РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01.2 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА. Для СПО


филиал государственного бюджетного ПРОФЕССИОНАЛЬНОго образовательного учреждения ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01.2 русский язык и литература. Литература.
по профессии СПО
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
МО-16-301
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, учебного плана по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) по профессии и Примерной программы, Москва, 2016.
Организация-разработчик: Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г. Шелехове
Разработчики:
Окунева С. В., преподаватель Филиала ГБПОУ ИО ИТАС
Дей А.Я., методист Филиала ГБПОУ ИО ИТАС
Рабочая программа одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла
Протокол №_______ от «_____» _________ 2016г.
Председатель ПЦК _______________________ /_______________/
Рабочая программа утверждена Методическим советом техникума
Протокол №_____от «______» _____2016гПредседатель МС___________/ Кузнецова Е.Н/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
пояснительная записка
4
общая характеристика учебной дисциплины
место учебной дисциплины в учебном плане
результаты освоения учебной дисциплины структура, содержание и тематическое планирование учебной дисциплины учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной программы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Литература»
направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература » является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, виды самостоятельных работ, тематику творческих заданий (рефератов, докладов, индивидуальных проектов и т.п.), учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ). Рабочая программа состоит из 2-х частей, 1 часть – русский язык (114 часов), 2 часть – литература (171час).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература, как феномен культуры, эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» является чтение и текстуальное изучение художественных
произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.
Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального
образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования литература изучается более углубленно. Это выражается через количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубину их освоения студентами, через объем и содержание практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений,
в формировании представления о литературной эпохе, творчестве писателя,
в расширении тематики сочинений, в увеличении различных форм и видов
творческой деятельности. В содержании учебной дисциплины дополнительный материал для углубленного изучения выделен курсивом.
Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных
знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т.д. Тематика и форма их проведения зависят от поставленных преподавателем целей и задач от уровня подготовленности обучающихся. Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизирует позицию «студента – читателя».
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи. Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т.д.).
Литературные произведения для повторения дают возможность преподавателю отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы – изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и
творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т.п.
Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский
язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС
среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Русский язык
и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных
учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности,
воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
- метапредметных:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- предметных:
- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
5. структура, содержание и тематическое планирование учебной дисциплины
5.1. Объем учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» (2 часть) и виды учебной работы.
Вид учебной работы Объем часов по УП 1 курс 2 курс
1 сем 2 сем 3 сем 4 сем
Максимальная учебная нагрузка (всего) 259 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171 34 46 12 79
в том числе: практические занятия (в том числе контрольные работы) Самостоятельная работа обучающегося (всего) 88 Итоговая аттестация в форме
Дифференцированного зачета по дисциплине «Русский язык и литература. Литература»
- - - +

Тематический план
Наименование разделов и тем Номер урока Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
Часов Виды учебной деятельности обучающихся Уровень освоения
1 2 3 4 5 6
1 курс,
1 семестр
Введение. 1-2 Содержание учебного материала 2 участие в беседе, ответы на
вопросы; чтение,
конспектирование; 2
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.
Самобытность русской литературы. Значение литературы при освоении профессий СПО. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: «Жизнь и творчество одного из русских поэтов писателей-романтиков». 1 2
Тема 1
РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 3-4 Содержание учебного материала 2 участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
конспектирование; 2
Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма.
Зарождение русской литературной критики.
Русское искусство. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: «Романтические повести в русской литературе».
1 2
5-6
Содержание учебного материала 2 участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
конспектирование; 2
Зарубежная литература (Дж. Г. Байрон, Э.Т.А. Гофман,
О. Бальзак, В. Шекспир).
Основные тенденции развития литературы в конце XVIII -начала XIX века. Творчество М.В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина. Самостоятельная работа обучающихся :
Чтение произведений: И.В. Гёте «Фауст»,
О. Бальзак «Гобсек», В. Шекспир «Гамлет». 2 2
Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
7-8 Содержание учебного материала 2 участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.
конспектирование; работа с текстами художественных произведений; 2
А. С. Пушкин. Личность писателя. Жизненный и творческий путь. Особенности ранней лирики.
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии в творчестве.
Стихотворения: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье, «Из Пиндемонти», «Когда за городом задумчив я брожу…». Практическое занятие: Стихотворение «Осень». 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть не менее трех стихотворений по выбору студентов.
2 Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
9-10
Содержание учебного материала 2
участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
аналитическая работа с текстами художественных произведений;
выразительное чтение стихотворений
наизусть; конспектирование;
2
А. С. Пушкин. Философская лирика. «Если жизнь тебя обманет», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра 1 как царя - преобразователя.
Практическое занятие: Анализ лирического произведения. «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть не менее трех стихотворений по выбору студентов. 1 2
Михаил
Юрьевич Лермонтов
11-12
Содержание учебного материала 1
1 участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
аналитическая работа с текстами художественных произведений;
выразительное чтение стихотворений
наизусть; конспектирование;
2
2
Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова.
Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»),
«Валерик», «Родина», «Прощай. Немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…».
Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. «Журналист, Читатель и Писатель», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто пёстрою толпою окружен…», «Я не унижусь пред тобой..», «Оправдание», «Она не гордой красотой…» Практическое занятие: Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть не менее трех стихотворений по выбору студентов. Прочитать повесть «Невский проспект», «Портрет». 1 2
Николай
Васильевич
Гоголь
13-14
Содержание учебного материала 1
2
Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Повесть «Портрет».
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Практическое занятие: Анализ повести « Невский проспект» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). 2 15-16 Контрольная работа №1 по творчеству писателей 1 половины 19 века. 2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему «Н.В. Гоголь в воспоминаниях современников». 1 2
Тема 2.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.
17-18
Содержание учебного материала 2 2
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Общая характеристика развития русской литературы во второй половине 19 века.
Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах. Самостоятельная работа обучающихся:
1.Сообщение на тему общественной и политической жизни России второй половины XIX века:
«Духовные искания русской культуры второй половины XIX века».
2.Чтение произведений зарубежных писателей:
Ч. Диккенс «Домби и сын», Г. Флобер «Госпожа Бовари», чтение статьи В.Г. Белинского «Литературные мечтания». 1 2
Александр Николаевич Островский.
19-20 Содержание учебного материала 2 2
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского.
Особенности драматизма А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.
Практическое занятие: Наука и техника в контексте пьесы. Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение пьесы «Гроза», выделение основных конфликтов в пьесе.
Создание презентаций по творчеству А.Н. Островского 1 2
21-22
Содержание учебного материала 1
2
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Особенности жанра и композиции. Жители города Калинова. Символика заглавия пьесы.
Образ Катерины в пьесе. Проблема конфликта в пьесе «Гроза». Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. Практическое занятие: Образ Кулигина в пьесе. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
чтение пьесы «Бесприданница»;
Эссе на тему: Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины. 1
2
1 курс,
2 семестр
23-24
Содержание учебного материала: 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского.
Р.Р. Сочинение по творчеству А.Н. Островского. Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений на одну из тем: «Экранизация произведений А.Н. Островского», «Крылатые выражения в произведениях А.Н.Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания ». 1 2
Иван Александрович Гончаров.
25-26
Содержание учебного материала: 2 2
Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова.
«Обломов». Творческая история романа.
Своеобразие сюжета и жанра произведения. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: «Лишние люди» в литературе XIX века (Онегин, Печорин). 1 2
27-28 Содержание учебного материала: 2 2
Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа.
Образ главного героя в романе «Обломов».
Типичность образа Обломова. Противоречивость характера Обломова. Эволюция образа Обломова. Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа «Обломов», чтение критической статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» 2
2
29-30
Содержание учебного материала: 2
2
Обломов и Штольц. Прошлое и будущее России.
Проблемы любви в романе. Оценка романа «Обломов» в критике. Самостоятельная работа обучающихся :
Сочинение – эссе на тему: «Обломовщина в наши дни».
Сообщение на тему: «Захар - второй Обломов».
2 2
Иван
Сергеевич
Тургенев.
31-32
Содержание учебного материала: 1 2
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева. Романы Тургенева.
Роман «Отцы и дети». История создания, характеристика эпохи 60-х годов 19 века. Своеобразие романа (проблематика, композиция). Практическое занятие: Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного смысла. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа «Отцы и дети», подготовка к устному опросу.
Сообщение: И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие. 3 2
33-34 Содержание учебного материала 1 2
Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Практическое занятие: Характеристика Базарова. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
чтение статьи Д.И. Писарева «Базаров».
Сообщение: «Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках». 2
2
35-36 Содержание учебного материала 2 2
Дружба и любовь в романе «Отцы и дети».
Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.
Значение заключительных сцен романа в раскрытии идейно – эстетического содержания романа. Сущность споров, конфликт «отцов и детей. Полемика вокруг романа « Отцы и дети». (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему: «Нигилизм и нигилисты в жизни и в литературе» 1 2
37-38 Содержание учебного материала 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству И.С. Тургенева.
Р.Р. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева. Самостоятельная работа обучающихся:
Читать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» 1 2
Николай Гаврилович Чернышевский
39-40
Содержание учебного материала 1
2
Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского.
Роман «Что делать?». Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе. Нравственные и идеологические проблемы в романе.
«Женский вопрос» в романе. Роль снов Веры Павловны в романе.
Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. Самостоятельная работа обучающихся:
Исследовательская работа «Общество будущего в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» 2 2
41-42
Содержание учебного материала 2 участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; 2
Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа.
Проверочная работа по творчеству Н.Г. Чернышевского. Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование и подготовка реферата «Общество
будущего в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
8 2
Николай Алексеевич Некрасов
Поэзия второй половины ХIХ века
43-44

Содержание учебного материала 1 2
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова.
Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 40-х– 50-х и 60-х–70-х годов. Любовная лирика . Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…»,
«Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «Поэт и гражданин», «Муза», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей…», «О, Муза, я у двери гроба..». Практическое занятие: Народность лирики Н.А. Некрасова. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть одно стихотворение (по выбору студентов). Чтение поэмы «Мороз, Красный нос». 2 2
45-46
Содержание учебного материала 1
2
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, жанр поэмы, композиция. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты в поэме. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. А.Н. Майков «Осень», «Пейзаж».
Проверочная работа по творчеству Н.А. Некрасова. Практическое занятие:
Образы крестьян. - «Люди холопского звания».
Матрена Тимофеевна. Тема семьи. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» наизусть.
6 2
Тютчев
Федор
Иванович
(1803 – 1873)
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820 – 1892)
47-48
Содержание учебного материала 1 2
Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева.
Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева.
Жизненный и творческий путь А.А. Фета.
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета. Практическое занятие: Стихотворение
«Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчева.
«На заре ты ее не буди» А.А. Фет. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть (по выбору студента): стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Эти бедные селенья…», «День и ночь», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»)
Наизусть одно стихотворение А.А. Фета (по выбору студентов). «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…». 2 2
Алексей Константинович Толстой (1817 – 1875)
Николай Семенович Лесков
49-50
Содержание учебного материала 1 2
Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!...», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно...», «Колокольчики мои, цветики степные...»,
«Когда природа вся трепещет и сияет...», «То было раннею весной...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...».
Сведения из биографии Н.С. Лескова. Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Срезовая работа по теме: «Поэзия 2-й половины 19 века». Практическое занятие: Анализ лирического произведения «Средь шумного бала, случайно...» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить наизусть 1 стихотворение А.К. Толстого ( по выбору студента).
Читать повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». 1 2
Михаил
Евграфович Салтыков - Щедрин
51-52
Содержание учебного материала 2 2
Повесть «Очарованный странник».
Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Смысл названия повести.
Смысл странствия главного героя Ивана Флягина.
Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина. Мировоззрение писателя.
Проверочная работа по творчеству Н.С. Лескова. Практическое занятие: Анализ эпизода. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Алогичность художественного мира, особенности композиции и сюжета, конфликт, сочетание
комического и трагического. Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад «Художественный мир Н.С. Лескова». 6 2
53-54
Содержание материла 1 2
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок. Сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга».
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Практическое занятие: Анализ сказки «Коняга».
Анализ эпизодов . Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик»,
«Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение: Фантастика в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина как средство сатирического изображения действительности ( «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь»). 2 2
Лев
Николаевич Толстой
55-56 Содержание материала 2 2
Жизненный путь и творческая биография Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя.
«Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах. Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа «Война и мир», «Севастопольские рассказы». 2 2
57-58
Содержание учебного материала 1 2
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
История создания романа «Война и мир».
Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Практическое занятие: Самостоятельная работа обучающихся
Сообщения (на выбор)
1. «Проблема героизма по Толстому»,
2. «Отношение Толстого к войне»,
3. «Почему 1805 г. стал эпохой срама и неудач для России». 1 2
Лев
Николаевич Толстой
59-60
Содержание учебного материала 1 2
Авторский идеал семьи в романе. Семейный уклад жизни Ростовых. Семейный уклад жизни Болконских.
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Практическое занятие: Идеальная женщина Льва Николаевича Толстого (Л.Н. Толстой “Война и мир”) 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад «В чем сходство всех Ростовых?», «Что представляет собой семья Болконских?» 4 2
61-62
Содержание учебного материала 1 2
Правдивое изображение войны и русских солдат - художественное открытие Л.Н. Толстого. Бородинская битва - величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.
«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Практическое занятие: Анализ эпизода. Отечественная война 1812года. Философия истории Л.Н.Толстого. Кутузов и Наполеон в романе. Партизанская война. «Мысль народная » в романе. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть отрывок из романа «Война и мир» (по выбору студентов). 2 2
63-64
Содержание учебного материала 2
Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе.
Женские образы в романе. Самостоятельная работа обучающихся:
Написать сочинение – рассуждение: «Мои любимые страницы романа «Война и мир» 1 2
65-66
Содержание учебного материала 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение: тема войны 1812 года в творчестве М. Ю. Лермонтова. Читать роман «Преступление и наказание». 2 2
Федор
Михайлович Достоевский
(1821 – 1881).
67-68 Содержание материала 2 2
Ф. М. Достоевский. Сведения из жизни писателя.
Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение «Образы деловых владык жизни. Петербург – город мелких и крупных хищников». 1 2
69-70
Содержание учебного материала 2 2
Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова.
Смысл теории Раскольникова. Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Самостоятельная работа обучающихся:
Творческая работа «Письмо герою» (Раскольникову и Соне Мармеладовой) 2 2
71-72
Содержание учебного материала 1 2
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Образ «вечной Сонечки». Практическое занятие: Кто преступник? (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”) 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Задание по группам: сообщение на тему: «Петербург Достоевского», «История семьи Мармеладовых». 2 2
73-74
Содержание учебного материала 2 2
Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.
Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя. Самостоятельная работа обучающихся:
Познакомиться с критическими взглядами, сложившимися вокруг романов Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.) и выписать цитаты, отражающие отношение критика на творчество писателя. 2 2
75-76
Содержание учебного материала 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Р.р. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация «Романы Ф.М. Достоевского». 1 2
Антон
Павлович
Чехов(1860-1904)
77-78
Содержание учебного материала 2 2
Сведения из биографии. Своеобразие и все проникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова.
Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение трилогии: «»Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». 2 2
79-80
Содержание учебного материала 2 2
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа «Ионыч». Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат на тему «Тема интеллигентного человека в творчестве Чехова». 4 2
81-82
Содержание учебного материала 1 2
Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. История создания, жанр, система персонажей.
Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и трагического в пьесе. Смысл названия пьесы. Особенности символов. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Практическое занятие: Новый хозяин в пьесе Чехова «Вишневый сад».
Новое поколение в пьесе Чехова «Вишневый сад». Образ Ермолая Лопахина. Сложность, противоречивость характера нового хозяина вишневого сада. (Чтение 1,2 д. пьесы.) 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Индивидуальное задание. Сообщение «Старые владельцы вишневого сада». 1 2
83-84
Содержание учебного материала 2 2
Практическое занятие.
Образ Ани Раневской и Трофимова в пьесе «Вишневый сад». Чтение пьесы (д.3,4). Письменная характеристика Лопахина.
Письменная работа по творчеству А.П. Чехова.
Л И Т Е Р А Т У Р А ХХ В Е К А
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ
ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 85-86
Содержание учебного материала 2 2
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение: Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях в русской литературе» - читать статью, сделать конспект. 1 2
И. А. Бунин
(1870 – 1953)
87-88
Содержание учебного материала 1 2
Сведения из биографии. Лирика Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии. Особенности поэтики Бунина.
Проза И.А. Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Практическое занятие: Лирика И. А. Бунина. Анализ стихотворения. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение стихов Бунина (по выбору). «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказ «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание».
2 2
89-90
Содержание учебного материала 2 2
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Обзорное знакомство с рассказом.Практическое занятие:
Анализ рассказа «Легкое дыхание».
Контрольная работа за 1 курс. Самостоятельная работа обучающихся:
Познакомиться с критическими статьями о Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) и выписать цитаты, характеризующие отношение критиков к творчеству писателя. 1 2
2 курс,
3 семестр
Максим Горький (1868 – 1936)
91-92
Содержание учебного материла 2 2
М. Горький. Очерк жизни и творчества.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Самостоятельная работа обучающихся:
Прочитать рассказ (по выбору) М. Горького и проанализировать его. 3 93-94 Содержание учебного материла 2 2
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.
Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Самостоятельная работа обучающихся:
Как решается вопрос о правде в пьесе? Найти высказывания разных героев о правде.
Подготовиться к контрольному уроку по пьесе Горького.
1 2
95-96 Содержание учебного материла 2 2
Практические занятия:
Тест.
Мини-сочинение «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» Самостоятельная работа обучающихся:
Читать повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
1 2
Александр Иванович
Куприн (1870 – 1938)
97-98
Содержание учебного материла 2 2
А.И. Куприн. Очерк жизни и творчества. Люди цивилизации люди природы в рассказах Куприна.
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ повести «Гранатовый браслет». Читать рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот». 1 2
Леонид
Николаевич
Андреев
(1871-1919)
99-100
Содержание учебного материла 2 2
Жизненный и творческий путь писателя. Пути просветления человеческих душ в ранней прозе Андреева.
Программа неореализма Леонида Андреева. Действительность и очевидность.
«Живая рана» души Леонида Андреева. Философская глубина внешне непритязательного рассказа «Иуда Искариот». Самостоятельная работа обучающихся:
Сочинение – рассуждения на тему: «Человек и его вера в произведении Л. Андреева».
2 2
Серебряный век русской поэзии
Символизм.
101-102
Содержание учебного материала 1 2
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм(общая характеристика направлений).
Символизм. Истоки русского символизма. Поэзия В.Я.Брюсова (1873-1924). Практическое занятие: Поэтический анализ произведений символистов (по выбору). 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Читать стихи В.Брюсова; К.Бальмонта; А.Белого; И.Северянин; В.Хлебникова; Н.Клюева.
Индивидуальное задание. Подготовить сообщения об этих поэтах. 2 2
Акмеизм.
103-104
Содержание учебного материала 1
2
Акмеизм как литературное направление. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева
"Наследие символизма и акмеизм".
Сведения из биографии Н. Гумилева. Мир образов Николая Гумилева. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка». Практическое занятие: Поэтический анализ произведений акмеистов (по выбору). 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Анализ лирического произведения: «Заблудившийся трамвай». 1 2
2 курс,
4 семестр
Футуризм.
105-106
Содержание учебного материала 1 2
Футуризм как литературное направление. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин),
кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
Поэт как миссионер «нового искусства». «Эгофутуризм» Игоря Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог»
(«Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Практическое занятие: Поэтический анализ произведений футуристов (по выбору). 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад или реферат «Авангардная живопись начала ХХ века»; «Кубизм и кубофутуризм». 4 2
Новокрестьянская поэзия.
107-108 Содержание учебного материала 2 2
Новокрестьянская поэзия. Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Н.А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю
цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»
Проверочная работа по теме: «Серебряный век русской поэзии». Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть 2-3 стихотворения поэтов рубежа веков. 1 2
Александр Александрович Блок
(1880-1921)
109-110
Содержание учебного материала 1
2
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать». Образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Практическое занятие: Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала. 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Реферат по темам (на выбор):
«Тема любви в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Блока»; «Тема России в творчестве русских поэтов М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и А.А. Блока». 6
2
Анна
Андреевна
Ахматова
(1889 – 1966)
111-112
Содержание учебного материала 1
2
А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Практические занятия.
Чтение и анализ стихотворений « «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли», «Родная земля». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Прочитать и законспектировать «Статьи о Пушкине». Выявить сходство поэтического стиля Ахматовой и А.С.Пушкина.
Написать отзыв на поэму «Реквием». 2
2
Марина
Ивановна
Цветаева
113-114 Содержание учебного материала 1 2
Жизнь и творчество М.И. Цветаевой.
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Давно…» Практическое занятие: Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Стихотворения: «Моим стихам, написанным
так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из
глины…», «Имя твое – птица в руке…», «Тоска по родине!» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть 1-2 стихотворения по выбору студентов. 1 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1920-Х ГОДОВ
115-116
Содержание учебного материала 1 Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.).
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в
освещении темы революции и гражданской войны. Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники», «Годы эмиграции», обзор творчества Н.Тэффи, С.Черного. 1 2
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
117-118
Содержание учебного материла 1 2
В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая
новизна ранней лирики. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике. Обличение мещанства и «новообращенных». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Практическое занятие. Анализ поэтического текста:
«А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщения на темы:
«Сатирические стихи Маяковского»;
«Любовная лирика Маяковского»;
Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов). 2 2
Сергей Александрович Есенин
(1895-1925)
119-120
Содержание учебного материала 1 2
С.А. Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Практическое занятие:
Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Анализ стихотворения по выбору. . Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору студентов). 2 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1930-Х-НАЧАЛА 1940-Х ГОДОВ 121-122
Содержание учебного материала 2 2
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии. Самостоятельная работа обучающихся:
Прокомментировать отражение индустриализации и коллективизации, поэтизацию социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян и др. 1 2
Осип
Эмильевич Мандельштам
(1891-1938)
123-124

Содержание учебного материала 1 2
О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву»; поиски духовных опор в искусстве и природе. Практическое занятие:
Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э. Мандельштама. Стихотворения «Selentium», «Notre Dame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…»,
«Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», «Мы живем под собою не чуя страны…» 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть 1-2 стихотворения по выбору студентов.
1 2
Алексей Николаевич Толстой
(1883 – 1945) 125-126
Содержание учебного материала 2 2
А. Н. Толстой. Сведения из биографии.
Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России 18 века.
Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Экранизация произведения Самостоятельная работа обучающихся:
Написать высказывание на тему «Петр и его сподвижники в романе». Читать роман М. Шолохова «Тихий Дон». 1 2
Михаил Александрович Шолохов (1905 – 1984)
127-128
Содержание учебного материала 2 2
М.А. Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М. Шолохова.
«Донские рассказы М. А. Шолохова.
«Тихий Дон» - Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Самостоятельная работа обучающихся:
Доказать, что «Донские рассказы» М.А. Шолохова - новеллистический пролог романа-эпопеи «Тихого Дона». Читать роман «Тихий Дон». 1 2
129-130
Содержание учебного материала 2 2
Картины жизни донских казаков в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. Самостоятельная работа обучающихся:
Читать роман «Тихий Дон». 1 2
131-132
Содержание учебного материала 2
2

Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Григорий и Аксинья. Любовь на страницах романа. Женские судьбы романа. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение: Военная тема в творчестве М. Шолохова. 1 2
133-134
Содержание учебного материала 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману М. Шолохова «Тихий Дон».
Р.р. Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон». Самостоятельная работа обучающихся:
Приготовить сообщение: «История казачества». 1 2
Михаил Афанасьевич Булгаков
(1891 – 1940)
135-136 Содержание учебного материала 2 2
М.А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение романа «Мастер и Маргарита».
Сообщения на темы: Москва 30-ых годов в романе «Мастер и Маргарита». 1 2
137-138
Содержание учебного материала 1 2
Ершалаимские главы. Москва 30-х годов.
Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни.
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Практическое занятие. Анализ эпизода из романа М. Булгакова  «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат и Га-
Ноцри в романе - страх сильных мира перед правдой жизни). 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Доклад:Своеобразие писательскойманеры М.А. Булгакова. 1 2
139-140
Содержание учебного материала 2 2
Любовь и судьба Мастера.
Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Самостоятельная работа:
Сообщение на тему: «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора
к героям романа. Честь – лейтмотив произведения. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». 2 2
141-142
Содержание учебного материала 2 2
Р.Р. Подготовка к сочинению по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргаритиа».
Р.р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргаритиа». Самостоятельная работа обучающихся:
1 2
143-144
Содержание учебного материала 1 2
Сведения из биографии Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики Б. Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака. Практическое занятие. Анализ поэтического произведения. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Наизусть 2-3 стихотворения (по выбору учащихся) 1 2
145-146 Содержание учебного материала 2 2
Обзор романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». История создания и публикация романа. Практическое занятие. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Чтение фрагментов романа, их анализ. Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение: Роль поэтического цикла в структуре романа.
1 2
Андрей
Платонович Платонов (Климентов)
(1899-1951)
Русское литературное зарубежье.
Владимир
Владимирович Набоков.
(1899-1977)
147-148
Содержание учебного материала 2 2
А.П. Платонов. Сведения из биографии. А. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств. Принципы создания характеров. Русское литературное зарубежье. Три волны эмиграции.
В.В. Набоков. Роман «Машенька» Проблематика и система образов в романе. Смысл финала романа.
Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве Набокова. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение на тему: «Герои прозы А. Платонова». 1 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗИВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
149-150
Содержание учебного материала 2 2
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет. Кинематограф героической эпохи.
Военная поэзия. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Самостоятельная работа обучающихся
Сообщение на тему: Жанрово-тематическое своеобразие песен военных лет. Чтение стихов поэтов Великой Отечественной войны. 1 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗИВТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 1950-1980-Х ГОДОВ
151-152
Содержание учебного материала 2 2
Публицистика военных лет: И. Эренбург, А. Толстой., О. Берггольц. Проза и драматургия.
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе. М. Шолохов «Судьба человека».
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Самостоятельная работа обучающихся
Чтение рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 1 2
Творчество писателей-прозаиков 1950-1980-е годы
153-154
Содержание учебного материала 2 2
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих
и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Литература периода «Оттепели». Реалистическая литература. Многонациональность советской литературы. Самостоятельная работа обучающихся
Познакомиться с произведениями П.Нилина «Жестокость», В.Дудинцева «Не хлебом единым...», Э. Хемингуэй «Старик и море» и др. Анализ одного произведения (на выбор). 1 2
155-156
Содержание учебного материала 2 2
Основные направления и течения художественной прозы 1950-80-х гг. Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка» и др.
Тема подвига и предательства в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Самостоятельная работа обучающихся:
Написать эссе на тему «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
1 2
Александр Трифонович Твардовский
(1910 – 1971)
157-158
Содержание учебного материала 2
2
Сведения из биографии А.Т.Твардовского. Обзор творчества. А.Т.Твардовский – главный редактор журнала «Новый мир». Ранняя лирика. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности».
Практическое занятие: Анализ поэтического текста. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Я убит подо Ржевом». Поэма «По праву памяти» – искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить наизусть стихотворение А.Твардовского (на выбор) 1 2
Творчество поэтов в 1950-1980-е годы 159-160
Содержание учебного материала 2 2
Поиски нового поэтического
языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х гг. «Оттепель» и появление «громких» и «тихих» лириков.
Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского. Стихотворения: «Гойя», «Дорогие литсобратья», «Автопортрет», «Гитара», «Смерть Шукшина», «Памятник».
Е.Евтушенко, Р.Рождественский.
Нравственно-философский смысл «тихой лирики».
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова. Стихотворения: «Русский огонек», «Поэзия», «Оттепель», «Не пришла»,
«В горнице». Самостоятельная работа обучающихся:
Одно стихотворение (по выбору) наизусть. 1 2
Александр Валентинович Вампилов
(1934-1972)
Авторская песня
60-80- х годов 161-162
Содержание учебного материала 2 2
Обзор жизни и творчества А.Вампилова. Драматургия А.Вампилова. Нравственная проблематика пьес. Драма «Утиная охота».
Авторская песня 60-80 - х годов. Б.Окуджава, В.С. Высоцкий и др. Самостоятельная работа обучающихся:
Презентация «Авторская песня 60-80 –х».
Читать пьесы «Утиная охота», «Старший сын». 2 2
Василий
Макарович Шукшин
(1929-1974)
163-164
Содержание учебного материла: 2 2
«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Судьба и творческий путь писателя. Герои В.Шукшина «Чудик».
Практическое занятие. Сочинение – рассуждение на тему: В чем своеобразие шукшинских «чудиков»? Самостоятельная работа обучающихся:
Читать рассказы В.М. Шукшина. 1 2
Виктор
Петрович Астафьев(1924-2001)
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)
165-166
Содержание учебного материала 2 2
Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба».
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Самостоятельная работа обучающихся: 1 2
Александр
Исаевич Солженицын
(1918-2008)
Варлам
Тихонович Шаламов
(1907-1982)
167-168
Содержание учебного материала: 2
2 2
А.И. Солженицын. Судьба и творчество. «Лагерная» проза. Романы А.И. Солженицына.Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор».
В. Т. Шаламов. «Тоска о настоящей правде». «Колымские рассказы». Самостоятельная работа обучающихся:
Сообщение на тему «Своеобразие языка Солженицына-публициста» 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА
1980-2000-Х ГОДОВ 169-170
Содержание учебного материала: 2 2
Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ – начала ХХI. Литература на современном этапе (Обзор).
Зарубежная литература (Обзор). Самостоятельная работа обучающихся:
чтение произведений И.-В.Гете, Э.-М. Ремарка,
Г. Маркес, П. Коэльо (обзор). 1 2
171
Содержание учебного материала 1
2
Итоговый урок. Письменное тестирование.
ИТОГО 171 ч.
СРС 85ч.
Тематика проектов Молодежный сленг и жаргон
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка
А.С. Пушкин - создатель современного русского литературного языка
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы
Язык и культура
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Вопросы экологии русского языка
СМИ и культура речи.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по литературе, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по литературе, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой и др. по словесности, вопросам литературоведения.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» студенты должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам по русскому языку и литературе имеющиеся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов
Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература. 10
класс. – М.: 2008г.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература. 11
класс. – М.: 2008г.
Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в
2 ч. (Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова и др.); под ред. Г.А. Обернихиной .–
М.: 2013
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413
Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Карнаух Н. Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл.
Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. – М.:
2011
Карнаух Н. Л. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. / Э. Э. Кац, Н. Л. Карнаух. – М.: 2012
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: –М.: 2009
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС.
Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. – М.:
2014
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. -Киров: Старая Вятка, 2011.
Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI века. – М.: 2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: 2010
Черняк М. А. Современная русская литература. – М.: 2010

Интернет-ресурсы

www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского
литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной
речи, создания и редактирования текста.
www.krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://spravka.gramota.ru – Справочная служба русского языка.