Сочинение по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»


3 класс.
Сочинение
по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
3 класс.
Задачи урока:
- познакомить с творчеством И.И. Шишкина;
формировать умение образно воспринимать предметы на картине;
формировать умение сравнивать изобразительные средства картины и изобразительные средства художественного произведения;
формировать умение создавать собственные высказывания разных типов(описание, повествование);
формировать умение озаглавливать картину и текст.
1.Подготовка к восприятию картины.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. В своих произведениях художник выразил огромную любовь к русской природе. Он как никто другой из живописцев сумел показать нам свою красоту,своеобразие,прелесть русского леса. Какие картины И.И. Шишкина вы можете назвать?
Ребята называют картины «Рожь», «Корабельная роща» и другие.
Кто из вас бывал ранним утром в лесу? Что особенно интересного вы там заметили? Представьте, что вы находитесь в густом лесу утром. Опишите ваше настроение и то что вы видите вокруг. Ребята делятся своими впечатлениями.
2.Рассматривание картины.
Учитель вывешивает репродукцию картины,предлагает внимательно рассмотреть ее под музыку Э. Грига.
3.Работа над заголовками.
Многие знают название картины, но предлагают свои заголовки: «Рассвет в лесу», « Весёлая семейка», «Секреты старого леса», «Сказка старого леса», «Утренние игры медвежат».
4.Беседа по содержанию картины.
а)Сравнение изобразительных средств художественного произведения и изобразительных средств живописи.
Что вас привлекло, что заинтересовало в этой картине? (Медвежата, семья медведей, старый сосновый бор).
Приходилось ли вам видеть медвежат? Опишите их.
Ребята рассказывают о своих впечатлениях.
Учитель читает отрывки из рассказов В. Бианки «Медвежонок» и Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство».
«Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются кричат, пыхтят — мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые».
«Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только очнулась от зимней спячки... Медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужайки. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, отдёргивает, трясёт ею и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель...
Я немогу оторвать глаз - до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый,неповоротливый... Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с кутёнком. Неверится что это дикий зверь...»
Какими вы представляете медвежат после прочтения этих отрывков?(Весёлые, неугомонные,наблюдательные, мохнатые,косолапые,неповоротливые...)
А теперь посмотрим,какими их изображает художник. Где они играют? Что делают?
(Ранним летним утром медвежата вылезли из-под поваленного дерева. Двое играют на дереве,которое выворочено бурей,а третий встал на задние лапы и смотрит куда-то вдаль.)
Что вы можете сказать про медвежонка,неиграющего с братьями? Какой он?(Он самый неуклюжий и косолапый. Самый толстый, он, видно, ловкий:смог взобраться на ствол поваленного дерева. Он как будто бы наблюдает за игрой своих братьев.)Можно ли сказать, что медвежата неуклюжие,неповоротливые?(Они только с виду такие, на самом деле на так-то легко вскарабкиваться на поваленное дерево. Они ещё и любознательные, им всё интересно: и веточки, и букашки.)Можно ли сказать, что медвежата, изображённые Шишкиным, и медвежонок из рассказа Скребицкого похожи?(Шишкин и Скребицкий очень наблюдательны. Один словами, другой с помощью изобразительных средств живописи показал и характеры, и повадки зверей.)Как вы думаете, а что это за медведь смотрит на них, как будто наблюдает,охраняет?(Это наверное,их мать, медведица. У неё Буро-коричневая шкура. Она оскаливает зубы, рычит, медвежата не слушаются, она за них беспокоится.) б) Работа с карточками.
У детей есть карточки,на которых записаны слова,характеризующие медвежат и медведицу. Учитель просит выбрать слова,характеризующие медвежат, и записывает их на доске.
Косолапые,мохнатые,неугомонные,игривые,шаловливые,заботливые,строгие,рычащие,любознательные,недовольные,внимательные,беззаботные.
в)Работа над образом соснового леса.
Давайте посмотрим, где играют медвежата. Каким художник показывает нам лес?
(Медвежата играют на старой сосне,её сломило бурей, ствол расщеплен,корни вывернуты. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор.)Послушайте описание соснового леа у И. Соколова-Микитова. Постарайтесь запомнить слова,которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.
«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь,бывало, по старому сосновому бору — точно высокие чистые свечи,возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие,унесшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев,покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору.
Изредка взлетит рябчик,пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины».
Что общего и чем отличаются сосновые боры у И. Соколова-Микитова и И. Шишкина?
После чтения этого отрывка для описания своего леса ребята выбирают и высокие вершины,унесшиеся в небо,и солнечные лучи,которые играют на стволах старых сосен с потрескавшейся корой,и тишину в старом бору.
А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь?(Только здесь медвежата могут играть беззаботно:их покой охраняет дремучий густой лес,сюда неступала нога человека.)
Что вас поражает в этом лесу?(Сосны,высокие,могучие,вековые,у них прямые стволы,покрытые серой корой. Ветки — раскидистые. Некоторые сосны с такой густой корой,что похожи на зелёный шатёр.)
К этому уроку учащиеся получили задание и подобрать имена прилагательные к словам лес и сосны,и записывает наиболее выразительные на доске.
Лес — густой,непроходимый,таинственный,сказочный.
Сосны — вековые,раскидистые,могучие,прямые,уставшие,золотистые.
В какое время дня художник изобразил медвежат?(В раннее солнечное утро.)
Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине?(Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага.)г)Работа над выявлением микротем.
Учитель даёт задание выделить несколько микротем в данной картине и подобрать к ним изобразительные средства.
Микротема Изобразительные средства
Небо
Туман
Облака
Учащиеся работают с карточками, подбирают слова,лучшие определения учитель записывает на доске.
д)Работа по выявлению настроения,вызванного картиной.
Какие чувства вызывает у людей раннее солнечное утро в лесу?(У каждого человека это вызывает чувство радости,бодрости,спокойствия,прилив творческих сил.)
Как художник показал это в своей картине?Какие цвета,тёплые или холодные,преобладают в правой части картины?(Мы видим все оттенки тёплых цветов. Колорит картины вызывает чувство радости.)5.Коллективное составление плана сочинения.
Учащиеся предлагают свои варианты плана. После их обсуждения окончательный вариант
учитель записывает на доске. План может быть например,таким:
а)Наступление утра в сосновом бору.
б)Лесная глушь.
в)Мохнатая семейка.
г)Моё отношение к картине.
6.Составление рассказа.
Задание для первого варианта:
Составить рассказ о медвежатах(описание с элементами повествования).
Задание для второго варианта:
Составить рассказ о сосновом лесе(описание).
Детям со сниженным уровнем развития предлагаются карточки с опорными словами.
7.Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.
Учащимся предлагается карточка,на которой записано несколько предложений.
а)Наступило утро в сосновом бору.
б)Утром медвежата выбежали на поляну.
в)Раннее солнечное утро.
г)Предо мной картина художника Шишкина.
д)На поваленную сосну вскарабкался медвежонок.
е)На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу.
Учитель спрашивает,с какого предложения дети начали бы своё сочинение,а какие предложения нельзя брать в начало.
Учащиеся выбирают предложения и доказывают свой выбор.
8.Работа над раскрытием замысла картины.
Можно ещё раз предложить ребятам внимательно рассмотреть картину,перечитать слова на доске,на карточках.
А как вы думаете,что же главное в этой картине?
Ответы детей могут быть самыми разными,нужно подвести их к выводу,что художник хотел показать не только прелесть летнего солнечного утра,он отобразил кусочек жизни во всём её многообразии и красоте. У каждого предмета свой образ и своё назначение. Первоначально на картине небыло медвежат,художник нарисовал всё это гораздо позднее,тем самым он оживил свою картину,она наполнилась не только светом и цветом,но ещё и звуками. Ничего нельзя нарушать в этом мире,пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.
9.Написание сочинений на черновике.
10.Редактирование текста.
Сочинения учащихся.
Художник -пейзажист И.И. Шишкин в своей картине «Утро в сосновом лесу»показал нам жизнь русского леса.
Летнее утро. Оно ещё только начинается. Солнечные лучи золотят верхушки могучих сосен. Могучие раскидистые ветки сосен не хотят пропустить свет в чащу. Беловатый туман поднимался из оврага. Прохладно,свежо в густой сосновой чаще. Солнце ещё не взошло,но уже всё пробудилось.
В центре картины мы видим медвежат. Их трое. Двое залезли на дерево Маленькие,мохнатые,весёлые,шаловливы,они исследуют дерево,по которому лазают и карабкаются. Третий,самый толстый,встал на задние лапы и всматривается в даль,прислушивается к чему-то. Ему всё очень интересно,он самый любопытный. Рядом их мать. Она следит за своими шалунами, оскалила зубы,рычит,предупреждает детей,чтоб не шалили зря.
Мне очень понравилась эта картина. Я люблю природу и животных. Мне кажется, картина вызывает желание сберечь красоту нашего леса со всем живым в лесу».(Кирилл П.)
«Раннее летнее утро. В сосновом густом лесу прохладно и тихо. На траве роса. Поднимается беловатый туман. Небо слегка краснеет,кажется,вот-вот загорится.
Солнце не освещает чащу,оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны высокие и
могучие. Кажется,что они задевают своими кривыми и раскидистыми ветвями солнце.
Чаща густая и не проходимая. Некоторые сосны лежат на земле,сбитые грозой.
Трое медвежат и мать-медведица вышли на прогулку. На сломленном дереве кувыркаются
два неуклюжих медвежонка. Третий стоит на дереве,смотрит куда-то вдаль. Мать
охраняет своих малышей,ей не нравятся их игры,вот она и рычит.
В этой картине я почувствовал всю красоту соснового леса. Мне показалось,что и сосны,
и медвежата как живые. Очень захотелось побывать в этой чаще,подышать свежим
лесным воздухом и даже поиграть с медвежатами».(Павел М.)