«Проблемное обучение на уроках истории и обществознания»


«ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Лекарь Инна Валерьевна
учитель истории и обществознания, I кв. категория
МОУ «Бендерский теоретический лицей»
0(552) 42652,  0(777)00845
inna1677@mail.ruИстория многим кажется простым  предметом: прочитал, рассказал. На первый взгляд это так, если уроки проводить репродуктивным методом. В подобном случае учащиеся часто теряют интерес к предмету, особенно способные учащиеся. В связи с этим технология проблемного обучения – это один из эффективных способов активизации познавательной деятельности учащихся.   Понятие «проблема» означает «теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования». Следовательно, главный побуждающий посыл в этой методике – исследование, поиск и разрешение.  Сейчас эта технология особенно актуальна.
Проблемные задачи невозможно решить, не изучив теоретический материал, не продумав его, не проанализировав, на них нет готовых ответов в учебнике. Главное  в проблемном уроке – научить осмыслить, понять, найти наиболее правильное решение, увлечь поиском и  добиться результата.
Практика показывает, что интерес к предмету возрастает тогда, когда он практически значим, когда учащиеся  ясно представляют перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в будущем будут ценны.  А для достижения результата учащиеся должны обладать, способностью видеть проблемы,  самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания, прогнозировать результат, корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.
Решение проблемы – это исследование, поиск через сравнение, причинно-следственную связь, через доказательства к умению отстаивать свою точку зрения, через сопоставление фактов – делать выводы, анализировать, от анализа исторических событий к логическому мышлению.
Следовательно, подобная технология способствует формированию у учащихся навыков:  умению говорить, слушать, выражать своё мнение и отстаивать его, анализировать.
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций,  в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Я использую следующие приемы:
1. Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
Например: Результат проводимых в конце 1960-х гг. А.Н.Косыгиным реформ: 1) создание на селе фермерских хозяйств; 2) отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю; 3) восстановление централизованного управления экономикой, отказ от территориальной системы; 4) резкое сокращение военно-промышленного комплекса.
2. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся.
Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха, и  какие это могли быть языки?
3. Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Например:  Во время правления М.С. Горбачева (1985-1991 гг.) имели место крупнейшие события, которые, похоже, не предвиделись им: он вроде бы не добивался разгона КПСС, а она перестала существовать, он не хотел разрыва со странами Европы, а разрыв произошел, и он уже никак не замышлял стремительное отречение от президентства, а оно стало фактом и т.д.  Почему? Что это – какой-то злой рок?
4. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
5. Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт учащихся противоречит научным данным, предъявленным в условии задачи.
Например: По словам писателя и публициста Р.Медведева, «Брежнев был явно малообразованным человеком…его интеллект можно было назвать посредственным». Если это так, то почему ему удалось удержаться у власти около 18 лет, в то время как, по мнению многих историков, более способные Маленков и Хрущев были лишены своих постов?
6. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
Например:  В условиях феодальной раздробленности конца XIV–начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
1.     Иван IV – тиран или реформатор?
2.     Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
3.     Петр Великий — чудо или чудовище?
4.     “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
5.     Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
6.     Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
7.     М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
8.     Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
На уроках обществознания  обсуждаются следующие личностно- значимые проблемы:
Отцы и дети: кто прав?
Как избежать конфликтов между сверстниками?
Зачем человек учится?
Сколько денег нужно человеку?
Что такое счастье?
Имеет ли нация свой характер?
Зачем людям памятники и музеи?
Я хороший человек?
Всегда ли правы взрослые?
Имеют ли женщины такие же права, как и мужчины?
С чего начинается Родина?
Как мы будем жить завтра?
В чем смысл труда?
Заменит ли ТВ и интернет  книги? и т.д.
 Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Модель урока-дискуссии по теме «Участники исторического процесса. Роль личности в истории» (Обществознание  10 класс.)
Проблемный вопрос к уроку: Кто является творцом истории?
Класс делится на три  группы:
1 группа - поиск информации, доказывающей, что творцом истории является народ.
2 группа - поиск информации, доказывающий, что историю творят социальные группы и общественные объединения.
3 группа -  будет утверждать, что историю творят исторические личности.
Источники информации: историческая  и художественная литература, интернет, СМИ и т. д.
 Результаты поисково – исследовательской работы.
1 группа - Взгляды мыслителей  на роль народа в истории существенно различаются: одни считают народ единственным «творцом истории», другие отводят ему роль инструмента в руках исторических личностей.
2 группа – Наиболее распространенными  социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации. (примеры)
3 группа – Личность в истории, какая бы она не была: яркая, талантливая или, наоборот, слабая, неспособная, играет огромную роль в событиях. (сравнение образов Кутузова и Наполеона, показанные в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.
Многие великие умы пытаются ответить на вопрос: Кто и что влияет на ход исторического процесса? Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если  - обществовед, то в результате будет аналитическая картина действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд  - художественное произведение.
Использовать элементы данной технологии можно на всех формах уроков: от изложения материала до контроля знаний, а также при всех формах организационной деятельности учащихся: коллективной, групповой, индивидуальной.
Результативность: создавая проблемную ситуацию, я направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от меня требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
  Литература:
1.   Лернер И.Л. Проблемное обучение. – М., 1994
2.   Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу. М., 1999
3.   Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 2007