Методические рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ, практических занятий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методические рекомендации
по планированию, организации и проведению лабораторных работ, практических занятий

Ульяновск
2016

Содержание
Стр.
Введение 4
1. Общие положения 5
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий 6
3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий 7
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий 8
5. Литература 9
6. Приложения: 10
- Приложение 1 Таблица сходства и отличия лабораторной работы и
практического занятия
- Приложение 2 Оформления комплекта методического пособия
по выполнению практических занятий
- Приложение 3 Оформление и составление практического занятия
- Приложение 4 Алгоритм движения обучающегося в образовательном
пространстве
- Приложение 5 Структура взаимодействия участников образовательного
процесса
- Приложение 6 Карта учета успеваемости обучающихся по выполнению
лабораторных работ и практических занятий по учебной
дисциплине и профессионального модуля
- Приложение 7 Индивидуальная карта учета по выполнению лабораторных
работ и практических занятий по УД и ПМ
- Приложение 8 Карта учета успеваемости обучающихся по
производственному обучению
- Приложение 9 Индивидуальная карта учета успеваемости по
производственному обучению
- Приложение 10 Составление и оформление лабораторной работы


Введение
Развитие технического творчества обучающей молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий и лабораторных работ. Это и подтверждает актуальность, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала обучающимися широкое применение находят методы лабораторной работы и практических занятий. В чем заключается сущность лабораторных работ и практических занятий - как методов обучения? Это такие методы обучения, при которых обучающиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают, осмысливают учебный материал.
Проведение лабораторных работ и практических занятий с целью осмысления учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
- постановку темы занятий и определение задач работы и занятий;
- определение порядка работы и занятий или отдельных ее этапов;
- непосредственное выполнение лабораторной работы и практического занятия обучающимися и контроль педагога за ходом занятий, работы и соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторные работы и практические занятия во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у обучающихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Это воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторные работы и практические занятия способствуют ознакомлению обучающихся с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения и формирования профессиональной компетенции.
Одной из целей технологического образования является развитие у обучающихся преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где они включаются в творческую деятельность.
Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель и мастер производственного обучения. Но и они должны быть для обучающегося не столько наставником, сколько партнерами, помогающими в реализации целей деятельности, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества обучающегося.
Поэтому преподаватель и мастер производственного обучения должны быть в одинаковой степени и профессионалами и гражданами, а главное пытливыми, ищущими исследователями, способными нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Общие положения
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной компетенции.
В процессе лабораторной работы или практического занятия как вида учебных занятий обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на: - обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины и междисциплинарного курса; - формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих рабочих: аналитически проектировочных, конструктивных и др.;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, профессиональная компетенция.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия и их объемы, определяются примерными и рабочими учебными планами.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить их того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.
Ведущей дидактической целью лабораторных работ является подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), поэтому они занимают преимущественное место при изучении учебных дисциплин. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) необходимых в последующей профессиональной деятельности по профессии; практические занятия занимают преимущественное место при изучении междисциплинарных курсов профессиональных модулей
Состав и содержание лабораторных работ и практических занятий должно быть направлены на реализацию требований ФГОС, профессиональных стандартов.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала. Для усвоения из внутри предметных и меж предметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений. Для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретно практическое занятие в совокупности лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины и профессионального модуля.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью формируются и практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, что может составлять часть профессиональной подготовки. А также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач. В том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т. п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности они охватывали весь круг профессиональных компетенций, на подготовку к которым ориентированы МДК, а в совокупности охватывали все профессиональные модули профессии, к которой готовится обучающийся.
На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируется профессиональная компетенция.
Содержание и количество часов отводимых на лабораторные работы и практические занятия фиксируется в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей в разделе "Содержание".
Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.

3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, учебных мастерских, полигонах и т. п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем. А также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимся запланированными умениями. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания. По каждой лабораторной работе и практическому занятию преподавателем должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями. В которых указаны:
- цель работы;
- пояснения (теория, основные характеристики);
- оборудование, аппаратура;
- материалы и их характеристики;
- порядок выполнения работы;
- таблицы;
- выводы (без формулировки);
- контрольные вопросы;
- учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями. Им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:
- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным профессиям; - подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; - использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; - проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимся условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
- подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется методическими комиссиями по профессиям.
Структура и содержание лабораторных и практических занятий включает в себя следующие элементы:
- тема занятия,
- цель занятия,
- краткие теоретические основания выполняемого задания,
- оборудование и аппаратура,
- материалы и их характеристики,
- порядок выполнения задания,
- таблицы,
- выводы (без формулировки),
- контрольные вопросы,
- учебная и специальная литература.
Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по коэффициенту усвоения с переводом в пятибалльную систему оценивания
Задания Баллы/ КУ Примечание
Практическое задание 80 Оценка задания
Вопросы 20 Каждый правильный ответ 4 балла
100 Общая оценка
Коэффициент усвоения КУ Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
0,91 – 1,0 5 отлично
0,71 – 0,9 4 хорошо
0,51 – 0,7 3 удовлетворительно
5. Литература
Петухов М. А. Профессионально-технологическая система обучения специальным предметам: учебное пособие / М. А. Петухов; под науч. ред. А. П. Беляевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2001. – 198 с.
Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2007. В помощь руководителю колледжа - М.:УМЦ ПО ДОМ: Форум, 2007г. – 400 с.
Глазунова Л.Б., Есенков Ю.В. «Письменное инструктирование учащихся профессиональных образовательных учреждений»: методические рекомендации. – УИПУПРО, 2006 – 40 с.
Интернет ресурсы:
- http://nevizhin.narod.ru/Rec_lab.html- http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00038411_0.html- http://www.college-service.org/pologenie18- http://osvarke.info/221-laboratorno-prakticheskie-raboty.htmlПриложение 1
Сходства и отличия лабораторной работы и практического занятия
Отличия
Лабораторные работы
Практические занятия
Ведущая дидактическая цель Подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) Формирование практических умений:
-профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности)
-учебных (решать задачи и др.)
Цели - формирование практических умений и навыков обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки,
- формирование исследовательских умений (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты) - обобщение, систематизация, углубление и конкретизация теоретических знаний
- формирование способности и готовности будущего специалиста использовать теоретические знания на практике
- развитие интеллектуальных умений
Содержание - экспериментальная проверка формул, методик расчета
- установление и подтверждение закономерностей
- ознакомление с методиками проведения экспериментов
- установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик
- наблюдение развития явлений, процессов и др. - решение разного рода задач (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.)
- выполнение вычислений, расчетов, чертежей
- работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой
- работа с нормативными материалами, справочниками
- составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации
Сходства
Характер выполнения работ Репродуктивный При проведении обучающиеся пользуются инструкциями, в которых указаны:
- цель работы
- пояснения (теория, основные характеристики)
- оборудование, аппаратура
- материалы и их характеристики
- порядок выполнения работы
- таблицы, выводы (без формулировки)
- контрольные вопросы
- учебная и специальная литература
Частично - поисковый При проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от обучающегося самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Поисковый Обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания
Форма организации занятия фронтальная Все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу
групповая Одна и та же работа выполняется группами по 2-5 человек
индивидуальная Каждый выполняет индивидуальное задание
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Профессия: ……..
ПМ (01.02….) или (УД)
МДК (01.01……)
Ульяновск
2016
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Методической комиссией Директор ОГБПОУ УМТ
Протокол № __ от «______» 2012 г. __________ /Ф.И.О./
Председатель:
_____________ / Ф.И.О./

Авторы:
Рецензенты:
Данное методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии (код, профессия). В методическом пособии представлены (кол-во) практических занятий по всем темам междисциплинарного(ых) курса(ов) «указываются МДК), входящего(их) в профессиональный(ые) модуль(ли) «указываются ПМ».
Для каждой работы четко сформулированы цели и задачи; определены приборы и материалы, установлены межпредметные связи, разработаны таблицы, указана последовательность выполнения работ, подобраны контрольные вопросы, а также сформулированы требования, предъявляемые к обучающимся при выполнении практических работ.
Методическое пособие предназначено для преподавателей, мастеров производственного обучения, обучающихся профессиональных образовательных учреждений строительного профиля.
Требования к знаниям и умениям
при выполнении практического занятия
Перед выполнением каждого практического задания обучающийся должен ознакомиться с соответствующими разделами учебника, с соответствующими СНиПами и ГОСТами, технологическими картами
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой должен:
знать: ……
уметь: ………
Практические работы рассчитаны на выполнение в течение двух академических часов
Перечень практических занятий
МДК (УД) Номер работы Наименование работы
1 2 Условия выполнения практических работ
Практические работы с № 1 по 44 выполняются на полигоне – мастерской общестроительных работ
Практические работы с № 45 по 87 выполняются на полигоне, на глинном растворе.
Правила выполнения и оценивания практических занятий
1. Обучающийся допускается к выполнению практических занятий при отсутствии задолженности по предшествующему практическому занятию.
2. Каждый обучающийся после выполнения задания должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
3. Отчет о проделанной работе следует выполнить в тетради. (Содержание отчета указано в описание практической работе.)
4. Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом.
5. В заголовках граф таблиц обязательно проводить буквенные обозначения величин и единицы измерения.
6. Расчет следует проводить с точностью до 2-значащих цифр.
7. Исправления выполняют на обратной стороне листа отчета. При мелких исправлениях неправильное слово (буква, число и т. п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число) или с использованием быстросохнущей жидкости.
8. Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.
9. Если обучающийся не выполнил задание или часть задания, то он может выполнить задание или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
10. Оценку по практическому занятию получает, с учетом срока выполнения задания, если:
- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
- сделан анализ проделанного задания и (или) вывод по результатам заданий;
- обучающийся может пояснить выполнение любого этапа задания;
- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению задания
- ответ на вопрос несет значимую информацию;
- ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
- ответ поддается оцениванию;
- ответ ориентирован на получение конкретного результата;
- ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
- ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный
вопрос и в полном объеме.
Примечание:
Задания Баллы/ КУ Примечание
Практическое задание 80 Оценка задания
Вопросы 20 Каждый правильный ответ 4 балла
100 Общая оценка
Коэффициент усвоения КУ Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
0,91 – 1,0 5 отлично
0,71 – 0,9 4 хорошо
0,51 – 0,7 3 удовлетворительно
Приложение 3
Практическое занятие №
«Инструменты и приспособления для штукатурных работ».
Выполнив данную практическую работу, Вы сможете распознавать инструменты , приспособления, инвентарь штукатура.
Цель работы:
изучить инструменты и приспособления для штукатурных работ, усвоить технические характеристики инструментов.
Принадлежности:
инструменты штукатура, плакат «Инструменты , приспособления, инвентарь» из серии технология штукатурных работ, методическое пособие по выполнению практических работ, компьютер, сканер.
Рекомендуемые информационные материалы:
Интернет,
Учебники:
Ивлев А.А., Кальгин А.А.. Скок С.М. Отделочные строительные работы.- М.: 1986,
Ольхина Е.А., Козина С.А., Кузнецова Л.Н., Справочник по отделочным строительным работам. - М. : Академия, 2009 г.
Шепелев А.М. Штукатурные работы.- М.: Высшая школа, 1988.
Указания к работе:
Проанализируйте задание.
Обобщив полученные знания по пройденному материалу, заполните 2, 3 графы таблицы инструментов(смотри бланк отчета).
Ответьте на контрольные вопросы.
Подготовка и сдача практической работы (работа может быть выполнена в электронном виде в программе «Презентации Microsoft Power Point» или на бланке — отчете).
ХОД РАБОТЫ
Таблица инструментов
Название Эскиз инструмента Технические характеристики
1 2 Инструменты для нанесения и разравнивания раствора
Штукатурная кельма
Отрезовка
Ковш,
Сокол
Полутерок Правило Инструменты для подготовки и проверки поверхности
Штукатурный молоток
Молоток-кулачек
Ручные ножницы по металу
Строительный отвес
Строительные уровни
Гибкий уровень (водянной) Инструменты для отделки штукатурки
Гладилка
Кисть
Бучарда
Зубило
Правило
Стальная щетка
Гвоздевая щетка Рустовка Контрольные вопросы:
В чем преимущество сокола — ковша и совка лопатки перед обычным соколом и штукатурной кельмой?
Каким требованиям должен отвечать штукатурный молоток?
Перечислите общие требования предъявляемые охраной труда к инструментам штукатура?
Укажите отличия в конструкциях полутерка и гладилки?
Как осуществляется насадка ручек к инструментам?
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
Ответ на вопрос несет значимую информацию;
Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
Ответ поддается оцениванию;
Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы.
Примечание:
Задания Баллы/ КУ Примечание
Практическое задание 80 Оценка задания
Вопросы 20 Каждый правильный ответ 4 балла
100 Общая оценка
Коэффициент усвоения КУ Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
0,91 – 1,0 5 отлично
0,71 – 0,9 4 хорошо
0,51 – 0,7 3 удовлетворительно
Практическое занятие №
Составление инструкционно — технологической карты
«Подготовка камневидных поверхностей под оштукатуривание».
Выполнив данную практическую работу, Вы будете уметь составлять инструкционнно — технологические карты для выполнения подготовки кирпичных, бетонных и шлакобетонных поверхностей.

Цель работы:
освоить принцип составления инструкционно - технологических карт, научиться обобщать знания.
Принадлежности:
модели подготовки поверхностей, плакат «Подготовка поверхностей», методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, компьютер, сканер и др. электронно-вычислительная техника.
Рекомендуемые информационные материалы:
интернет
Учебники:
Ивлев А.А., Кальгин А.А.. Скок С.М. Отделочные строительные работы.- М.: 1986,
Ольхина Е.А., Козина С.А., Кузнецова Л.Н., Справочник по отделочным строительным работам. - М. : Академия, 2009 г.
Шепелев А.М. Штукатурные работы.- М.: Высшая школа, 1988.
Указания к работе:
Проанализируйте задание.
Обобщив полученные знания по пройденному материалу, в строгой технологической последовательности составьте простейшие инструкционно - технологические карты «Подготовка кирпичных, бетонных и шлакобетонных поверхностей» в виде таблиц (смотрите бланк отчета).
Ответьте на контрольные вопросы.
Подготовка и сдача практической работы (работа может быть сдана
в электронном виде, как в таблице, так и в программе «Презентации
Microsoft Power Point» (слайд – шоу)).
ХОД РАБОТЫ
1. Инстркционно — технологическая карта
Последовательность операций Инструменты, приспособления, инвентарь Способ производства работ
1 2 3
1. Подготовка кирпичных поверхностей
2. Подготовка бетонных поверхностей
3. Подготовка шлакобетонных поверхностей
Контрольные вопросы:
Укажите одно из важнейших условий определяющих качество подготовки камневидных поверхностей.
С какой целью выбираются швы в кирпичной кладке, делается насечка по бетонной поверхности при подготовке их к оштукатуриванию?
Какие необходимо соблюдать требования безопасности труда при подготовке бетонных поверхностей.
Какие требования СНиПа нужно соблюдать при подготовке поверхностей к оштукатуриванию.
Какого размера должна быть глубина насечек на гладкой бетонной поверхности.
Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3. Ответ поддается оцениванию;
4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на
поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
понятными;
четко и ясно изложены;
оцениваемы
Примечание:
Задания Баллы/ КУ Примечание
Практическое задание 80 Оценка задания
Вопросы 20 Каждый правильный ответ 4 балла
100 Общая оценка
Коэффициент усвоения КУ Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
0,91 – 1,0 5 отлично
0,71 – 0,9 4 хорошо
0,51 – 0,7 3 удовлетворительно
Практическое задание №
Тема: «Основные части здания»
Цель работы: Освоение знаний по основным архитектурно – конструктивным частям здания.
Задача работы: Изучить виды и назначения архитектурно – конструктивных частей здания.
Содержание задания:
1. Перечислите основные архитектурно – конструктивные элементы здания.
2. Дайте определение, укажите виды и назначение основных архитектурно -
конструктивных элементов здания.
3. Дайте классификацию зданий по назначению
4. Дайте классификацию зданий по сроку службы
1. Укажите название перечисленных архитектурно – конструктивных элементов здания

1_______________________________________________________________
2_______________________________________________________________
3______________________________________________________________
4_______________________________________________________ и т.д.
2. Дайте определение, укажите виды и назначение основных архитектурно – конструктивных элементов здания.
Архитектурно – конструктивный элемент Вид и определение Назначение
Фундамент Стена Перегородка Оконный проем Дверной проем и т.д. 3. Перечислите классификацию зданий по назначению:
а)_____________________________________________________________
б)_____________________________________________________________
в)_________________________________________________и т.д.
4.Перечислите классификацию зданий по сроку службы:
а)______________________________________________________________
б)______________________________________________________________
в)____________________________________________________ и т.д.
Примечание:
Задания Баллы/ КУ Примечание
Практическое задание 80 Оценка задания
Вопросы 20 Каждый правильный ответ 4 балла
100 Общая оценка
Коэффициент усвоения КУ Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
0,91 – 1,0 5 отлично
0,71 – 0,9 4 хорошо
0,51 – 0,7 3 удовлетворительно
Приложение 4
Алгоритм движения обучающегося в образовательном пространстве
Трудоустройство
Абитуриент
Специалист
Трудоустройство
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Нет
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Самостоятельное изучение (библиотека, медиатека, тьютер, лаборатории, учебно-производственные мастерские)
Контроль
ГИА
Выполнение квалификационной работы
Сертификация профессиональных квалификаций
Производственное обучение
Промежуточная аттестация
Практическая деятельность
Освоение знаний
ИОТ
Входной контроль

Приложение 5
Структура взаимодействия участников образовательного процесса
Учебный отдел
Тьютер (руководитель в малых группах)
Обучающийся
Библиотека/медиатека
Преподаватель. Мастер п/о
Мастерские, лаборатории
Тьютер (организатор образовательного процесса)
Работодатель

Приложение 6
КАРТА УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ (ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ)
учебная дисциплина (ПМ…МДК…):
преподаватель:
Ф.И. обучающегося ЛР (ПЗ)№1 ЛР (ПЗ) №2 ЛР (ПЗ) №3 ЛР (ПЗ) №4 ЛР (ПЗ)№5 ЛР (ПЗ) №6
Приложение 7
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
учебная дисциплина ( ПМ…МДК….):
преподаватель:
обучающийся:_________________________________________________________________________группа №__________
Наименование практической работы Дата выполнения Оценка Пересдача
(число и оценка) Примечание
ЛР (ПЗ) №1 Требования норм охраны труда при выполнении отделочных работ ………. Приложение 8
КАРТА УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРАКТИКИ
Мастер производственного обучения:
Профессия:
Ф.И. обучающегося/
ТФ трудовая функция Подготовка к работе и приемы работы с инструментом и приспособлениями для выполнения штукатурных работ Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ Приготов-ление раствор-ных смесей Освоение приемов выполнения операции штукатурных процессов (простое, улучшенное и высококачественное оштукатуривание). Освоение приемов выполнения операции штукатурных процессов (простое, улучшенное и высококачественное оштукатуривание). Освоение приемов выполнения операции штукатурных процессов (простое, улучшенное и высококачественное оштукатуривание).
Приложение 9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ ПО ПРАКТИКИ
Мастер производственного обучения:
обучающийся:________________________________________________________________________ группа №_________
Наименование ТФ Дата выполнения Оценка Пересдача
(дата и оценка) Примечание
Подготовка к работе и приемы работы с инструментом и приспособлениями для выполнения штукатурных работ
Выполнение подготовительных работ при производстве штукатурных работ
Приготовление растворных смесей
Освоение приемов выполнения операции штукатурных процессов (простое, улучшенное и высококачественное оштукатуривание). Проверочные работы
Приложение 10
Лабораторная работа № 3
Дисциплина «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования»
Тема: Сборка схемы включения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением. Снятие механических и рабочих характеристик
Цель работы: Научиться запускать в ход двигатель постоянного тока параллельного возбуждения. Снять механические и рабочие характеристики с двигателя.
Основные теоретические положения
Двигатель постоянного тока преобразует электрическую энергию, подводимую к нему из сети, в механическую энергию вращения, снимаемую с вала двигателя.
Двигатель постоянного тока состоит из станции, на которой укреплены электромагниты постоянного тока, и якоря, снабженного коллектором со щетками.
У двигателя параллельного возбуждения обмотка возбуждения включена параллельно обмотке якоря. Для пуска двигателя применяют пусковой реостат. В начале пуска включены все элементы пускового сопротивления. По мере разгона двигателя пусковое сопротивление реостата уменьшают. В рабочем режиме пусковое сопротивление выведено полностью. Частота вращения якоря двигателя прямо пропорциональна
магнитному потоку Ф. Что бы изменить направление вращения якоря двигателя необходимо изменять направление тока в мотке якоря или в обмотке возбуждения.
Частоту вращения в двигателе параллельного возбуждения регулируют изменением магнитного потока, для чего в цепь обмотки возбуждения включают регулировочный реостат.
Для нагрузки двигателя можно применять при выполнении работы механический или электромагнитный тормоз.
Свойства двигателя отражают его рабочие и механические характеристики.
Рабочими характеристиками называются зависимости частоты вращения n, ток Т, вращающего момента II и коэффициента полезного действия ŋ от мощности Р2 на валу двигателя при постоянных значениях напряжения и тока возбуждения.
Основной характеристикой двигателя является механическая характеристика, определяющая зависимость частоты вращения вала двигателя n от величины вращающего момента.
При проведении работы скорость вращения измеряется тахометром. Тормозящий момент, создаваемый при помощи тормоза, вычисляется путем измерения тормозной силы F (н) и плеча l (м), к которому приложена эта сила. Вращающий момент двигателя равный тормозящему в установившемся режиме определяется по формуле:
М =Fl
Коэффициент полезного действия - это отношение полезноймощности Р2, отдаваемой двигателем рабочей машине, к мощности Р1,которую двигатель получает из сети:
ŋ = Р2 х 100%; Р2 =M ω ω= 2П п;
Р1 60
Р1 = Uн ( 1я + 1в) = UнI,
где ω - угловая скорость вращения вала двигателя, рад/сек
n - скорость вращения вала двигателя, об/мин.
Оборудование и аппаратура
1 . Электродвигатель постоянного тока параллельного возбуждения.
2. Тормоз ленточный или электромагнитный с диаметром.
3. Источник постоянного тока с регулируемым напряжением.
4. Амперметр магнитоэлектрической системы постоянного тока на 20 А.
5. Амперметр магнитоэлектрической системы на 3 А.
6. Вольтметр постоянного тока 150 В – 1 шт.
7. Реостат пусковой - 1 шт .
8. Реостат регулирующий - 2 шт.
9. Тахометр для измерения частоты вращения якоря двигателя - 1
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с конструкцией и схемой двигателя постоянного тока параллельного возбуждения.
2. Собрать схему по рис.1.
3. Запустить двигатель, убедившись, что пусковой реостат находится в пусковом положении, сопротивление реостатов в цепи якоря возбуждения наименьшее.
4. Осуществить регулирование скорости вращения двигателя с помошью реостата, включенного в цепь обмотки возбуждения. Записать наибольшую и наименьшую скорости вращения двигателя.
5. Для получения рабочих характеристик, работающий двигатель постепенно нагружают с помощью тормоза и поддерживают неизменным напряжение на зажимах якоря Ин с помощью реостата.
6. Установить ток возбуждения Iв.
7. Постепенно, начиная с холостого хода, увеличивать силу на плече тормоза и записать 3-4 раза ток якоря, частоту вращения и силу тормо жения.
8. Данные, полученные в результате опыта и расчетов, занести в таблицу.
9. Снять механические характеристики. Для этого произвести торможение двигателя без добавочного сопротивления в цепи якоря, а затем торможение двигателя при изменении сопротивления, включенного в цепь якоря. Записать в таблицу данные М, n, F.
10. По данным таблицы построить механические и рабочие характеристики (таблица1).
11. Составить отчет и вывод о работе.
Таблица 1

опыта Данные опыта Данные расчета
F,Н n2,
об/мин Iя, A
U, В Iв, A М,
H M P1, кВт P2, кВт n, %

Рис. 1. Схема включения двигателя
Контрольные вопросы:
Что такое двигатель постоянного тока?
Каково устройство двигателя постоянного тока?
Какой закон положен в основу работы двигателя постоянного тока?
Перечислите основные схемы включения двигателя постоянного тока.
Как можно изменить направление вращения якоря двигателя?
Как можно изменить частоту вращения двигателя параллельного возбуждения?
Как определяется коэффициент полезного действия двигателя постоянного тока?
Как включается обмотка возбуждения в двигателе постоянного тока?
Какое правило используется для определения направления силы, действующей на проводник с током в магнитном поле?
Как запускают в ход двигатель постоянного тока?
Литература, рекомендуемая для подготовки
к выполнению лабораторной работы
1. Акимова Н.А. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт эклектического и электромеханического оборудования» - М.: ВШ., 2001
2. Глебович А.Л. «Лабораторные работы по электротехнике с основами промышленной электроники» - М.: В.Ш., 2002г Семёнов В.А. «Лабораторно-практические работы по специальной технологии» - М: В.Ш., 1988г.
3. Кацман М.М. «Лабораторные работы по электрическим машинам и электроприводу» - М.:ВШ., 2006 г.
4. Кацман М.М. «Электрические машины» - М.:ВШ., 2000 г.
5. Семёнов В.Д. «Справочник молодого электромонтёра по ремонту электрооборудования промышленных предприятий» - М.: ВШ., 1982