Конспект урока по обществознанию на тему Одноклассники, сверстники, друзья (5 класс)


Конспект урока по обществознанию
Одноклассники, сверстники, друзья (ч.2)
Информационная карта урока
Целеполагание для ученика Целеполагание для учителя
знать понятия «Одноклассники, сверстники, дружба»
определить правила поведения с одноклассниками
уяснить значение дружбы
Развитие УУД
- Познавательные УУД: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать вывод, определять понятия;
- Личностные УУД: самостоятельно давать оценки событий;
- Коммуникативные УУД: работать в группах, уважать мнение товарища;
Коррекционные цели: развитие наглядно-образной и эмоциональной памяти.
Предметные цели: Познакомиться с понятиями «Одноклассники, сверстники, дружба»
Выяснить какое значение имеет дружба для человека»
научиться быть хорошим другом
Опорные понятия
Новые понятия
Одноклассники, сверстники, дружба
Домашнее задание. написать пословицы по теме Оборудование урока
Раздаточный материал, компьютер, проектор, интерактивная доска
План – конспект урока
Этапы урока Ход урока Индивидуальная и групповая работа учащихся
1 организационный момент
- Проверка подготовки рабочего места, установка учителя на урок
2 – проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами говорили об образовании и самообразовании. Давайте вспомним, что такое самообразование? Какие формы самообразования вы знаете? Кто основал первую Библиотеку на Руси? Где еще можно получить нужную книгу?
Индивидуальные ответы
Мотивационно-целевой этап
Объяснение нового материала
Гимнастика для глаз
Слайд с ребусом и картинаками.
Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить на уроке? как обозначим тему?
Одноклассники, сверстники, друзья» ( Презентация слайд 2)
Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?
- дать определение: одноклассники, сверстники, дружба;
- выяснить значение дружбы в жизни?
- как быть хорошим другом?
Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного времени)
Ученики 5б класса будут вам сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)
Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники» и «сверстники».
Ребята, которым примерно столько же лет, сколько и тебе – это твои сверстники. Они живут в разных странах, в больших городах и в маленьких посёлках и деревнях.
Так же как и ты, они растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь.
Вместе с тобой в одном классе учится много мальчиков и девочек. Все они – твои одноклассники.
Вас объединяют школьные занятия, общие поручения, дела класса.
С некоторыми из одноклассников ты дружишь.
Но, может быть, в твоём классе есть ребята, с которыми тебе дружить не хочется.
Запись в тетрадь: (слайд 4)
ОДНОКЛАССНИКИ, -учащиеся одного класса
СВЕРСТНИК (ровесник) – люди одинакового возраста.
ДРУЖБА- Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Жил на свете человек «Л.С. Понтрягин (раздаточный материал) Прочитайе текс и ответьте на вопросы, кто или что помогли Понтрягину стать талантливым человеком?
Гимнастика для глаз
2. Слово не воробей.
Мы знаем, что одноклассники. Но какие вы?
- Испытываете ли вы чувство уважения друг к другу, не считаются друг с другом?
- Что преобладает в классе: радость по поводу успехов товарищей, злорадство по поводу неудач, равнодушие?
- Проявляется ли взаимопомощь?
- Какой обычный тон разговора (грубый, требовательный, доброжелательный)?
Давайте составим образ одноклассниц и одноклассников. («Кластер»)
Слова (УМНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ЗЛОЙ, ЧУТКИЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, СМЕЛЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, ВРУН, ОТЗЫВЧИВЫЙ ЖАДНЫЙ, ГРУБЫЙ, ДОБРЫЙ, ЯБЕДА, НАСМЕШНИК, СПРАВЕДЛИВЫЙ, ТЕРПЕЛИВЫЙ, НАДЁЖНЫЙ, ВЕРНЫЙ, РЕШИТЕЛЬНЫЙ, ЖАДНЫЙ) (слайд 5)
Очень разные образы у нас вырисовываются. Поэтому, что бы жить в согласии с окружающими, люди придумали правила общения. Я предлагаю вам в группах составить ваши правила общения в вашем классе. А за основу взять текст, который я вам приготовила. (приложение 2)
Проверяем результаты.
3. Какой ты друг.
Прекрасные слова «товарищ» и «друг» не всегда имели нынешнее значение.
Поначалу товарищами называли себя купцы, связанные единым делом (единым товаром).
Позднее слово «товарищ» означало «боевой соратник».
Слово «друг» произошло от слова «другой», т.е. не такой как ты.
Другой совсем не должен тебя любить, понимать, уважать, поступать как ты, иметь с тобой од-ни мысли, похожие интересы.
Он, может быть, полная твоя противоположность. Но ты его принимаешь таким человеком, какой он есть.
Сколько песен и поговорок сложено о дружбе.
Задания группам: Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы
1. Дружба дружбой, а служба службой.2. Друзья познаются в беде.3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.4. С кем поведешься, от того и наберешься.5. Сам погибай, а товарища выручай.6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.7. Старый друг лучше новых двух.8. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Расстояние дружбе не мешает.
Слайд 6
На одной из страничек Интернета ребята размышляли над тем, как научиться дружить. Вот несколько строк из их писем: слайд
Спасибо вы молодцы! Так важна ли дружба в жизни?
Ребята запомните: Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.
отгадывают ребусы
Отвечают на вопросы, формируют цели урока
Индивидуальные ответы
индивидуальные ответы
записывают определения
индивидуальные ответы
индивидуальная работа
Работа в группах
Упражнение на закрепление материала Слайд 7
Заполни пропуски, продолжи текст:
В нашем классе ________ человек. Девочек _____, мальчиков _______.
Любителей кошек _____, владельцев собак _____. Обладателей талантов _____,
Лучшие математики класса ____________________.
Лучшие спортсмены ____________________________.
Стихи пишут_____________________________________.
Лучше всех рисуют _____________________________.
Самые весёлые _________________________________.
индивидуальные ответы.
Решение проблемного вопроса Кто такие одноклассники, сверстники? Что такое дружба? Как стать хорошим другом? Индивидуальные ответы
Рефлексия ответы учащихся на вопросы: - Мне сегодня на уроке понравилось…
- Я сегодня на уроке не понял….
- Я хотел бы узнать...
Индивидуальные ответы
Вывод по теме урока Способность к дружбе, умение дружить, выбор друзей, сохранение дружбы – одно из важнейших качеств человека.
Домашнее задание Написать рассказ. с чего начинается школьная дружба?
Приложение 1
Выдающийся математик Лев Семёнович Понтрягин (1908—1988) ослеп, когда ему было 14 лет. Сделали операцию, но она прошла неудачно. И Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу. Вся его семья пережила настоящее горе. Не было ответа на вопрос, что делать дальше.
И тут на помощь пришли одноклассники: всем классом решили помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда, они стали приводить мальчика в школу, а там его окружали вниманием и заботой. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал Лёве о том, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Каждый вечер кто-нибудь из одноклассников приходил к Понтрягину домой делать вместе с ним уроки, читать ему учебники и книги. И не было случая, чтобы задание осталось невыученным.
Мальчик очень старался. Нелегко ему было учиться, но он проявил мужество, развил свои способности и память. Он научился писать с помощью листа картона, в котором прорезали узкую щель, а потом ему купили машинку, на которой он научился очень быстро печатать.
Друзья вместе с Лёвой проводили и свободное время: ходили на каток и в театр, на концерты и на лекции. С помощью верных друзей он не только с отличием окончил школу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали незрячему юноше учиться.
Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее — академиком.
Приложение 2 (составь правила общения в классе)
Некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать своих товарищей. Особенно они любят дразнить и обзывать тех ребят, которые на это обижаются, давать им разные обидные прозвища. Обидят и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело? Как ты думаешь?
И ещё об одном. Нетрудно заметить, что многие мальчики и девочки кричат во весь голос, когда хотят в чём-то убедить своих товарищей. Как будто, если они будут разговаривать тихо и уважительно, им никто не поверит! А ведь в любом деле толк будет только тогда, когда люди, глядя в глаза, смогут спокойно выслушать друг друга и постараются понять. Говорят, истина рождается в споре. Но спор — это не ссора. Любой спор должен быть доброжелательным. От крика могут родиться только обиды.
Приложение 3 ( Составь пословицы)
Друзья познаются в беде.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.С кем поведешься, от того и наберешься.Сам погибай, а товарища выручай.Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.Старый друг лучше новых двух.Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Расстояние дружбе не мешает.