Рабочая программа по дисциплине Русский язык и литература. Литература для специальности СПО 39.02.01 Социальная работа

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Алексеевский колледж»



Рабочая программа учебной дисциплины


Русский язык и литература. Литература

для специальности

39.02.01 Социальная работа


2015-2016 года


г. Алексеевка
2015


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа

Одобрено
на заседании Педагогического совета
Протокол № 31 от 31 августа 2015г.
Председатель________Н.Г.Прокофьева
Утверждаю:
Директор ОГАПОУ «Алексеевский колледж»
____________ Н.Г.Прокофьева
Приказ № 247 от 02 сентября 2015г.






Принято
предметно - цикловой комиссией
общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от 28 августа 2015 г.
Председатель _______ Н. Б. Федосова








Разработчик: Е.Н.Котлярова - преподаватель ОГАПОУ «Алексеевский колледж»






СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 8
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 23





















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература. Литература
1.1.Область применения программы
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 506, на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», утвержденной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» 21 июля 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа.

1.2.Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в общеобразовательный цикл учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена.

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 158 часов, в том числе:
- аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 105 часов;
- внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 53 часа.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
158

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
105

в том числе:


лекционные занятия
81

лабораторные занятия
*

практические занятия
24

контрольные работы
*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
53

в том числе:


Анализ произведений
6

Подготовка докладов
3

Подготовка сообщений
2

Выполнение творческих заданий
12

Написание сочинения
20

В том числе:


Консультации
10

Промежуточная аттестация в форме экзамена



Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»


Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Литература второй половины XIX века



Тема 1.1.
Россия второй половины XIX века
Содержание учебного материала
2



Особенности развития русской литературы второй половины 19 века. « Новые люди» в русской литературе. Проблематика художественных произведений. Полемика вокруг журналов «Современник» и «Русское слово».

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 1.2.
Творчество
А. Н. Островского
Содержание учебного материала
2



А. Н. Островский. Краткий очерк жизни и творчества. А. Н. Островский основоположник русского реалистического театра.

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
2



Драма А.Н. Островского «Гроза». Душевная трагедия Катерины, острота её конфликта с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, за проявление духовных сил и возможностей. Обличение грубой силы, невежества в драме (Кабаниха, Дикой).




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 1.3.
Творчество
И.А.Гончарова
Содержание учебного материала
4



И. А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества.
2
1,2


Роман «Обломов». Характер Обломова. Исторические и социальные корни обломовщины. Тема любви в романе И. .Гончарова «Обломов» (Обломов и Ольга Ильинская). Обломов и Штольц в романе.
2



Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 1.4.
Творчество
И.С.Тургенева
Содержание учебного материала
6



И. С. Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества.
2
1,2


Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Базаров в системе действующих лиц романа. Спор Е. Базарова с П. П. Кирсановым.
2




Любовь в жизни Базарова.
2



Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
5



Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
4



Консультация
1


Раздел 2.
Творчество поэтов второй половины XIX века



Тема 2.1.
Творчество
Н.А.Некрасова
Содержание учебного материала
4



Очерк жизни и творчества. Гражданский пафос в поэзии Н.А. Некрасова
2
1,2


Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, жанровое своеобразие, ее фольклорная основа. Сатирические образы помещиков.
2



Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 2.2.
Творчество
Ф.И.Тютчева
Содержание учебного материала
2



Краткий очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы, мотивы и образы лирики Ф.И. Тютчева.

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 2.3.
Творчество
А.А.Фета
Содержание учебного материала
2



Краткий очерк жизни и творчества А.А. Фета. Вечные» темы в лирике А.А. Фета (природа, любовь, смерть).

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 2.4.
Творчество
А.К.Толстого
Содержание учебного материала
2



Очерк жизни и творчества А.К. Толстого. Основные темы, мотивы и образы лирики А.К. Толстого.

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
5








Творчество А.Н.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Примерные темы докладов.
Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева.
Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета.
Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
4



Консультация
1


Раздел 3.
Проза литературы второй половины XIX века



Тема 3.1.
Творчество
М.Е.Салтыкова-Щедрина
Содержание учебного материала
2



Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Облечение самодурства, деспотизма, невежества, покорности народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
*



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
3



Анализ сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал», «Орел-меценат», «Коняга», Самоотверженный заяц».
2



Консультация
1


Тема 3.2.
Творчество
Ф.М. Достоевского
Содержание учебного материала
8



Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского
2
1,2


Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Мотивы преступления Раскольникова.
2



Идея христианского смирения и всепрощения как антитеза бунту Раскольникова. Художественная роль образа Сони Мармеладовой.
2



Двойники» Раскольникова, их роль в романе.
2



Лабораторные работы
*



Практическое занятие
2



Смысл теории Раскольникова и причины ее поражения. Социальные и философские истоки его бунта.




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
7



Анализ отдельных глав романа «Преступление и наказание». Написание сочинения
6



Консультация
1


Тема 3.3.
Творчество
Л.Н.Толстого
Содержание учебного материала
6



Очерк жизни и творчества Л.Н. Толстого. История создания романа «Война и мир».
2
1,2


Наташа Ростова – самый обаятельный образ в романе «Война и мир»
2



Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе «Война и мир»
2



Лабораторные работы
*



Практическое занятие
4



Богатая внутренняя жизнь Андрея Болконского в романе «Война и мир»
2



Духовные искания Пьера Безухова в романе «Война и мир»
2



Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
7



Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
6



Консультация
1


Раздел 4.
Русская литература конца XIX – начала XX века



Тема 4.1.
Творчество
А.П.Чехова
Содержание учебного материала
2



А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
2



Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад». Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе. Характеристика образов (Раневская, Гаев, Лопахин, Петя Трофимов, Аня).




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Тема 4.2.
Творчество
И.А.Бунина
Содержание учебного материала
1



И.А. Бунин. Краткий очерк жизни и творчества. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско». Размышления о судьбах России и цивилизации. Светлые и темные стороны деревенской жизни.

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
1



Рассказы о любви: «Легкое дыхание», «Тёмные аллеи», «Солнечный удар», «Грамматика любви».




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
2



Творческая работа на тему «Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина»




Тема 4.3.
Творчество
А.И.Куприна
Содержание учебного материала
1



А. И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества.

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
1



Рассказ «Олеся». Люди цивилизации и люди природы. Трагическая судьба Олеси. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
2



Творческая работа на тему «Тема любви в творчестве И. Бунина и А. Куприна» или «Сквозные образы и мотивы в произведениях И. Бунина и А. Куприна».



Тема 4.4.
Творчество
М.Горького
Содержание учебного материала
1



М. Горький. Краткий очерк жизни и творчества (с обобщением изученного ранее).

1,2


Лабораторные работы
*



Практическое занятие
1



Романтизм ранних произведений М. Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Поэтизация гордых и сильных людей




Контрольные работы
*



Самостоятельная работа обучающихся
*


Раздел 5.
Поэзия серебряного века



Тема 5.1.
Русская культура серебряного века
Содержание учебного материала
2



Многообразие литературных течений, отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.