Программа Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе


КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 4 ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ«БОЛАШАК», ГОРОД СТЕПНОГОРСК»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГУ ОСШИОД № 4 «Болашак»
________Л.МитасоваПрограмма
"Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе"
Составил: Мец Оксана Викентьевна, заместитель директора по ВР
© г.Степногорск2014
Содержание проблемы и обоснование необходимости создания программы
Программа «Комплексные меры профилактики наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа в школе» разработана в связи с ситуацией, сложившейся в городе, области и, в целом в Республике Казахстан, вызванная ростом распространения и употребления наркотических, токсических средств, алкогольных напитков, табачных изделий, что создает угрозу здоровью и безопасности людей. Особое беспокойство вызывает распространенность этих явлений среди детей и подростков. Чтобы предотвратить появления негативных явлений, необходимо начинать профилактическую работу в в школах с ранней ступени. Семья и школа должны быть едины в решении этого вопроса. Учитель – ученики – родители – вот тот треугольник, на котором базируется основная работа школы. Одним из главных проблем воспитательного процесса школы является занятость учащихся во внеурочное время как наиболее эффективной части в профилактике здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Подавляющее большинство людей начинают курить, употреблять алкогольные напитки, наркотические вещества в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике наркомании, курения, алкоголизма в школе помогут многим обойти стороной эту форму зависимости.
Обоснование необходимости организации профилактической работы в школе
После изучения прогноза наркоситуации, числа заболевших СПИДом, венерическими заболеваниями, количества курящих подростков в Республике Казахстан.
Главные причины возникновения и распространения этих явлений следующие:
Рост преступности в подростковой и молодежной среде.
Проблемные отношения несовершеннолетних и молодежи, складывающиеся с окружающими.
Массовое приобщение несовершеннолетних и молодежи к алкоголю.
Цель программы: обеспечение условий для снижения роста злоупотребления табачными изделиями, алкогольными напитками, наркотическими веществами среди подростков. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи программы:
создать комплексную систему мер, направленных на ликвидацию курения, наркомании, алкоголизма на территории школы и вне ее;
формировать позитивное отношение учащихся к здоровому образу жизни;
совершенствовать систему профилактики потребления наркотиков, табака, алкогольных напитков;
предоставить учащимся объективную информацию о последствиях наркомании, курения, алкоголизма и выработать представление о негативном их влиянии;
формировать у учащихся отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
Положительный результат нашей работы зависит от союза учителей, учащихся, родителей, психолога, административного аппарата школы. Поэтому главная основная задача – расширение сотрудничества между работниками школы и другими государственными учреждениями, обеспечение связи школы с центрами, комитетами, отделами, общественными объединениями с целью эффективного взаимодействия и успешной работы.
Профилактическая работа в школе предполагает связь с учреждениями города:
– Центр медицинской профилактики;– Городская библиотека;– Городская поликлиника;– Дом Детского Творчества;– Образовательные учреждения города.
Программа предполагает использование различных форм профилактической работы по наркомании, алкоголизму, курению, СПИДу, распространению венерических заболеваний. 
Это:
– семинары;– конференции;– лектории;– беседы;– диспуты;– просмотр видеоматериалов, кинофильмов:– игровые ролики;– тренинги.– экскурсии.– встречи:       а) с медицинскими работниками учреждений города;      б) с работниками правоохранительных органов;      д) с психологом;      е) с родителями учащихся школы;– статьи в школьной прессе;– уроки здоровья;– классные часы.
Направления деятельности по реализации программы
№ Организаторы Направление деятельности
1 Психолог – индивидуальное консультирование;– оказание методической и практической помощив подготовке и проведении классных часов,индивидуальных бесед;– освещение результатов мероприятий иработы психолога в целом по профилактике алкоголизма,наркомании, табакокурения в школе.
2. Заместитель директора
по ВР – исследование социально-педагогических условии в школе;– формирование единой информационно-статистической базы по школе;– проведение социальных исследований;– индивидуальная работа с учащимися, родителями, классными руководителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;– организация встреч с учащимися, родителями, правоохранительными органами и т.п.
3 Учителя биологии, химии, классные руководители – организация профилактической работы по наркомании, табакокурению, алкоголизму, СПИДу, венерическим заболеваниям через:а) классно-урочную систему;б) внеклассные мероприятия;– выпуск рекламных щитов, плакатов, газет (пропаганда здорового образа жизни);– показ видеофильмов с целью профилактики данных явлений;– индивидуальные беседы с учащимися, родителями;– проведение информационно-просветительских акций для учащихся и их родителей;– организация воспитательной работы в классе;– пропаганда здорового образа жизни; 
4 Медицинский работник,учитель физического воспитания. – выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни;– проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями, учителями;– проведение дней здоровья;1 декабря– международный день борьбы со СПИДом.
5 Библиотекарь – создание электронного банка и литературы по тематике:а) охрана здоровьяб) профилактика наркоманиив) профилактика табакокуренияг) «Алкоголь и его последствия»д) «Чума века – СПИД»е) «Венерические заболевания, их профилактика»ж) пропаганда здорового образа жизниз) оформление выставки к тематическим месячникам.
Этапы реализации программы
Первый этап – организационный.(сентябрь-октябрь)
На этом этапе формулируется общий замысел программы, определяются функциональные и временные границы. Результатом этого этапа будет создание творческой группы – воспитателей, которые входят в состав МО. Творческая группа планирует свои действия и работает по особому плану.
Второй этап – внедренческий (ноябрь-март)
Это постепенное выполнение всех намеченных мероприятий. Самое главное на этом этапе – четкая последовательность действий, их анализ и оценка. На этом этапе идет внедрение в практическую деятельность программы по вопросам антинаркотического, антиалкогольного и др. просвещения.
Третий этап (апрель-май)
Анализ и обобщение информации по проблемам общества (наркомании, табакокурения, алкоголизма, СПИДа).
Организация процесса инициирования программы
Составление программы Совещание творческой группы в школе Проведение заседания МО классных руководителей Проведение классных часов
Проведение общественного родительского собрания Проведение Создание творческой группы по реализации программы  
Связь школы с учреждениями города Работа пресс-центра Профориентационная
работа с учащимися  
Ожидаемые результаты:
1.Сформированность у учащихся приоритетных основ здорового образа жизни.2.Сформированность у учащихся стойкого противодействия к наркомании, курению, алкоголизму.
3.Уменьшение количества учащихся, зависимых от курения.4.Обеспечение учащихся знаниями о вреде наркомании, табака, алкоголя.
5.Совершенствование системы профилактики употребления наркотиков, табака, алкоголя.6.Создание необходимых условий в школе для организации занятости учащихся во внеурочное время.
План по профилактике СПИДа
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1. Изучение нормативных документов по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД Сентябрь Воспитатели, классные руководители 8-11 классов
2. Формирование творческой группы для реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции/ СПИД. Октябрь Мец О.В
3. Проведение специалистами лекции на тему «Профилактика ВИЧ-инфекций в молодежной среде». Октябрь Сотрудники поликлиники
4. Просмотр и дискуссия по проблемам фильма «Дневник Насти». Ноябрь Воспитатели
5. Оформление информационных стендов по профилактике ВИЧ-инфекции/ СПИД. Ноябрь Новосад Н.Н
6. Организация и проведение месячника по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД Ноябрь-Декабрь Новосад Н.Н
7. Проведение конкурса интерактивных плакатов «Я выбираю жизнь!» Январь Ибраева И.А
8. Цикл бесед по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИД. Февраль Шепель Н.С
Новосад Н.Н
9. Организация и проведение спортивных соревнований среди учащихся 8-9 классов Март Кузьменков С.М
10. Проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции/СПИД Апрель Мец О.В,
Новосад Н.Н
11. Анализ результатов анкетирования, выпуск буклетов. Май Мец О.В
ПЛАН
работы по профилактике алкоголизма, табакокурениянаркомании, токсикомании и употребления ПАВ.
№ Мероприятие Сроки Ответственные
1. Изучение нормативных документов по профилактике наркомании, токсикомании и употребления ПАВ
-          администрацией школы,
-          классными руководителями,
-          учащимися Сентябрь Мец О.В классные руководители 8-11 классов
2. Организация взаимодействия администрации школы с
-          ИДН,
-          наркологическим диспансером,
  Октябрь Мец О.В
3. Работа с учащимися 8-9 классов.
Цикл бесед и классных часов:
«Методы распространения
наркотиков.Наркотики и здоровье»8 кл.,  «Уголовный кодекс о наркотиках» 9кл.,            
Ноябрь- февраль
 
 
 
Классные руководители 8-9 классов
4. Работа с учащимися 10-11 классов.
 
Цикл классных часов:
«Подросток и наркотики. Взаимосвязь наркомании и других вредных привычек»10 кл.
«Признаки наркотического опьянения. Можно ли избавиться от наркомании» 11 кл.
 
Ноябрь- февраль
 
Классные руководители 10-11 классов
5. Встречи, беседы, лекции
-          с врачами наркологического диспансера,
-          с врачами кожно-венерологического диспансера,
-          инспектором по д/н и т.д. Ноябрь-март Мец О.В
6. Конкурс интерактивных плакатов «Я выбираю жизнь!» Февраль Бактубаева Н.К
7. Проведение анкетирования среди учащихся 8-11 классов по вопросам профилактики алкоголизма, табакокурениянаркомании, токсикомании и употребления ПАВ Апрель Мец О.В,
Бактубаева Н.К
8. Анализ результатов анкетирования, выпуск буклетов. Май Мец О.В