Третья часть информационно-творческого проекта для детей подготовительной группы « Курская земля умельцами славиться. Вышивка ».


Информационно-творческий проект для детей подготовительной группы « ».
Тип проекта: информационно - творческий;
Продолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
Познакомить с народным промыслом ;Познакомить с материалами и инструментами для вышивания;
Освоить приёмы вдевания нитки в иголку и завязывание узелка;
Помочь освоить шов «вперёд иголка», шов «крестик».
Закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Развивать тактильное ощущение, моторику пальцев;
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание;
Воспитывать трудолюбие, уважение к труду своих товарищей.
Методы и приёмы:
• Проектирование
• Словесный
• Наглядный
• Практический
Формы работы:
подгруппа детей
индивидуальные
Средства:
• набор игл для вышивки
• ножницы
• нитки различных цветов
• игольницы
• картон
• схемы рисунков для вышивки
• образцы вышивки
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Изготовить стенгазету «Пословицы и поговорки о труде, мастерстве и рукоделии »
4. В выходные дни посетить краеведческий музей
Организационный этап
Подготовка материалов:
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами вышивки) ;• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народным ремеслом;
• Подбор подвижных народных игр;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
1 занятие. Выставка готовых вышивок.
Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.
2 занятие. Беседа о русской вышивке, истории вышивки и ее мотивах .Познакомить с историей вышивки Курского края, ее основными элементами.
Народная игра «Катай каравай.»Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:
Катай каравай,
Поворачивай , давай,
К лесу – куролесу,
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,-
Куда головой?
«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.
3 занятие Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ воспитателя об иголке, нитке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.
Игра «Веселая иголка»
4 занятие Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.
Работа со шнуровкой.
Упражнять в умении вдевать шнурки в дырочки. Развивать мелкую моторику, усидчивость.
Игра «шнуровка»
5 занятие. Шов “вперед иголку”. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.
Народная игра «У бабушки Маланьи.»Дети идут хороводом, приговаривая:«У Маланьи, у старушки,Жили в маленькой избушкеСемь сыновей,Семь дочерей,Все без бровей,С вот такими вот носами,(показывают жестами)С вот такими бородами,Все они сидели,Ничего не ели,Делали вот так…»(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
6 занятие. Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомить с правилами работы с пяльцами.
7 занятие. Вышивание на картоне «Геометрические фигуры» Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда
8 занятие «Разноцветные дорожки»
Вышивание швом «вперёд иголка» на картоне. Учить вышивать швом «вперёд иголка» на картоне. Закрепить правила безопасности при работе с иголкой.
9 занятие «Разноцветные дорожки». Вышивка по кругу.
Продолжать учить вышивать швом «вперёд иголка» двумя нитками. Познакомить с вышивкой по кругу.
10 занятие «Уроки иголочки». Вышивка по контуру. Учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток
11 занятие «Уроки иголочки». Вышивка по контуру «Цветок для мамы»
Учить вышивать швом «вперёд иголка» силуэты предметов. Учить работать не спеша, подбирать красивое сочетание ниток. Развивать мелкую моторику рук.
12 занятие Шов «крестик».
Познакомить со швом «крестик». Учить правилам вышивки.
Аппликация «Вышивка на рубашке»
13 занятие Вышивка « крестиком» на картоне «Солнышко»
Продолжить учить выполнять шов «Крестик», вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук.
14-15 занятие Вышивка на ткани швом «вперёд иголка» и «крестик».
Закреплять умение выполнять шов «крестик», «вперёд иголка» , вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Развивать мелкую моторику рук.
Воспит. : Мы пришли на ярмарку не с пустыми руками. Мы сейчас вам многое покажем и многое расскажем. Научим нашему ремеслу.
Реб. : Мы пришли на ярмарку и принесли свое полотенце. На нем мы своими руками вышивали. Вышивали двумя способами: «шов вперед иголка» и «крестик.»Воспит. : Вот какое красивое полотенце получилось. А давай те и другим детям откроем секрет- что такое вышивка?
Реб: Вышивка – это создание узора на ткани с помощью иголки и ниток.
Воспит.: Мы с вами научились вышивать. Но еще издавна люди вышивали. А где была первая школа вышивальщиц?
Реб. : Первая школа вышивальщиц находилась у нас в г. Щиграх во всей Курской губернии.
Воспит.: Вот как мы прославились. А для чего люди вышивали ?
Реб.: Чтобы было красиво. А еще вышивка защищала людей от беды и зла. Вышивка называлась – оберег.
Воспит.: Люди вышивали на своей одежде, рушниках не просто узоры . Каждый узор что- то обозначал. Давайте и этот секрет откроем.
Реб.: (берет три картинки)
Когда вышивали на одежде дерево, то желали долгих лет жизни.
Когда вышивали птиц , то желали счастья.
Когда вышивали коня, то желали добра.
Воспит.: Вот такие узоры использовали люди при вышивании. Но мы с вами откроем еще один секрет. Ведь цвет ниток, которыми вышивали , тоже выбирали не случайно .Каждый цвет обозначает что- то свое.
Расскажи и этот секрет. Что обозначает цвет.
Реб. (берет нитки) Красный цвет обозначает – огонь, солнце.
Черный цвет- это цвет нашей плодородной земли.
Воспит.: Вот мы с вами рассказали несколько секретов о вышивке. А еще мы не сказали, где люди располагали вышивку на своей одежде и что она защищала?
Реб.: (показывает на рубашке) Вышивка располагалась на рукавах и защищала руки,
внизу и защищала ноги, на шее и защищала горло.
Воспит.: Вот мы сколько секретов о вышивке сегодня рассказали. А чтобы научиться вышивать, что нам необходимо?
Реб.: Нам необходимо: нитки, иголка, ткань и пяльцы, для того чтобы натянуть ткань.(показывает пяльцы)
Воспит.: Но прежде чем учиться вышивать, надо научиться обращаться с иголкой.
Мы поиграем в игру «Куда иголка, туда нитка»
Реб. :( рассказывает правила игры и показывает)
Воспит.: Я предлагаю поиграть трем мальчикам и трем девочкам. А вы мои мастера помогайте. Учите других детей .(дети берут иголку и нитку в руки, вставляют нитку и завязывают.)
Воспит.: Вот мы поиграли с иголкой , ведь она не настоящая. А можно ли играть с настоящей иглой и почему?
Дети: нет, она может уколоть и будет больно.
Воспит.: Мы вам рассказали много секретов о вышивке .А вы внимательно слушали и теперь сможете стать такими же умельцами как и мы.