Программа кружка Занимательный русский язык


Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Работа по воспитанию правильного речевого поведения проводится на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.
Задачи курса:Обучающие: * развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие: 
воспитание культуры обращения с книгой; воспитание доброжелательности, толерантности.
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие: развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.^  Формы проведения занятий
лекции;практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая, практическая.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). 
Метапредметные результатыРегулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; 
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
учиться работать по предложенному учителем плану 
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; 
выразительно читать и пересказывать текст; 
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; 
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
По рабочей программе в соответствии с годовым календарным планом МБОУ Новобатайской СОШ № 9 на 2013- 2014 г. отведено на изучение предмета «Занимательный русский язык» 34 часа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 гРик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Тематическое планирование
№ занятия Тема количество часов
1 Как обходились без письма? 1
2 Древние письмена. 1
3 Как возникла наша письменность? 2
4 - 5 Меня зовут Фонема. 1
6 Для всех ли фонем есть буквы? 1
7 Тайны фонемы. 1
8 - 9 «Ошибкоопасные» места. 2
10 - 11 Опасные согласные. 2
12 На сцене гласные. 1
13 «Фонемы повелевают буквами.»1
14 Когда ь пишется, а когда не пишется? 1
15 Ваши старые знакомые 1
16 -17 Тайны непроизносимых согласных. 2
18 Волшебное средство – «самоинструкция.»1
19 - 20 Строительная работа морфем. 2
21 -23 Где же хранятся слова? 3
24 - 25 Поговорим о всех приставках сразу. 2
26 - 28 Слова – «родственники.»3
29 - 30 Кто командует корнями? 2
31 «Пересаженные» корни 1
32 - 33 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 2
34 На празднике слов. 1