Открытый урок Русской литературы в 6 классе Соловей и роза

Тема: « О. Уайльд. «Соловей и Роза». Герои сказки. Идея сказки».
Цель: изучение сказки О. Уайльда «Соловей и роза».
Задачи:
Закрепить литературоведческое понятие: литературная сказка.
Познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда.
Способствовать развитию умения анализировать содержание произведения, сравнивать речь и поступки героев, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
Расширять понятия отрицательного и положительного персонажа.
Активно развивать устную речь, расширять словарный запас.
Воздействовать на чувственную сферу детей, вызвать сопереживание, сострадание.
Подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство ответственности за близкого человека.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, инсценирование.
Тип урока: урок нового материала.
Оборудование и материалы: компьютер (слайд-фильм), портрет О.Уайльда, иллюстрации, реквизит, определения любви, музыкальное оформление («Соловьиная роща» - трель настоящего соловья; романс Ефрема Амирамова «Соловей и Роза»).
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Сегодня у нас не обычный урок, а открытый урок. Другими словами, наши знания, мысли, наши чувства открыты присутствующим гостям.
II. Нацеливание
- Вот уже на протяжении многих уроков мы с вами изучаем большой раздел, который называется «Фольклор и литература 19 века».
Вопрос: Назовите поэтов и произведения которые мы изучали на предыдущем уроке?( Н. А. Некрасов «Зажгло грозою дерево», И. С. Никитин «Утро», А. Н. Майков «Колыбельная песня», «Ласточки»).
Вопрос: Какими художественными средствами пользуются эти поэты в своих стихотворениях? (Олицетворение, Сравнение). Приведите примеры( Стонет дерево, Стонут птенчики, Поёт-зовёт, Поет-рыдает, Рыдает пташечка .Н. Некрасов). (Дремлет чуткий камыш, Лес улыбается. И. Никитин). ( Говоруньи, как дети, А. Майков),
Вспомним и повторим, что такое сказка? (Жанр литературного творчества, литературное произведение, в котором происходит борьба добра со злом, добро всегда побеждает). Когда мы изучали народные сказки, мы говорили о том, что все сказки имеют счастливый конец. Но сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой и узнаем, что сказки не всегда счастливо заканчиваются. Сегодня на уроке тот самый случай, когда мы соприкоснемся с несчастливым, трагическим концом сказки.
-Тема нашего урока: Оскар Уайльд «Соловей и роза». Откройте тетради, запишите тему урока в тетрадь (слайд 1). (Иллюстрации к сказке)-рисунки учащихся.
Оценивание стикерами.
Эпиграф к нашему уроку я взяла слова И. Северянина
«Соловьи монастырского сада, как и все на земле соловьи,
Говорят что одна есть отрада, и что это отрада- в любви».
Моя любовь была веков разведка
Пусть не всегда звенели соловьи,
Пусть розы расцветали слишком редко,
Но о любви писал я, о любви
(из современной поэзии).
(слайд2 )
III. Новая тема.
Работа в группах. Как вы понимаете что такое любовь?(Заполнение кластера).
Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством английского писателя Оскара Уайльда и его произведением «Соловей и роза», где автор нам рассказывает что такое любовь, добро, зло.
Биография писателя. Индивидуальное сообщение ученика.
-Вступительное слово об авторе, (слайд 2,3). (Портрет). Английский драматург, поэт, прозаик и критик (помимо сказок, он писал комедии и пьесы, критические статьи об искусстве, произведения в прозе). По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов. Отец при жизни организовал больницу для лечения бедняков. Живя в монархической стране, был удостоен титула рыцаря. Мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении. Дома устраивала вечера с известными литературными деятелями. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.
-Жизнь Оскара Уайльда сложна и противоречива, полна поиска истины и красоты. Как только его не называли – «лондонский парижанин», «скандалист», «знаменитый парадоксалист». Он поражал окружающих остроумием, оригинальной манерой одеваться, вопреки консервативным убеждениям англичан. (слайд 5,6) .
4. Инсценированные «Диалог с О.Уайльдом»
Ученик:
-Скажите, многоуважаемый мистер Уайльд, вы учились в школе?
Писатель:
-Конечно, когда мне исполнилось 10 лет, я стал учиться в Королевской школе, близ Дублина. Там я проучился 7 лет.
Ученик:
- Вы, мистер Уайльд, учились хорошо? Любили ли вы учиться?
Писатель:
-Да, я окончил школу с золотой медалью. Особенно я любил читать, изучать языки (немецкий, английский, греческий) и обыгрывать смешные сценки из школьной жизни. А далее я окончил колледж и Оксфордский университет.
Ученик:
-Скажите, сэр, а как вы стали писать сказки?
Писатель:
-Хороший вопрос. Моим учителем является сказочник Х.К.Андерсен. Именно его сказки читала мне мама в детстве. Когда я стал взрослым, сказки Андерсена стал читать своим детям, мальчикам Серилу и Вивану. Они очень любили слушать на ночь эти сказки, а также сказки своего отца. Мной издано два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».
Ученик:
-Мистер Оскар, учащиеся моего класса познакомились с вашей сказкой «Соловей и роза». О чем это произведение?
Писатель:
-Свою позицию я выразил в произведении. Думаю, что на этот вопрос вы сможете ответить сами, если внимательно будете читать его.
Работа над произведением.
Учитель:
Понравилось ли вам произведение?
Какие чувства оно у вас вызвало? И почему? (грусти, жалости, печали)
Встретились ли незнакомые слова?
Словарная работа (слайд 7) (Индивидуальное задание)
Трель - мелодичное звучание
Камергер – высокий придворный чин
Философия – дословно любовь к мудрости, наука о мудрости
Логика – наука умозаключений
Работа по анализу сказки в группах.
Учитель: В этом произведении мы видим Красоту, Красоту любви, которая в конце отражает совершенство в жертвенности.
1 группа:
а)Герой сказки- Студент
-Кто является одним из главных героев?
студент/
-Найдите описание студента в тексте, стр.204 (а)
«прекрасные глаза, волосы темны, как темный гиацинт, губы красны, как та роза, лицо бледное, как слоновая кость».
-Каким представляется вам студент?
очень практичен, надевает шляпу, читает, скучает, рассуждает, скорбит, вздыхает,
-Как судит он о жизни?
-Как построена его жизнь?
страдает
- Зачем ему нужна роза? Чем он опечален?
нет розы
-Кто посмеялся над его страданиями?
Стр 208-209
2 группа:
-Кто поддерживает Студента в печали?
Еще один герой сказки- Соловей.
Страдания Студента услышал Соловей.
-Почему Соловей решил помочь Студенту?
вот, наконец-то настоящий влюбленный»
-Найдите в тексте мысли Соловья, стр.204 (б)
«То, о чём я пел, он переживает на деле, что для меня радость, для него страдания.»
Вывод: Студент от любви страдает, Соловей- восхищается.
-Что сделал Соловей, какое решение принял?
полетел к розовым кустам
-Что предлагает взамен?
свою лучшую песню
-Как получить красную розу?
стр. 206 (а )
- Студент слушал, но не понял Соловья, почему?
знал только то, что написано в книгах стр 207 (б)
- Что попросил Соловей взамен?
«будь верен своей любви» стр 207(в)

Аналитическая работа по содержанию сказки
Тема произведения
О чем это произведение? О любви.
О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви (стр.208 (а). Выразительное чтение (до слов о той Любви, которая не умирает в могиле). (слайд 8)
Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?
Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.
Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви)
Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»).
Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?
Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма) Пение соловья
Чтение отрывка на английском языке.
Розовый куст: Oak-tree: Sing me one last song, I shall feel very lonely when you are gone.
Студент: Student: (выдвигаясь вперёд, показывая на соловья) She has form, but has she got feeling? I am afraid not. She would not sacrifice herself for others. What a pity it has no practical good.
Соловей: Nightingale: Oh, I will sing you my sweetest song. I want the student to be happy. He is a true lover.
Розовый куст: Red Rose-tree: Press closer, little Nightingale, or the Day will come before the rose is finished.
Розовый куст: Red Rose-tree: Look, look! Тhe rose is finished now!
Студент: Student: (Студент просыпается, идёт по роще и вдруг видит красную розу. ) Why, what a wonderful piece of luck! here is a red rose! I have never seen any rose like it in all my life. It is so beautiful that I am sure it has a long Latin name. (срывает розу)
Студент: Student: (подходит к девушке, опустившись на одно колено, протягивает розу) You said that you would dance with me if I brought you a red rose. Here is the reddest rose in all the world. You will wear it tonight next your heart, and as we dance together it will tell you how I love you.
Профессорская дочь: Daughter of the Professor: I am afraid it will not go with my dress, and, besides, the Chamberlain's nephew has sent me some real jewels, and everybody knows that jewels cost far more than flowers. (показывает драгоценности из шкатулки, отворачивается от розы)

Заключение. Переход к идее произведения
Мы подошли к моменту определения идеи сказки.
Какова идея сказки? (Основная мысль)
Вывод: Оскар Уайльд показывает красоту любви, которая обретает совершенство в жертвенности. Роза символизирует красоту лишь только внешнюю, и обыкновенная роза без соловья словно бледный и пышный куст. Истинная ее красота проявляется благодаря самопожертвованию маленькой птички, обагрившей розу своей кровью. Поэтому эта сказка называется «Соловей и роза».
V. Подведение итогов. Рефлексия
Вопросы слабым детям:
Какое произведение изучали?
Кто автор?
Любовь – это(высокое, светлое чувство. Любовь дороже жизни)
Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?
Слово учителя:
Прочитав эту сказку мы убеждаемся в том, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности - это любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни помочь людям, узнать это счастье. Но человек оказался глух к прекрасному в жизни. Студент остается наедине с пыльными книгами, героиня - с дорогими каменьями, а маленькая птичка становится бессмертной.
Студент – не главный герой. Он ничего не делает для того, чтобы понравиться Девушке. Спокойно ложится спать. Надеется не понятно на что. А вот Соловью даруется бессмертием. За то, что он прожил жизнь по - настоящему, ради людей и добра и не жалел себя. Он – главный герой сказки.(просмотр видеоролика).
Отметки за урок
Домашнее задание
Составление синквейна (Соловей, Студент, Любовь).
Заполнить таблицу.


Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента о любви:

Соловей
Студент
Девушка