Статья Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности взрослых

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛЫХ

Луткова Наталья Викторовна
преподаватель иностранного языка Екатеринбургского суворовского военного училища, первая квалификационная категория, г.Екатеринбург
E-mail:Natalyaskamsk@mail.ru

USING THE WEB-QUEST TECHNOLOGY AS A WAY OF INCREASING THE COGNITIVE ACTIVITY OF ADULTS
Natalia Lutkova
Teacher of foreign languages of Ekaterinburg Suvorovite Millitary School,
1-st qualification grade, Ekaterinburg
АННОТАЦИЯ
Цель: исследовать возможности технологии веб-квест с целью повышения познавательной активности взрослых в современных условиях информатизации общества.
Методы: научно-исследовательский, аналитический.
Результаты: рекомендации по созданию и применению технологии веб-квест.
Выводы: целью нашей статьи является исследование необходимости использования компьютерных технологий в образовании, которые открывают новые возможности в методике образования, в освоении и усовершенствовании знаний. Проанализировав учебные методы и формы, мы пришли к выводу, что использования веб-квеста, его применение делает организацию учебного процесса более разнообразным и продуктивным посредством использования таких заданий, которые усложняют работу обучающегося, повышают уровень мотивации и интереса к изучаемому предмету, способствуют формированию коммуникативной компетенции.
ABSTRACT
Background: to investigate possibilities of the Web-Quest technology to improve the cognitive activity of adults in modern conditions of informatizat
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·e student, increase the level of motivation and interest to the subject and contribute to the formation of the communicative competence.
Ключевые слова: веб-квест, информационные технологии, обучающиеся, взрослые, познавательная активность.
Keywords: Web-Quest, information technologies, students, adults, cognitive activity.




Развитие познавательной активности, способы и методы активизации деятельности обучающихся всех возрастов – один из актуальных вопросов педагогики. Многие педагоги в педагогических статьях, исследованиях, научных трактатах делятся своими толкованиями, уточнениями, точками зрения, а во ФГОС основной школы познавательная деятельность отмечена как одна из центральных педагогических проблем [8]. Поэтому работа в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным.
Веб-квест – это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего с применением новых информационно-коммуникационных средств, цитирует энциклопедия «Академия».
«Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок – может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы с ним находится на различных веб-сайтах.» [4]
Использование в проектной деятельности компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких задач [6, c. 3]:
повышение мотивации к самообучению;
формирование новых компетенций на основе использования ИТ для решения учебных задач;
реализация креативного потенциала;
повышение личностной самооценки;
развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений.
Веб-квест направлен на развитие навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции [2, с. 15].
В целом тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации веб-страницы и т.п..
Американские ученые-методисты, во главе с Берни Доджем, выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование [7]. Данные виды заданий хорошо интегрируются с повседневной жизнью взрослых, когда часто приходится находить общее решение какой-либо проблемы, уметь убеждать, планировать и проектировать свою деятельность для достижения запланированных результатов и т.д.
Веб-квест имеет свою структуру [5]:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
3. Список информационных ресурсов (в электронном виде – на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
6. Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.
Но организовать работу с веб-квестом без знания определенных критериев отбора информации и критериев оценивания квеста невозможно. Следует уделить внимание на следующее: источник информации, полноту и достоверность информации, новизну материала, информационную и культуроведческую ценность, альтернативные источники (в том числе и печатные), мультимедийные возможности, дизайн сайта, посещаемость и прочее. Всё это поможет взрослым оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования [1, с. 15].
Одним из известных методов развития умений критически оценивать веб-квесты является анализ конкретных сайтов на основе специально разработанных критериев. Критерии могут быть разработаны на специальных сайтах. Обычно работа над Веб-квестом начинается с постановки проблемного вопроса или с создания проблемной ситуации, которые должны мотивировать обучающегося, побудить у него интерес к данной проблеме, чтобы он смог начать свою поисковую деятельность. После введения темы участникам предлагаются задания, которые составляются преподавателем в зависимости от темы и учитывая уровень подготовки взрослых. Все задания выполняются, как правило, в рамках групповой работы.
Для организации работы по выполнению заданий преподаватель должен сделать ссылки на печатные источники, а также ссылки на источники в Интернете. Всё это обеспечивает целенаправленный поиск необходимой информации [5, с. 28].
Веб-квест включает презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, Интернет-страницы, документа Microsoft Word или в любой другой форме. Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов. В конце выполнения Веб-квеста участники получают возможность критически проанализировать свою работу и дать ей оценку, а также оценить работу других. [7].
Таким образом, в процессе работы над Веб-квестом центром достижения знаний является обучающийся. Преподаватель перестаёт быть основным источником знаний. Он формулирует задания, подыскивает источники и ссылки в интернете, выполняет консультативную роль, создаёт учебную обстановку, при которой учение происходит в рамках творческой учебной мастерской. Применение этой технологии в работе с взрослыми способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию познавательной деятельности.

Список литературы:
1. Задорожная Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах // Иностранные языки в школе, 2007. – № 4.
2. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования, 2002. – № 7.
3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2000. – № 2 (28).
4. Быховский Я.С. [электронный ресурс] Образовательные веб-квесты // Материалы между-народной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
5. Додж, Берни [электронный ресурс]. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6. Портал Teachnology [электронный ресурс]. – Режим доступа к документу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Ресурсный центр «Информационные технологии в обучении языку» [электронный ре-сурс]. – Режим доступа к документу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, « Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования», 2010, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (In Russian).

References:
1. Zadorozhna N.V. "Improving the quality of training of students in pedagogical institutes" // Foreign languages at school, 2007. - № 4. (In Russian)
2. Nikolayeva N.V. "Educational projects quest as a method and means of developing the skills of information activity of pupils" // Questions of Internet Education, 2002. - № 7. (In Russian)
3. Polat E.S. "Project-based foreign language lessons" // Foreign languages at school, 2000. - № 2 (28). (In Russian)
4. Bykhovsky J.S. Educational Web quests // Proceedings between folk-conference "Information technologies in education. ITO-99." - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (In Russian)
5. Dodge, Bernie [electronic resource]. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
6. Portal Teachnology [electronic resource]. - Access to the document: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Resource Center "Information technology in language learning" [electronic re-LAS]. - Access to the document: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (In Russian)
8. The Federal State Educational Standard of Compulsory Education. “Specifications of the terms of realization of compulsory education”. 2010. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (In Russian).


15