Урок литературы в 7 классе по теме: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник.


7 класс
Программа Г.С.МеркинаУрок № 3.

Тема. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Цель:
выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин;
формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатных планов.
III. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Слово учителя. Беседа.
Начинается былина с зачина, указывающего место, время действия и действующее лицо. Далее идёт изложение содержания. Кончается былина исходом, т.е. формулой, подводящей итог повествованию (напр., «Тут Соловью и славу поют»).
- Какие пункты плана соответствуют зачину и исходу?
3.Лексическая работа.
- К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
4.Сообщение учащегося об Илье Муромце.
Ряд младших богатырей начинает собою главный их представитель, оберегатель русской земли, «старый казак» Илья Муромец. Ему посвящена, сравнительно с другими богатырями, громадная литература, но, несмотря на то, вопрос о нём тоже остаётся далеко не выясненным.
Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Ивана) — один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: «Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева…».
Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри, но сила эта не количественна, а качественна, причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что наконец он стал святым угодником.

5.Сообщение «историка» о времени, нашедшем отражение в былине.
Между Северо-Восточной Русью и Поднепровьем стояли непроходимые леса. Весь Суздальский край именовался в Киеве «залесьем». Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу, именовавшуюся путём «сквозь вятичи». До этого приходилось объезжать лесной край, направляясь в верховья Волги, и уже оттуда — на Днепр, а по нему – к Киеву. Однако и после того, как прямая дорога была проложена, многие предпочитали прежний окольный путь. Прямая дорога на юг была неспокойной, на ней грабили и убивали, но именно эту дорогу через дремучий и опасный лес выбирает Илья Муромец для поездки в Киев.
Этот эпизод дает право приурочить былину ко второй половине XII - первым десятилетиям XIII в., когда прямая дорога на Киев уже существовала, хотя и оставалась опасной.

6.Выразительное чтение былины от слов «Да й поехал он ко славному ко городу Чернигову» до слов «Я нейду во Чернигов воеводою».
- Почему Илья Муромец отказался быть воеводою в Чернигове?
Свой патриотический долг Илья ставит выше всех других забот, стремится освободить Русскую землю от всякой нечисти.
7. Выразительное чтение фрагмента былины от слов «Укажите мне дорогу прямоезжую» до слов «Ай окольноей дорожкой — цела тысяча».
- Почему окольная дорожка «заколодела, замуравела»?
8. Слово учителя.
Дорога, идущая через Брынские леса, заставляет вспомнить реальные леса на реке Брыни в Калужском крае. Лес был дремучим и труднопроходимым. Это и есть та реальная дорога «сквозь вятичи», которая связывала северо-восточные земли с югом Руси.
- Какие географические названия и указания на место действия присутствуют в данном отрывке?
9. Сообщение учащегося о реке Смородинке, березе Покляпой, Леванидове кресте, Грязи Черной.
10. Выразительное чтение былины от слов «Он спустил добра коня да богатырского» до слов «Прямоезжею дорожкой в стольный Kиев-град».
11. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
- Совпадают ли ваши представления о героях былины с восприятием героев художника И.Билибина?
12. Сообщение учащегося о Соловье-разбойнике.
Легенда о Соловье найдена в одном из рукописных сборников XVII века.
Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.
До христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.
Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны. Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца.
Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи Муромца.
Согласно былине, Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.
13. Беседа.
-Каким изображен князь Владимир в былине? Найдите в тексте слова, передающие описание облика князя.
14. Слово учителя.
Былинный князь Владимир пассивен и почти никогда не покидает своего дворца. Отношение к нему творцов эпоса противоречиво. В его характеристику постоянно входит указание на слабость его как правителя и нравственную нестойкость. Былинный князь не обладает практически никакой реальной силой — он может рассчитывать лишь на богатырей (то есть силу идеальную), в отсутствие которых он просто беспомощен. Владимир трусоват, а иногда и жалок. Он способен на несправедливость, вероломство и неоправданную жестокость, причем чаще всего жертвами его нечестных поступков оказываются богатыри. Именно в таких ситуациях с особенной отчетливостью проступает народное начало в былинах, торжество народных социально-нравственных оценок.
- Найдите в тексте эпизоды, где проявляется несправедливость, моральная нестойкость Владимира.
15. Выразительное чтение эпизода от слов «Тут Владимир-князь да стольнокиевский // Он скоренько шёл в столову свою горенку...» до слов «Приносил-то он ко Соловью-разбойнику».
- Как ведёт себя Илья в княжеских палатах?
16.Слово учителя.
Илью Муромца часто называют «старым казаком»: в этих словах, которые могли прикрепиться к богатырю не ранее конца XVI — начала XVII в., своеобразно преломились представления об Илье Муромце как вольном человеке, казачьем атамане, обладающем силой, независимой от княжеской ли, царской ли, ханской власти.
Илья Муромец — «главный» в ряду киевских богатырей — по происхождению крестьянин. Спокойствие родной земли для него превыше всего, смелость его не знает пределов, но она начисто лишена чего-либо показного, суетного.
Большую часть подвигов (победа над Соловьем-разбойником, Идолищем, расправа с разбойниками, с волшебницей и др.) он совершает по собственной инициативе. Он возглавляет богатырскую заставу, охраняющую подступы к Киеву. Как и другие богатыри, он время от времени выполняет княжеские поручения. Илья Муромец — опора безопасности Киева. Врагам известно, что в его отсутствие Киев беззащитен. Илья Муромец организует и обеспечивает оборону города и разгром татар.
17. Выявление особенностей поэтики былины.
С конца XVIII в. былины привлекали внимание писателей и ученых как высокохудожественные памятники народного творчества. Наиболее общими признаками былин являются их эпический характер, то есть обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои (чаще всего богатыри), развернутость, распространенность событийного повествования, следствием которых является значительный объем произведений (иногда более пятисот стихов); специфический стиль, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и т.д. Эти «внешние» признаки органически сочетаются с внутренними качествами жанра — художественным содержанием, отношением к действительности, структурой.
Поэтика былин богата и разнообразна. Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси — Соловья и др. Троичность повествования также один из главных приемов изображения подвигов богатырей (богатырь совершает три поездки, в путь отправляются три богатыря, Садко трижды играет на берегу Ильмень-озера и т. д.); этот прием подчеркивает значительность описываемого. Для поэтики былины характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы и пр.
Параллелизм — такой порядок расположения отдельных слов или предложений, при котором одна словесная группа заключает в себе образы, мысли и т. п., соответствующие другой группе, причем обе эти группы составляют или входят в одно целое.
Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную.
Мимо славну реченьку Смородину,
Мимо славную березу ту Покляпую,
Мимо славный ехал Леванидов крест.
18. Исследовательская работа с текстом.
- Какие приемы народно-поэтической речи встречаются в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?
- Выписать из текста былины примеры приемов (2—3). 1 вариант — гиперболы, 2 вариант — параллелизмы, 3 вариант — постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Приём Пример
Гиперболы «С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего, И от его ли то от покрика звериного То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Параллелизмы «Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»
Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Добрый молодец, силушка великая, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное, раночкиСравнения Черным-черно, как черна ворона
- Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Как вам кажется, в чем особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов
- Расставьте ударения в былинных строчках от слов «Из того ли то из города из Мурома» до слов «Ай черным-черно, как черна ворона». Одинаково ли оно в каждой строке? На какой по порядку слог от начала падает первое ударение и на какой слог от конца падает последнее ударение?
Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
19. Слово учителя.
Былина — это поэтическое, художественное произведение. Она передаёт народное понимание истории, но вместе с тем искусно построена, язык её своеобразен. Если мы попытаемся прочитать былины, то быстро поймём, что читать их как произведения, например, А. С. Пушкина, нельзя. Это объясняется тем, что созданы былины особым былинным, тоническим стихом. В тоническом стихосложении в стихотворных строчках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений.
Во всех четырёх строках этого отрывка по три ударения, хотя количество ударных слогов и количество слогов между ударениями не всегда равное. Очень важно знать, что в былинном стихе первое ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.

IV. Подведение итогов урока.
- Что характерно для поэтики былины?
Слово учителя
«Илья Муромец и Соловей-разбойник» — одна из самых распространённых былин, записанная в большом числе вариантов. В цикле об Илье Муромце занимает центральное место. Особое значение содержания былины определяется тем, что в ней воспевается один из главных воинских подвигов богатыря и описывается его вхождение в состав киевского богатырства, а также раскрываются главные героические качества Ильи.
V. Домашнее задание.
1.Составить тезисный план статьи учебника «Былинные герои».
2.Индивидуальные задания:
-подготовить сообщение об А.К.Толстом по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»;
-подготовить выразительное чтение стихотворения «Илья Муромец»;
- подготовить сообщение «литературоведа» о прототипе Ильи Муромца, былинного богатыря;
- подготовить сообщение об истории создания картины В.М.Васнецова «Богатыри» и работе художника над деталями полотна;
-подготовить сообщение о реальных людях и событиях, нашедших отражение в былинном цикле и на картине В.М.Васнецова;
- подготовить сообщение о «Богатырской симфонии» А.П.Бородина.