Конспект урока по математике на тему Знакомство с многоугольниками


Конспект урока математики
В 1 «Б» классе МБОО СОШ № 10 г. Лобня
Учитель: Аксёнова М.Н.
УМК «Начальная школа ХХI века»
По теме:
«Знакомство с многоугольниками»
Тип урока: комплексное применение знаний
Дата проведения: 21 октября 2015 года
Цели: учить различать и называть геометрические фигуры – треугольник, четырехугольник, пятиугольник, многоугольник; учить показывать углы, вершины и стороны многоугольников; закреплять вычислительный навык увеличения (уменьшения) числа на 2 и 3; развивать математическую речь, внимание, мышление; развивать умение устанавливать закономерности, умение работать самостоятельно и в паре, сотрудничать, анализировать; воспитывать интерес к изучению математики, желание преодолевать трудности; воспитывать аккуратность в ведении тетради.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам прилетела гостья. Кто она, узнаете, отгадав загадку.
Эта птица видит всё, Кругом ходит голова,
Хоть на улице темно, Это хищница …. (Сова)
- Сегодня вместе с ней мы совершим математическое путешествие, в котором нам пригодятся знания и умения, полученные на прошлых уроках.
2.Актуализация знаний.
Для начала, расскажем нашей гостье, какие времена года вы знаете?
- А какое сейчас время года? (осень)
- Какой месяц? (октябрь)
- А какой осенний месяц по счету? (второй)
- Какое сегодня число? (21)
- День недели? (среда)
- Какой день недели был вчера? (вторник)
- А какой день недели будет завтра? (четверг)
3. Устный счёт.
Дорогие ребята, мудрая сова просит вас устно посчитать.
А) У доски работают 3 ученика:
Заселить математические домики (состав числа);
Вставить пропущенные числа в числовом ряду;
Решить примеры и записать ответы в пустых окошках.
Б) Игра «Молчанка» - ученики показывают ответы на веере цифр, ответы сверяют со слайдом.
Покажите число, которое называют при счете перед числом 9. (8)
Число, которое называют при счете после числа 8. (9)
Сколько дней в неделе? (7)
Покажите соседей числа 2. (1, 3)
Какое число стоит между числами 5 и 7? (6)
Какое число на 2 больше чем 3? (5)
Какое число на 2 меньше чем 6? (4)
4 это 2 и (2)
- Назовите наибольшее число; наименьшее число.
- Назовите числа в порядке убывания.
В) А теперь сова хочет проверить, умеете ли вы решать задачи. Посмотрите на экран. Кто прочтет первый текст?
Текст 1.
Ваня поймал 4 рыбки, а Саша 2 рыбки.
- Это задача? (Нет, в этом тексте есть условие, но нет вопроса)
- Прочитаем второй текст.
Текст 2.
Ваня поймал 4 рыбки, а Саша 2 рыбки. Сколько рыбок у Саши и Вани вместе?
- Это задача? (Да, в ней есть условие и вопрос).
- Прочтите, сколько рыбок поймал Ваня? (4 рыбки). А сколько рыбок поймал Саша? (2 рыбки).
- Еще раз прочитайте вопрос задачи, что нужно узнать?
- Каким действием решается задача?
- Сколько всего рыбок?
Г) - Пришло время проверить работу ребят у доски. Приготовьте круг сигналы. Если верное решение – зеленый сигнал, нашли ошибку – красный сигнал.
- Ребята, поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки. Вы молодцы.
- Кто допускал ошибки? В этом нет ничего страшного, мы всему научимся. Вы тоже большие молодцы. Вы все хорошо поработали, теперь немного отдохнем.
4. Физкультминутка.
5. Упражнение на коррекцию зрительной памяти. Игра «День, ночь»
– Вы любите играть? Сова предлагает вам игру «День, ночь».
– Посмотрите на доску - что вы видите? (Геометрические фигуры)
- Запомните, в каком порядке расположены фигуры, т.к. ночью будут происходить изменения.
- Наступает ночь - дети кладут голову на парту и закрывают глаза – не подглядывают!
– Что изменилось? (2 раза)
– Что мы тренировали во время этой игры? (Мы тренировали память)
- Ребята, сова предлагает вам еще раз внимательно посмотреть на эти геометрические фигуры и найти лишнюю. Объясните, почему так решили (круг без углов, остальные фигуры с углами)
– Назовите фигуры «с углами» и скажите, сколько у них углов, сторон? (прямоугольник – 4 угла, 4 стороны….)
- У этих фигур много углов. Кто догадался, как их назвать одним словом? (Это многоугольники)
6. Сообщение темы урока
- Сформулируйте тему урока, с чем будем знакомиться? (Знакомство с многоугольниками)
7. Открытие новых знаний.
Учебник Задание № 1.
- Скажите, как одним словом назвать эти геометрические фигуры? (многоугольники)
- Прочитайте название под первым многоугольником. (Треугольник)
- Как вы думаете, почему этот многоугольник называется треугольником? (Потому что у него 3 стороны и 3 угла)
- Прочитайте название под вторым многоугольником. (Четырехугольник)
- Почему у него такое название? (4 стороны, 4 угла).
- А кто из вас знает, как еще можно назвать этот многоугольник? (Квадрат)
- Что мы знаем про квадрат? (У него все стороны равны)
- И так, у этой геометрической фигуры 3 названия: многоугольник, четырехугольник, квадрат.
- Прочитайте название третьего многоугольника. (Это пятиугольник)
- Почему у него такое название? (у него 5 углов и 5 сторон)
Учебник Задание № 2.
- Сколько фигур на рисунке? (На рисунке 6 фигур)
- Как называются эти геометрические фигуры? (Многоугольники)
- Посмотрите, голубой многоугольник – это семиугольник. Назови также остальные фигуры. (Красный шестиугольник, оранжевый пятиугольник, зеленый шестиугольник, синий пятиугольник, жёлтый четырехугольник)
– Как вы определили название каждого многоугольника? (По количеству углов.)
– Сколько на чертеже пятиугольников? (2: оранжевый и синий) Шестиугольников? (2: красный и зеленый)
– Ребята, мудрая сова очень довольна вами, вы молодцы! Теперь можно немного отдохнуть.
8. Физ. минутка
7. Первичное закрепление новых знаний.
Рабочая тетрадь Задание № 1.
- Кто догадался, что нужно сделать в этом задании? (Закрасить углы в каждой фигуре, посчитать углы и записать результат в клеточке рядом с фигурой). Выполняем задание вместе. (слайд)
8. Самостоятельная работа.
Рабочая тетрадь Задание № 2.
- Вспомните, как одним словом называются все фигуры желтого цвета? (Многоугольники)
- По какому признаку можно разделить фигуры на группы? (по количеству углов). Возьмите в руки простой карандаш и самостоятельно разделите фигуры на группы.
- Назовите первое множество фигур. (треугольники, шестиугольники, пятиугольники)
Закрываем тетрадь. Убираем на подставку.
Рабочая тетрадь Задание № 3.
Из двух пятиугольников составили новую фигуру. Сколько у нее сторон? Как назвать этот многоугольник? (восьмиугольник)
Из двух треугольников составили новую фигуру. Сколько у нее сторон? Как назвать этот многоугольник? (четырехугольник)
Работа в парах.
- Сова приготовила для вас еще одно интересное задание: у вас на парте лежит конверт один на двоих. А это значит, что сейчас мы будем работать в парах. Один ученик работает у доски.
Достать из конверта цветные фигуры и выбрать из них только многоугольники.
- Подумайте, на какие группы можно разложить эти многоугольники. (По цвету, по размеру)
- Продолжаем работать в паре. Составьте фигуры из многоугольников и дайте им названия.
Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Какова тема этого урока? (многоугольники)
- Назовите многоугольники, с которыми мы познакомились.
- Что больше всего вам понравилось?
Пожалуйста, приготовьте ваши круг сигналы. Оцените свою работу. Если вы работали хорошо, и все у вас получилось – покажите зеленый сигнал; если не все получалось, и что-то было непонятно – красный.
Я вижу, что все вы очень старались. Слушали учителя внимательно, четко выполняли все задания. Молодцы. Спасибо вам за дружную и активную работу на уроке.