Урок окружающего мира во 2 классе по теме: Строение тела человека. Как работает наш организм. программа Школа России


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: «Строение тела человека. Как работает наш организм?»
ФИО (полностью) Минченко Анастасия Сергеевна
Место работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»
Должность Учитель начальных классов
Предмет Предмет – окружающий мир
Класс 2 б
Тема «Строение тела человека. Как работает наш организм?»
Предметная программа и её автор Предметная программа и её автор: УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир» программа 1 – 4 классы 2012.
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся представления о работе внутренних органов человека, о «внешнем» и «внутреннем» строении тела человека; умение работать с научным текстом , выделять в нём главное; формировать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока Тип урока: комбинированный
Модель организации УПД младших школьников Модель организации УПД младших школьников: практическая работа, просмотр презентации, работа с учебником, демонстрация опытов по теме урока.
Необходимое оборудование Необходимое оборудование:
у учащихся: учебник, рабочая тетрадь;
для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска мультимедийное оборудование, презентация; учебный диск «Окружающий мир 2 класс».
для опытов: поролоновая губка, литровая банка с водой, воздушный шарик, веревка, песочные часы.
Планируемые результаты
Предметные:
-усвоение учащимися терминов и понятий по теме.
-учить сравнивать, сопоставлять, выражать свои
мысли, чувства, настроение;
учить чётко формулировать ответ на
поставленные вопросы;
-закреплять умение самостоятельно работать с
книгой; Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-обобщать, делать выводы;
-строить диалог;
-обосновывать своё мнение;
- выслушивать и оценивать мнение одноклассников;
- оценивать результаты своей работы. Личностные:
- развивать интерес к здоровому образу жизни
Структура и ход урока.
№ Этап урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя Название используемых ЭОР Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6 7
1 Адаптационный 1. Адаптация учащихся к работе на уроке.
2.Мотивация и самоопределение к деятельности.
демонстрируют готовность к уроку.
принимают участие в диалоге с учителем.
Каждая группа угадывает и называет объекты природы и делит их на две группы: живая и неживая природа.
- По внешнему строению тела
- Автомобиль
- Корпус, колеса, двери и т.д.
-Сидения,руль,мотор и т.д.
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее – Добрый день, дорогие друзья! новой встрече очень рада я!
Вводная беседа.
-Все, что нас окружает, создала природа, в том числе и нас с вами. Все объекты природы делятся на живые и неживые.
- Давайте вспомним признаки живой природы и выполним задание.
1. Дети делятся на группы по 4 человека
Давайте поиграем в игру «Узнай и назови».
- Я буду показывать силуэты различных объектов живой и неживой природы, а вы называть кто или что это.
Проблемно – диалогическая беседа.
- Как вам удавалось узнать тот или иной объект?
- По каким признакам узнали человека?
- Посмотрите еще одну картинку 
- Что вы видите?
- Как автомобиль устроен снаружи?
- То, что мы видим снаружи это внешнее строение автомобиля.
- Как выдумаете, что находится внутри автомобиля?
- То, что мы можем увидеть внутри, это внутреннее строение автомобиля. Работа с учебным диском «Окружающий мир -2 класс»
Слайды 1-4
Слайд 5
Слайд 6
5
2 Основной 1. Разрешение интеллектуального затруднения.
2. Формирование опыта работы с новым материалом Дети сами догадываются о теме урока.
«Строение тела человека. Как работает наш организм?»
-Узнаем, из каких частей состоит тело человека.
- Что значит внешнее и внутреннее строение человека?
- Где находятся внутренние органы?
- Нужны ли нам знания о строении своего тела?
Работа в паре по учебнику с. 4
-Внешнее строение человека.
Высказывания, предположения детей:
Называют известные им (внешние органы) части тела.
Задание 1. На листах с изображением силуэта человека дети соединяют стрелками название частей тела. - Посмотрите на экран, что мы будем изучать сегодня? Попробуйте догадаться сами.
- Правильно, ребята!
- Что нам нужно будет узнать?

- Что изображено на с.4?
- Посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи.
- Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела. 
Проверка с помощью слайда. Сколько у вас ошибок, проверьте по слайду 9. Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 10
Физкультминутка 2
2 Основной (продолжение) -Верхние конечности
- Туловище
Высказывания детей
Работа с учебником стр.5
Практическое задание 1.
Работа в тетради стр.4
Дети читают текст задания и выполняют.
Работают с учебником.
1.Мозг
(читают вслух материал учебника)
- В голове
Практическое задание 2.
Дыхание.
2. Лёгкие
(читают вслух материал учебника)
- В груди.
Высказывания детей
3.Сердце
- В груди в левой части
Ответы детей
4.Желудок
- В верхней части живота, под рёбрами
(дети читают материал учебника, отвечают на вопросы)
5.Кишечник
(дети читают материал учебника и отвечают на вопрос)
6. Печень
(дети читают материал учебника и рассматривают рисунок.)
Проблемная беседа.
- Как назвать по-другому руки и ноги?
- Как одним словом назвать грудь, живот и спину?
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека.
- А каково же его внутреннее строение?
Расскажите, что вы об этом знаете
- С помощью рисунка познакомьтесь с внутренним строением человека. Обратите внимание на расположение внутренних органов.
- Мы сейчас займёмся моделированием.
-Итак, тело человека внутри состоит из органов. Подробнее о них нам может рассказать учебник с.6 -7.
- В какой части тела располагается этот орган?
- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека.
Ведает правильной работой главных внутренних органов. Именно он следит за тем, мы дышим.
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких  учитель проводит опыты
- У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
- Полтонны – это 500 кг или 500 таких банок. (показ. литровую банку с водой)
- В какой части тела расположены лёгкие?
- А теперь, скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце 
-  Где оно находится?
- Рассмотрим, как работает наше сердце и от чего зависит его работа.
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины.
- Станете, вы есть такой обед?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок 
Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может.
- Где находится желудок?
- Почему надо хорошо прожёвывать пищу, а не проглатывать большими кусками?
- Куда проталкивает желудок полупереваренную пищу дальше?
Кишечник тянется почти на 8 метров (показывает верёвку длиной 8 метров)
- Где расположен кишечник? 
- На этом можно было бы закончить разговор о «Внутренней кухни» организма. Однако, мы ещё не упомянули о необыкновенной соседке желудка – печени
- Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота.
Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Интерактивная модель работы сердца
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
15
Физкультминутка 2
3 Творческий этап. Закрепление умения строить предложения, аргументировать свои действия, рассуждать. 1.Выполняют задания на листочках из рабочей тетради.
2. Кроссворды
(работа в группах) 1. Предлагает выполнить задание из рабочей тетради с.3 №1
2. Направляет и помогает обучающимся, испытывающим затруднение в работе. 6
4 Рефлексия Формирование умения подводить итог своей работы и оценивать свою деятельность.
- Необходимо хорошо знать, как устроен твой организм, и как работают его органы, чтобы правильно жить и быть здоровым!
Записывают домашнее задание. - Ребята, мы изучили новую тему, провели исследования.
- Вы можете сейчас сказать, почему эта тема очень важна?
- Сегодня на уроке вы все очень дружно, согласованно работали.
Наши внутренние органы работают также согласованно и дружно.
- О том, как правильно следить за своим здоровьем мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Составить свой режим дня
Учебник: стр.4-7 читать, ответить на вопросы.
Рабочая тетрадь: стр. 4 задание 3.
5
Понятийная гроздь
Органы человека

Внешние Внутренние

мозг легкие сердце печень желудок кишечник



Организм
№ п/п Формируемые представления и понятия Содержание формируемых преставлений и понятий
1. Орган Часть тела, которая имеет определенную форму, строение и выполняющая определенную работу в организме.
2. Внешние органы
Части тела, которые располагаются снаружи, их легко увидеть.
3. Внутренние органы
Части тела, которые располагаются внутри организма, и увидеть которые мы не можем.
4. Мозг
Командный пункт, который управляет работой всего организма.
5. Легкие
Органы, с помощью которых человек дышит.
6. Сердце
Орган, который непрерывно гонит по сосудам кровь, заставляя ее обегать все тело.
7. Желудок
Орган, который служит для переваривания пищи.
8. Печень
Орган, который переваривать пищу в кишечнике.
9. Кишечник Длинный пищеварительный канал, благодаря которому непереваренные остатки пищи выводятся из организма.
10. Организм
Сложная система органов, все части которой работают согласованно и слаженно
1. Подчеркни только те понятия, которые относятся к внутренним органам человека.
Голова, шея, головной мозг, грудь, лёгкие, руки, сердце, живот, печень, желудок, кишечник, ноги.
2. Выбери правильный вариант ответа:
«дыхательный аппарат» человека это...
Сердце.
Легкие.
Желудок.
Печень.
3. Назови «командный пункт» тела человека.
Сердце.
Головной мозг.
Желудок.
Печень.
4. Какую работу в нашем организме выполняет сердце?
Переваривает пищу.
Перекачивает воздух.
Заставляет кровь обегать всё тело.
Удаляет из организм непереваренные остатки пищи.
5. Что представляет собой кишечник человека?
Длинный коридор для выведения остатков пищи.
Командный пункт для управления работой организма.
Мускулистый мешочек, заставляющий кровь обегать всё тело.
1. Из чего состоит организм человека?
2. Опиши, на что похоже сердце человека.
3. Как выглядят легкие человека, и какую работу они выполняют в организме.
4. Охарактеризуй работу головного мозга человека.
5. Опиши кишечник человека.
1. Сердце человека - неутомимый мотор, который ни секунды не отдыхает. Объясни, для чего ему так стараться?
2. Что произойдет с организмом, если нарушится работа мозга?
3. От чего зависит здоровье и хорошее самочувствие человека?
* Попробуй составить кроссворд на тему: «Строение тела человека. Как работает наш организм?»
* Придумай несколько загадок про внутренние органы человека.