План – конспект урока по окружающему миру на тему «Почему наш организм работает слаженно» и «Окна в окружающий мир» (4 класс)


План – конспект урока по окружающему миру
на тему: «Почему наш организм работает слаженно» и
«Окна в окружающий мир»
Класс: 4
Тема урока: «Почему наш организм работает слаженно» и «Окна в окружающий мир»
Цель урока:
– Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях спинного и головного мозга, о функциях больших полушарий мозга, о гормонах и их роли.
– формировать у учащихся новые понятия о строении и роли органов зрения; о связи органов зрения с нервной системой; о гигиене зрения и профилактике близорукости.
Формирование УУД:
- Личностные: развить умения выказывать свои мысли, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, стремление к получению новых знаний.
- Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться работать по предложенному учителем плану.
- Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, ориентироваться на станицах учебника.
- Коммуникативные: развить умение слушать и понимать речь других, умение отвечать на поставленный вопрос, планирование учебного сотрудничества учителя и сверстника.
Тип урока: открытие новых знаний.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент Здравствуйте!
Поприветствовали учителя. Сели на свои места. Актуализация знаний Прочитайте диалог на с. 38. Сравните мнения Миши и Лены. Что интересного вы заметили? Какой у вас возникает вопрос?
Кто приказывает сердцу стучать, лёгким – дышать, желудку– переваривать, ведь человек об этом не задумывается?
Какие органы человека работают самостоятельно, а какими ты можешь управлять по собственному желанию?
Почему системы органов работают одновременно, а мы не можем одновременно говорить и слушать?
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос. Приложение.
Приложение.
Сообщение темы и цели урока Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
Определяют тему урока совместно с учителем.
«Нервная система». Формирование новых знаний Работа с рисунком на с. 40.
Из каких частей состоит нервная система?
Как нервная система узнаёт, что происходит в организме и в окружающей среде? Для этого проведём небольшое исследование: закройте глаза, потрогайте все, что лежит у вас на парте.
Как вы определили, что лежит на парте?
Где находятся клетки, которые чувствуют?
Могут ли такие клетки быть во внутренних органах?
Чтение статьи на стр. 40.
Какова при этом роль мозга (головного и спинного)?
А какую роль будут выполнять нервы?
Работа с рисунками на стр. 41.
Чтение статьи.
Работать будем в группах: мы прочли текст на с. 41, теперь ответим на вопросы.
а) – Что изображено на верхнем рисунке?
– Как нервная система узнала, что чайник горячий?
– Какому органу сообщается информация?
– Где анализируется информация: в спинном или головном мозге?
б) – Что изображено на среднем рисунке?
– Какие действия совершает Миша?
в) – Что изображено на нижнем рисунке?
– Почему Лена не смотрит, где стоит соль?
– Какой отдел мозга будет отвечать за принятие решения?
Чтение статьи на стр. 42.
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализованы туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом.
Объясните, почему, по вашему мнению, у человека сохраняются сознание, мышление, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» спинной мозг.
Представьте себе человека, у которого после болезни или ранения полностью перестали работать большие полушария, но нормально функционируют другие отделы головного мозга и спинной мозг. Будет ли этот человек жить? Какие изменения произойдут в его поведении?
Может ли отдыхать нервная система?
По рисунку определяют части нервной системы.
Проводят исследование, делают вывод: мозг получает информацию от чувствительных клеток по нервам и принимает решение. По другим нервам мозг направляет органу команду действовать.
Почувствовали.
На пальцах.
Наверное, да.
Читают по абзацам (цепочка).
Головной мозг анализирует информацию и принимает решение. Спинной мозг отвечает за выполнение простых и срочных решений.
По нервам проходит информация.
Читают по абзацам (цепочка).
Вывод: простые и срочные решения принимает спинной мозг.
Вывод: совместное руководство спинного и головного мозга позволяет совершать действия, в которых участвует несколько органов.
Вывод: с помощью больших полушарий головного мозга принимаются наиболее сложные решения и осуществляются наиболее сложные действия.
За согласованную работу органов, мышление, сознание отвечает головной мозг, а за простые движения – спинной мозг.
Этот человек будет жить, но у него, наверно, будут проблемы с памятью, речью, мышлением. Такому человеку трудно будет анализировать, сравнивать, делать выводы.
Частично во время сна, но и тогда ей приходится следить за работой внутренних органов.
Физминутка
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Формирование новых знаний Прочитайте диалог на с. 38. Сравните мнения Миши и Лены.
О чем спорят ребята?
Какой орган чувств по их мнению важнее?
Какой у вас возникает вопрос?
Какие органы чувств человека вы знаете? О чём они нам сообщают?
Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений?
Как развитие органов чувств животных связано с их образом жизни?
Назовите основной орган зрения.
Что можно узнать о предмете с помощью глаза?
Чтение статьи на стр. 44- 45.
Как же устроен глаз? Как он выполняет такую сложную работу?
Работа по рисунку:
– Перечислите части глаза.
– Какая часть глаза самая объёмная?
– Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает его дно)?
Работа по тексту и рисунку:
– Чем глазное яблоко защищено спереди?
– Что расположено над роговицей?
– Что ограничивает радужная оболочка?
– Какова роль зрачка?
Посмотрите на рисунки и определите какой глаз в темноте, а какой на свету.
Куда направляются сигналы, воспринимаемые глазом?
Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.
Рассмотрите изображение идущей девушки на стр. 46 и предположите, как наш глаз воспринимает движущийся предмет.
Рассмотрите рисунки внизу на стр. 46 и определите, одинаково ли мы видим предметы правым и левым глазом.
Чтение статьи на стр.46.
Если глаз – очень важный орган, то нуждается ли он в защите? Какой?
Орган зрения даёт наиболее полную информацию об окружающем мире.
Отвечают на вопросы.
Какую роль выполняет орган зрения в жизни человека? Почему у зверей главным органом чувств служит обоняние?
Отвечают на вопросы.
Глаз.
Цвет предмета, размер, форму, расположение в пространстве, направление его движения.
Чтение по абзацам (цепочка).
Отвечают на вопросы с помощью учебника.
Ответы на вопросы с помощью рисунка в учебнике.
Ответы на вопросы с помощью статьи и рисунка.
В темноте.
На свету.
Сигналы направляются в головной мозг, где обрабатываются. Так у нас возникает зрительное восприятие предметов.
Изменение изображения мы воспринимаем как движение.
Каждый глаз видит немного по-своему.
Чтение по абзацам (по цепочки).
Да. Глаз необходимо защищать от попадания пыли, пота, от высыхания. Для этого имеются брови, веки, ресницы.
Закрепление изученного материала Выполняют задание по карточкам (самостоятельно).
Две работы. Рефлексия Какие вы молодцы, хорошо работали и отвечали на вопросы. Спасибо вам за сегодняшний урок! Домашнее задание О.м. стр. 40- 43, вопросы, стр. 44- 47, вопросы.
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Из каких органов состоит нервная система?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?
Какой главный орган чувств у человека, а какой у большинства животных?