РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.07. ИНФОРМАТИКА И ИКТ Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХМАО - ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО - ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.07. Информатика и ИКТ
Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Нягань, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины (Федерального государственного образовательного стандарта) Информатика и ИКТ по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.01 Дошкольное образование,
Согласовано:
на заседании ПЦК
Протокол №______
от «______» ____________2014г.
Председатель ПЦК
________________ М.И. Лейсле Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г. Штепина

Разработчик:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»
_________________Э.Ф. Галиакберова
СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 7
3. Условия реализации учебной дисциплины 13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является профильной общеобразовательной.
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям (профессиям) СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в музыкально-педагогической деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических,числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.различные подходы к определению понятия «информация»;
2.методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
3.назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
4.назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
5.использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося117часов108часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося78 часов72часов;
самостоятельной работы обучающегося39 часов36часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: лабораторные работы 68
контрольные работы 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
индивидуальное проектное задание 24
работа с учебной и справочной литературой подготовка доклада 7
подготовка реферата 8
решение вариативных задач Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Наименование тем и разделов Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсов Объем часов Дата Сам.
работа Уровень освоения
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного материала: 6 Использование компьютера в образовательных учреждениях разного типа: компьютер на занятии с детьми; компьютер - хранитель мультимедийных материалов; поиск методических материалов с сети интернет; ведение учетно-отчетной документации; компьютер - средство связи с родителями. 2-2 Изучение правил техники безопасности и гигиенических требований при работе на компьютере в образовательном учреждении. Контрольная работа 1 по теме: Входной контроль 2-4 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка памятки (презентации, открытки, плаката и т.д.) на тему "Дошкольник, компьютер, здоровье". 2 ТЕМА 1.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
Содержание учебного материала: 10 Классификация компьютерных сетей. Сеть Интернет и ее сервисы. Безопасность в Интернет. Правовые нормы использования информационных ресурсов в сети Интернет. Информационное облако: понятие, структура, предназначение. 2-6 Лабораторная работа № 1 «Поиск профессионально-ориентированных web-ресурсов в сети Интернет.» 2-8
2-10 Лабораторная работа № 2 «Создание каталога web-ресурсов, связанных с профессиональной деятельностью» Лабораторная работа № 3 Коммуникационные возможности современных компьютерных сетей. 2-12 Самостоятельная работа обучающихся:
Разработка методических рекомендация по организации безопасной работы в сети Интернет. 2 ТЕМА 2. ПРИКЛАДНОЕ
ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ
ТЕКСТОВ
Содержание учебного материала:
Ввод, редактирование и форматирование текста в текстовом редакторе. Текстовое представление информации 20 Лабораторная работа № 3 «Использование основных функций редактирования и форматирования» 2-14
2-16
4-20
2-22 Лабораторная работа №4 «Списки и колонки. Создание и редактирование графических изображений» Лабораторная работа №5«Технология создания и обработки текстовой информации» Лабораторная работа № 6 «Создание, заполнение и оформление таблиц в текстовом редакторе.» Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата на материале, найденном в сети интернет, с обязательной вставкой различных объектов (рисунков, таблиц и др.). 10 Контрольная работа 2 по теме: Прикладные программные средства. Текстовый редактор 2-24 ТЕМА № 3 :
ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ:СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ,
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Содержание учебного материала 26 Возможности динамических (электронных) таблиц. Ознакомить студентов с основами программы Microsoft Excel. Ячейка, строка, столбец, адрес, методы вычислений в электронных таблицах, создать электронную таблицу с использованием стандартных функций. Производить расчеты в электронной таблице. Методы вычислений в электронных таблицах. Ведение отчетно-учетной документации образовательного учреждения. Представление промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности с помощью динамических таблиц. Лабораторная работа № 7«Основные понятия. Типы данных. Форматирование таблицы» 2-26 Лабораторная работа № 8 «Построение диаграмм». 2-28 Лабораторная работа № 9 «Ввод формулы. Вычисления по формулам» 2-30 Представление об организации баз данных и системах управления базами данных, назначение баз данных; телекоммуникации. Структура данных, СУБД, типы СУБД, поле, запись, файл, методы ввода данных в базу. Осуществлять поиск заданных данных в базе данных; создать собственную базу данных, создать отчет, способы сортировки данных, банк данных.
Лабораторная работа № 10 «Создание таблиц». «Создание связей между таблицами». 2-32 Лабораторная работа № 12 «Отбор данных с помощью запросов»
Лабораторная работа № 13 «Использование форм в базе данных»
Лабораторная работа № 14 «Создание отчетов»
2-34
2-36
2-38 Контрольная работа 3по теме: Создание индивидуальной базы данных 2-40 Самостоятельная работа обучающихся: 10 Отработка практических навыков работы базами данных и динамическими таблицами.
ТЕМА 4.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ПОМОЩНИКИ УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ, ЗАНЯТИЙ
Содержание учебного материала: 26 Компьютерная графика: векторная и растровая графика, графические редакторы, их возможности, форматы графических файлов. Основные инструменты графического редактора. 2-42 Лабораторная работа № 15 Обработка графических объектов облачными сервисами. 2-44 Лабораторная работа № 16 Компьютерная презентация на уроке (занятии) в образовательных учреждениях разного типа. 2-46 Лабораторная работа № 17 Классификация компьютерных презентаций: интерактивная презентация, презентация со сценарием; непрерывно-выполняемая презентация. 2-48 Рекомендации по оформлению презентации. Учет возрастных особенностей аудитории при подготовке и использовании компьютерных презентаций и других мультимедийных продуктов. 2-50 Лабораторная работа № 18 Создание графических объектов: векторных изображении; растровых изображений; анимационной графики. 2-52 Лабораторная работа № 19 Редактирование и компрессия звуковых файлов. 2-54 Лабораторная работа № 20 Создание простейшей презентации: создание фона презентации; создание текста; вставка рисунка; настройка анимации текста и других графических объектов. Включение в презентацию звукового оформление и других элементов. 2-56 Контрольная работа 4 по теме: Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска мультимедийных объектов с помощью современных программных средств. 2-58 Самостоятельная работа обучающихся: Создание и оформление раздаточного материала для работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка презентации на заданную тему "Мой любимый детский сад". 8 ТЕМА 5. СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Содержание учебного материала: 36 Компьютерные телекоммуникационные сети. Сеть интернет. 2-60 Лабораторная работа № 21 Использование телекоммуникационных возможностей Интернет для организации профессиональной деятельности. 2-62 Лабораторная работа № 22 Особенности создания и размещение в сети интернет личного сайта для опубликования материалов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 2-64 Лабораторная работа № 23 Создание личного сайта с размещением материалов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 10-74 Контрольная работа по теме 5: Информация в интернете. 2-76 Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка материала для размещения на личном сайте. 7 Дифференцированный зачет: 2-78 Всего: 117 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «ИНФОРМАТИКА и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
столы компьютерные;
шкафы;
комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
персональные компьютеры, подключенные к локальной сети и интернет;
интерактивная доска;
мультимедийная система;
принтер;
сканер;
многофункциональное устройство;
Лицензионное программное обеспечение:
операционная система MS Windows XP.
комплект прикладных программ Microsoft Office 2010.
программа архивирования данных WinRar.
антивирусная программа NOD 32.
браузеры Internet Explorer, Opera.
программа распознавания текста ABBYY FineReader 8.0.
программа для обработки звука Sound Forge.
программа для обработки видео Pinnacle Studio 11.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. – 309 с.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. – 3294 с.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 387 с.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 308 с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 классов / Н.Д.Угринович. – 3-е изд. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 511 с.
Для преподавателей
Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 368 с: ил.+CD.
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2010. – М., ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 896 с.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
Макарова Н.В. Информатика. Учебник. – М., 2006.
Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В.Макаровой . -3-е изд.перераб. – М.: Финансы и статистика, 2006. 256 с.: ил.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., – 2005.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
Интернет-ресурсы:
http://lemoi-www.dvgu.ru/http://ru.wikipediа/http://www.uatur.com/html/informatika/http://gdpk.narod.ru/http://www.tpu.ru/http://psbatishev.narod.ru/Дополнительные источники:
Информатика. 10-11 класс / Под ред.Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2006. – 300 с.: ил.
Семакин ИГ. Информатика. 11-й класс/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер – М.:БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006. – 144 с.: ил.
4.Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Знания: различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей, телекоммуникационные технологии);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем Методы - устный, письменный опрос.
Форма - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид контроля: контрольная, самостоятельная, зачёт, тестирование, практическая работы; кроссворды, рефераты, викторины.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
-защиты индивидуальных проектных заданий (представление пособия, презентации /буклета,  информационное сообщение),
- работы с учебной и справочной литературой,
-подготовка докладов, подготовка рефератов,
-решение вариативных задач,
- подготовка отчетов,
- выполнение контрольных работ по темам разделов дисциплины,
-тестирования,
-отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции
 4. Рубежный контроль по темам «Информационная деятельность человека», «Информация и информационные процессы»
5. Итоговая аттестация  в форме дифференцированного зачета .
Умения: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Разработчики:
БУ СПО НПК Преподаватель Э.Ф. Галиакберова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)