Конспект занятия по лексической теме Школьные принадлежности старший дошкольный возраст


О чём плакали карандаши
Наступил вечер. Оля навела порядок в своём уголке, уложила куклу спать, мишку посадила на мягкий диванчик. Почистила зубки, умылась и удобно, устроившись, в кроватке крепко уснула.
Вдруг раздался тихий плач. Игрушки проснулись и увидели, что плачут цветные карандаши, которые лежали в коробочке на столе.

- Почему вы плачете? спросили игрушки.
- Оля нас совсем не любит.
- Как же так, почему? Ведь Оленька очень любит рисовать и держит вас в руках каждый день. Карандаши заплакали ещё громче.
- Она совсем не так нас держит, не правильно - сказал красный карандаш, меня она сжимает крепко в кулачке.
-а меня, сказал синий карандашик, Оля сжимает всеми четырьмя пальчиками и от такого обращения у нас всё болит и рисунки получаются не такие красивые
-Да, да, - вступила в разговор ручка. И я совсем измучилась в руках у Оли.
-Как же быть? спросили игрушки. Нужно помочь Оле, научить её, как держать ручку и карандаши в руке. Я готова рассказать, как это сделать, сказала ручка.
-Меня надо держать тремя пальчиками, сверху- указательный пальчик, большой- сбоку, согнут уголком, а средний, выполняет самую сложную работу, он, как подушечка, не даёт мне устать. И тогда я пишу красиво, аккуратно и не делаю ошибок.
- Мы обязательно, расскажем и покажем Оленьке, как правильно держать карандаши, ручку и кисточку. сказали игрушки




Как правильно обучить письму?


Говоря о подготовке руки ребёнка к письму, взрослые должны учитывать особенности строения детской руки. Многие дети, начиная школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают, что приводит к подёргиванию, дрожанию пальцев. Развивать "нужные" мышцы ручным трудом: лепкой, конструированием, работой с бумагой, природным материалом, а также штриховка фигур, рисование, раскрашивание рисунков. Подбирайте раскраски с учётом особенностей и возраста вашего ребёнка. Если ему сложно раскрашивать мелкие детали – пусть начнёт с крупных рисунков, постепенно переходя к таким, где величина деталей уменьшается, а количество их увеличивается. При раскрашивании покажите, как меняется цвет в зависимости от силы нажима на карандаш, а значит важно равномерно надавливать на него. Дети очень любят составлять рисунки из геометрических фигур, которые потом удобно штриховать. Приобретите ребёнку линейку, трафареты с выбитыми фигурами или сделайте шаблон из картона. Ребёнка нужно научить правильно, держать ручку (карандаш): тремя пальцами – большим, указательным, средним. Держать ручку необходимо не ниже чем за 2 см до носика стержня, верхний её конец направлен в плечо пишущего. Правильно подберите карандаш, как и ручка, они не должны гнуться, быть слишком толстыми или тонкими для пальцев ребёнка. Изучив все звуки и буквы, параллельно с обучением чтению можно учить ребёнка писать печатные буквы, а по мере их изучения – слоги, слова, короткие предложения. Буквы удобнее писать в тетради в крупную клетку, используя сначала буквы высотой 4 клетки (с учетом зрения ребенка), переходя к более мелким - высотой 1 клетку, соблюдая их размер. Полезно и списывание слов с образца, и письмо под диктовку мамы. Если ребёнок старается писать слишком быстро, он может пропускать буквы, как гласные (лв – вместо лев, кнга – вместо книга), так и согласные (вок – вместо волк). Поэтому диктовать ребёнку слова надо не спеша, пропевая звуки, чтобы ребёнок успевал услышать все звуки в словах и писать за вами (д-д-д-о-о-о-м-м-м). Когда он начнёт писать быстрее, «распевку» можно будет сократить. Чтобы письму придать игровой характер, можно писать друг другу короткие записки («Я хочу кашу»и т.п.). Не ругайте ребёнка, если он пишет буквы так, как слышит звук (вада, снек, што). Тактично объясните ему, что существуют слова, которые пишутся не так, как слышатся. Об этих правилах он узнает в школе. Большими вашими помощниками в обучении станут детские книги с элементами заданий. Некоторые задания представлены на страничке "Моторика"(можно распечатать и выполнить). При выполнении различных упражнений хвалите ребёнка за его любые достижения. Ведь дети так радуются и гордятся своими успехами, обретают уверенность в результативности своей деятельности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).


«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики – друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.


«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»
(При выполнении этого упражнении я дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые – догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики – бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвёртые – пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).

«Человечки»
Побежали вдоль реки
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).
Дети наперегонки.

«Зайцы»
Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик» левой рукой).


«Козы»
Идёт коза рогатая,
(«коза» правой рукой).
Идёт коза бодатая.
К ней другая спешит,
(«коза» левой рукой).
Колокольчиком звенит.
(«колокольчик»).


«Птички»
Птички полетели, («птички»).
Крыльями махали.
(махи ладонями с широко расставленными пальцами).
На деревья сели, («деревья»).
Вместе отдыхали. («птички»)

















































15