Разработка классного часа на тему Умей сказать нет по профилактике наркомании, алкоголизма.





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №111
Калининского района городского округа г.Уфа Республика Башкортостан














Тема классного часа
Умей сказать: «Нет!»
(для обучающихся 8-11 классов)












Выполнил: социальный педагог
Яковлева Надежда Михайловна






Уфа 2016
Умей сказать «нет»!
Цель. Формирование навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), критического осмысления информации , получаемой в неформальных группах.
Задачи. Формировать убеждение, что стойкий навык отказа от ПАВ является признаком зрелого поведения, четкого представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому.
Оборудование .Таблица для упражнения «Мифы» поделённая на две графы мифы и реальность; плакаты (или карточки) «Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет». Результаты проведённого опроса. Экран, проектор, компьютер. Результаты ранее проведённого социологического опроса учащихся гимназии №111.
Ход занятия
1.Вводная часть. Добрый день, ребята! Сегодня наш разговор пойдёт о зависимости к вредным привычкам. Тема нашего разговора не нова, об этом мы много знаем, часто обсуждаем, а также узнаём из СМИ. (приложение №1) данные на экране, озвучиваются.
Вопрос: Какие вредные привычки вы знаете? Предполагаемый ответ: потребление алкоголя, табака, наркотиков и другие, Тема нашей сегодняшней беседы: «Умей сказать: НЕТ!» В целях актуализации представлений учащихся о наркозависимости и ее причинах, предлагается назвать ассоциации к слову «зависимость», провести параллели с безволием, несамостоятельностью и т.д. Что такое наркомания? Наркомания ( от греч.nark- оцепенение, mania- безумие; страсть) – заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости потребления от наркотиков. На экране появляется слово НАРКОМАНИЯ. Учащимся предложено дать расшифровку данному слову по буквам. Например: Н-наркотик, никотин, насвай. Буква А- агрессия, алкоголь. Учащиеся называют слова ассоциации к слову наркомания. Приводятся данные по результатам проведения социологического опроса в гимназии.

2.Упражнение «Мифы»: зачитывается спорное утверждение. Участникам предлагается высказаться, данное высказывание «Миф» или реальность. В ходе обсуждения разъясняются спорные моменты.
«Мифы» или Реальность.
Наркомания - вредная привычка.
Достаточно один раз уколоться – и станешь наркоманом.
Все наркоманы и проститутки – конченые люди.
Марихуана безвредна.
Наркомания неизлечима.
Нельзя дружить с наркоманом.
Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.
Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

3.Основная часть. При завершении вводной части обращено внимание на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам. Выполняется игра «Марионетка». Участники должны разбиваться на тройки. Каждый тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Каждый участник должен побывать в роле куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
Участники обсуждают, что они испытывали во время игры, когда были в роли «куклы». Делают вывод о неприятных ощущениях, когда ты несамостоятелен, не можешь распоряжаться собой, от кого-либо или чего-либо зависит.

Участникам рекомендовано создать группы по 3 учащихся, где необходимо ответить на предложенные вопросы в таблице.
ПЕРСПЕКТИВА НАРКОМАНОВ



Утверждение
Всегда
Часто
Редко

1
Ухудшение здоровья




2
Потеря доверительных отношений с родителями




3
Потеря друзей




4
Уголовная ответственность




5
Физическая зависимость




6
Снижение успехов в школе




7
Потеря возможности учиться, работать




8
Денежные проблемы





·9
Контакт с криминалом




10
Духовная бедность, узость интересов




11
Использования наркотиков




12
Преждевременная смерть




Один учащийся из каждой группы зачитывает вариант ответа своей группы. Заслушиваются и обсуждаются все утверждения по группам. МОЛОДЦЫ! А теперь давайте попробуем дать характеристику наркоману:
Это пустые глаза, оживляющие только при виде шприца или таблетки.
Это тела, корчащиеся в судорогах «ломки», ужасающе мучительного состояния наркотического голода.
Роковая болезнь, неумение владеть своими чувствами.
4.Заключительная часть. Обработка стратегии отказа в наиболее типичных ситуациях предложения употребить ПАВ. «Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет». Используя предлагаемые способы, сказать НЕТ, придумать продолжение истории(«Тебе предлагают наркотики»).
Для рефлексии предлагается продолжить фразу: «Если бы я работал в центре по профилактике ПАВ и у меня была бы одна минута на ТВ, то я бы сказал».

10 причин сказать наркотикам «НЕТ»
Наркотики дают фальшивое представление о счастье.
Наркотики затрудняют обучение.
Наркотики часто приводят к несчастным случаям.
Наркотики уничтожают дружбу.
Наркотики делают человека слабым и безвольным.
Наркотики толкают людей на кражи и насилие.
Наркотики являются причиной многих заболеваний.
Наркотики разрушают семьи.
Наркотики приводят к уродствам у детей.
Наркотики препятствуют духовному развитию. Приложение №1

Сводка по преступлениям совершенные несовершеннолетними детьми до 18 лет под воздействием наркотиков.

2013г. ( за год) – 25 случаев.
2014г. (9 месяцев)- 45 случаев
Из них 7 дел заведено на школьников.
За 8,5 лет возбуждено 150 дел на школьников за употребление и распространение наркотиков., употребление и распространение.
В России за 7 лет изъято синтетических наркотиков в 2007г. -165 кг , 2014г. - 22 тонн.
В Республики Башкортостан изъято 45 кг наркотиков (150 млн. доз).
В г. Нефтекамск сентябрь-октябрь умерло 5 человек от отравления синтетической курительной смесью.
Обратились в больницы 220 человек, из них 58 несовершеннолетних.
В г. Уфа за сентябрь месяц в МБУЗ ГДКБ№17 доставлены 138 несовершеннолетних, из них 32 % находились в алкогольном, наркотическом опьянении.
В г. Уфа за последнюю неделю октября обратились в МБУЗ ГДКБ№17 – 5 несовершеннолетних употребивших спайсы.

























Приложение №2

Вопросник на выявление курения, алкогольного употребления, токсикомании (Анонимно).
1.Вы курите сигареты?
2.Если да, то, сколько сигарет в день вы выкуриваете?
3.С какого возраста вы начали курить?
4.Употребляете ли вы алкогольные напитки , в том числе пиво?
5.Во сколько лет вы первый раз попробовали спиртные напитки?
6.Как часто вы употребляете спиртные напитки в неделю?
7.Какой объем алкоголя вы употребляете за раз?
8.Употребляете или пробовали вы насвай?
9.Сколько раз вы употребляли насвай?
10.Употребляли ли вы наркотические вещества?
11.Сколько раз вы употребляли наркотические вещества?
12.Пробовали ли вы, нюхать клей?





























Используемая литература:
Программа по профилактике наркотической зависимости среди подростков «Я выбираю жизнь». Ярославль, 2001
Соловов А.В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999
Соловов А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000
Спрангер Б. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков// Вопросы наркологии. 1993, №3.
Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Издание 2-е, переработанное и дополненное/Под научн. Ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. СПб., 2001.

















13PAGE 15


13PAGE 14215




15