Рабочая программа кружка Занимательный русский язык

МОБУ «Ежовская основная общеобразовательная школа»








Программа составлена
учителем начальных классов
Калининой Э.В.






















2016-2017 г.г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.
Курс “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Курс изучения “Занимательный русский” для учащихся 3-х классов ставит следующие задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательному русскому” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Цели курса:
пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; 
углублять и развивать интерес учащихся к изучению русского языка;
расширять запас знаний учащихся в области лексики, фразеологии;
выявить одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку;
развивать и совершенствовать психологические качества личности школьников: любознательность, инициативность, трудолюбие, волю, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
формировать творческую активность учащихся на занятиях кружка;
вырабатывать навыки исследовательской работы, проектной деятельности.




Задачи курса:
- обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Объем нагрузки:
Программа рассчитана на 34 часа: 1 занятие в неделю. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Содержание программы.
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
фонетические упражнения;
словообразовательные упражнения;
морфологические упражнения;
синтаксические упражнения:
упражнения лексического характера;
упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
Виды диктантов:
- выборочный (с предварительным разбором);
- комбинированный;
- картинный
- зрительный;
- цифровой;
- с использованием загадок;
- по памяти;
- с комментированием;
- этимологический;
-синонимический, антонимический, и фразеологический;
- свободный;
- творческий.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;
- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву»а» («м» и т. д.)
Текущий контроль и анализ результатов:
Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.
Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.
Анкетирование родителей.
К окончанию курса учащиеся должны:
- обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;
- расширить активный словарь.
В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
3.Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
4.Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.










Тематическое планирование

Тема занятия
Дата

1
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Рассказ – беседа.


2
Хорошо ли ты знаешь грамматику?


3
Где прячутся ошибки?


4
Игры – соревнования: “Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?”,


5
“Умеешь ли ты правильно и точно говорить?”


6
“Сколько слов ты знаешь?” (Составление рассказов по картинке)


7
Сокровища родного языка.


8
Игра “Знаешь ли ты пословицы и поговорки?”


9
Чтение текстов. Объяснение значений слов, устойчивых сочетаний; подбор слов, близких по значению.


10
Беседа о богатстве русского языка. Фольклор.


11
Незаменимый мягкий знак.


12
Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.


13
Хорошо ли ты знаешь алфавит?


14
Какое практическое значение имеет знание алфавита.


15
Упражнения на группировку слов (имен собственных и нарицательных).


16
Волшебник “Ударение”.


17
Из чего же, из чего же состоят слова?


18
Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.


19
Как корень слова учил окончания уму – разуму.


20
В стране парных звонких и глухих согласных.


21
В стране одиноких согласных.


22
Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).


23
Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).


24
Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).


25
Новые друзья корней – приставки.


27
Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).


28
Как морфология порядок навела. (О частях речи).


29
Имя существительное – часть страны Речь.


30
Имя существительное – часть страны Речь.


31
Как у существительных род появился.


32
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.


33
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?


34
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).


35
Слова – тезки. (Омонимы).


36
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).


37
Слова с противоположным значением. (Антонимы).


38
Очень занимательное – имя прилагательное.


38
Доброе утро, имя прилагательное!


40
Имя прилагательное – часть страны Речь.


41
Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).


42
Имя прилагательное – часть страны Речь.


43
Словарное богатство родного языка.


44
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?


45
Универсальные заменители. (Назначение местоимений).


46
Глагол – часть страны Речь.


47
Глагол – часть страны Речь.


48
Глагол и его друзья.


49
Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Время глагола).


50
Сила любви. НЕ с глаголами.


51
С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!


52
Глагол – настоящий богач среди частей речи.


53
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.


54
Откуда появились глаголы – исключения?


55
Хорошо ли ты знаешь глагол?


56
А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).


57
Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей).


58
Игра “Лишнее слово”.


59
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?


60
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.


61
Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки- складки, слова- перевёртыши.


62
Кроссворды, палиндромы, и др.


63
Ребусы, чайнворды, и др.


64
Олимпиада


65
Подведение итогов. Где прячутся ошибки?


66
Викторина «Хорошо ли ты знаешь грамматику?»


67
Итоги года. Для чего надо изучать грамматику


68
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.





Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.
Требования к деятельности учащихся
К концу 3 класса учащиеся должны овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; уметь правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности.






Рабочая программа кружка
"Занимательный русский язык"Arial Black
ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);15