недостатки воспитания, негативные примеры окружающих, безнаказанность, неправильные конфликтные взаимоотношения в коллективе, группе. Агрессия у подростков проявляется в различных видах и формах, причины известны, но однозначного метода коррекции нет. В условиях детского дома агрессивное поведение подростков является способом психологической защиты, компенсации отсутствия теплых близких отношений, поддержки и понимания со стороны значимых взрослых. По результатам проведенной психодиагностики был выявлен повышенный фон агрессивности подростков, воспитанников детского дома, что продиктовало необходимость разработки и проведения коррекционно-развивающих занятий. Необходимость коррекции обусловлена и тем, что из способа защиты или протеста агрессия со временем перерастает в черту личности и часто является причиной дезадаптации выпускников детского дома.
Целью данной программы является – коррекция агрессивного поведения подростков.
Задачи:1. Сформировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов обучающихся;
2. Обучить подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
3. Развить качества личности необходимые для эффективного общения.
Занятия по данной программе проводятся в форме бесед, дискуссий, мини-лекций, диагностических процедур, тренинговыхупражнений. Используемые на занятиях диагностические процедуры служат элементом самопознания.
Коррекционно - развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, воспитателей, дефектологов), работающих сподростками. Занятия проводятся в малых группах 4-6 человек, возраст участников 12-14 и 15-17 лет. Режим занятий – два занятия в неделю; Продолжительность занятия – 40 минут; Предполагаемый результат проведения коррекционно –развивающих занятий - это формирование у обучающихся эмпатии, сопереживания, понимания других людей, а так же формирование умения справляться с агрессивными проявлениями и ориентироваться на социально-приемлемые формы поведения.
Тематический план

п/п Раздел, тема Количество часов
Теория Практика Всего
1
2
3
4 Введение
Способы преодоления агрессивности.
Развитие качеств личности,н еобходимых для эффективного общения.
Анализ результатов.
0,5
3
1,5
1 0,5
8
5,5
1 1
11
7
2
Учебно-тематический план.

п/п Тема Количество часов
Теория Практика Всего
1. Введение
1.1. Знакомство. Правила работы в группе
0,5 0,5 1
2. Способы преодоления агрессивности
2.1. Агрессивное поведение и его последствия
2.2. Внутреннее равновесие
2.3. Язык тела
2.4. Эмоциональность и чувствительность
1,5
0,5
0,5
0,5
2,5
2,5
1,5
1,5
4
3
2
2
3 Развитие качеств личности, необходимых
для эффективного общения
3.1. Эмпатия3.2. Толерантность
3.3. Стратегии общения
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
2,5
2
2
3
4 Анализ результатов
4.1. Самоконтроль и самоанализ
1 1 2
Итого 6 15 21

Содержание программы:
I. Введение
1.1. ЗНАКОМСТВО. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Организационный момент: Знакомство с группой. Вводное слово ведущего. Обсуждение актуальности
темы.
Основная часть : Знакомство с целями курса занятий. Агрессия и ее проявления всовременном обществе. Принятие и обсуждение правил групповой работы. Упражнения, настраивающие подростков на активную работу в группе и сотрудничество.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Выбор ритуала прощания. Договариваемся вести дневник настроения.
Практика: Упражнения: «Я лучше всех умею делать…», «Представление…»,«Свободный микрофон…».
Форма проведения:
Мини-лекция, тренинг.
Ключевые понятия: Агрессия, агрессия вербальная, профилактика, тренинг.
Литература: Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/Под научной редакцией Л.А. Обуховой – М: Вако,2005, 240с.
Вадим Родионов, Елена Лангуева . "Манипуляция: игры, в которые играют все" [2005 №2 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября"].
II. Способы преодоления агрессивности.
2.1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ.
Организационный момент: Приветствие. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Причины и последствия агрессивного поведения. Упражнения на формирование понятий уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Конструктивная роль агрессии. Установка на общепринятые нормы поведения. Обдуманный выбор достойного поведения в различных жизненных ситуациях.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Холодный суп…», «Стереотипы…», «Властелин своего гнева», притча о змее.Дискуссии на тему: «Нужна ли агрессия?», «Ответственность». Тест «Оценка уровня конфликтности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестирование.
Ключевые понятия: девиантное поведение, деликвентное поведение, терроризм, стереотип, манипуляция, наказание.
Литература: Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
Марина Битянова , «Тренировка поведения» №37, 2004 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
2.2. ВНУТРЕННЕЕ РАВНОВЕСИЕ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневникаэмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Упражнения, которые позволяют проработать тему страхов и опасений,связанных с ближайшим будущим. Преодолеть запрет на обсуждение обид и страхов. Отличать понятия самообвинение и самокритика. Борьба сострессом. Работа со страхом. Дискуссия.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Я обижаюсь, когда…», «Мне страшно, когда…», «Откровенно говоря…», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «применение таблеток, алкоголя и наркотиков в борьбе со стрессом». Тест «Уровень тревожности».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, аутотренинг, тестирование.
Ключевые понятия: аутоагрессия, рефлексия, тревожность, инвалидизация, суицид, нервная система, наркомания.
Литература: Косолапова Лариса. "Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения" [2004 №37 газеты "Первое сентября"].
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. //Учебное пособие для студентов. М.,1999 – 158с.
2.3. ЯЗЫК ТЕЛА.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Язык поз и жестов. Уверенность и неуверенность. Способы снятиянапряжения. Дыхание – как потребность организма. Условия для тренировки дыхания. Возможности для оздоровления души и тела. Дыхательные тренинги. Массаж и самомассаж биоактивных точек.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика: Упражнения: «Выбираем позу», «Муха», «Воздушный шар», «Лимон», релаксация и аутотренинг. Дискуссия на тему: «Тело – храм души».
Форма проведения: дискуссия, тренинг, ролевые игры, мини-лекция.
Ключевые понятия: саморазвитие, поза, жесты, дыхание, телесная терапия.
Литература: Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Курбатов А. Культура дыхания: комплексы упражнений для школьников/Андрей Курбатов, Людмила Курбатова. М.: Чистые пруды,
2006.- 32с.
2.4. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение материала, изученного на прошлом занятии.Проверка домашнего задания. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Обсуждение роли эмоций в жизни человека. Эмоциональная устойчивость. Способы выражения эмоций и чувств. Борьба со стрессом. Развитие семантических движений. Методы релаксации. Техника интонирования.Упражнения помогающие вызывать положительные эмоции.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика: Упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Мимическая гимнастика», «Маятник», «Дыхание для настроения», релаксация. Дискуссии на тему: «Как улучшить настроение». Тест: «Угрожает ли вам нервный срыв?»
Форма проведения: дискуссия, тренинг, тестироание.
Ключевые понятия: эмоции, чувства, аффект, релаксация, пантомимика, интонация, стресс.
Литература: Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Кэдьюсон Х. , Шеффер Ч. «Практикум по игровой психотерапии». - СПб,: Питер, 2001.- 416 с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
3. Развитие качеств личности, необходимых для эффективногообщения.
3.1. ЭМПАТИЯ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Развитие умения слушать и сопереживать собеседнику. Формирование представления о человеке как об уникальной ценности. Диагностика способности к эмпатии. Развитие эмпатии, как средства контроля над агрессией. Развитие умения сообщать о недовольстве не обижая партнера.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Зубы и мясо», «Откровенно говоря, ты мне нравишься…».Дискуссия на тему: «Самое – самое ценное». «Молитва: Я – это я, а ты это ты».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: эмпатия, самопознание, диагностика.
Литература:Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр –коррекций. М., 1993.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами вобучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.-М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
3.2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Толерантность. Право на индивидуальность и личное мнение. Ценности ичувства других людей. Терпимость к поступкам и личному мнению оппонента. Придание субъективной ценности себе и другому. Будем внимательны и доброжелательны к людям.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Ритуал прощания. Задание на дом.
Практика: Упражнения: «Ценности», «Поставь балл эмоции», «Ослиная шкура». Упражнение-рассуждение: «Упражнение толерантности».
Форма проведения: тренинг, проблемные вопросы и задания.
Ключевые понятия: толерантность, субъективность.
Литература: Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. // Сборник упражнений. Пермь, 1989, - 68с.
Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Наталья Сакович Тренировка поведения. № 46/2002 газеты "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".
3.3. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника
эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Общительность и коммуникабельность. Барьеры в общении. Обучение социально-приемлемому способу взаимодействия с окружающими. Развитие коммуникативной компетентности. Принципы межличностного взаимодействия. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации. Развитие умения слушать и слышать других людей.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Беседа», «Разожми кулак», «Толкалки без слов», «Элементы айкидо». Дискуссия: «Люди становятся одиноки, если вместо мостов строят стены».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: коммуникабельность, социум, конфликт.
Литература: Козлов Н.И., Книга для тех, кому нравиться жить, или Психология личностного роста.- М.: АСТ - Пресс, 2000.-353с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.-М.: Айрис-пресс,2006.- 256с.
4. Анализ результатов
4.1. САМОКОНТРОЛЬ И САМОАНАЛИЗ.
Организационный момент: Приветствие. Повторение предыдущей темы. Заполнение дневника эмоционального состояния. Вступительное слово ведущего.
Основная часть: Свобода выбора поведения. Ответственность за принятые решения. Проявление самостоятельности в решении проблем. Самоконтроль и самоанализ изменений в поведении. Контроль за изменениями в поведении, оценка поступков и прогнозирование возможных последствий.
Анализ занятия: Вопросы для обсуждения. Оценка занятия каждым участником. Ритуал прощания.
Практика: Упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Упражнение с шарами». Рассказ «Решение проблем». Дискуссия: «Человек – это тот, кто постоянно решает проблему жизни».
Форма проведения: дискуссия, тренинг.
Ключевые понятия: Самостоятельность, мораль, самоконтроль, самоанализ.
Литература: Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. –Минск: Университетское, 1997. – 212с.
Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.:Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.
Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами вобучении: практ. Пособие/Н.П. Слободяник.- 3-е изд.- М.: Айрис-пресс,
2006.- 256с.