Выступление на тему Организация воспитательной работы с подростками во внеурочной деятельности (из опыта работы)


Краевое государственное казённое учреждение
«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей «Детский дом №8»
(КГКУ «Детский дом №8»)

Организация воспитательной работы с подростами во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Автор:
Брагина Елена Николаевна воспитатель
КГКУ «Детский дом №8» воспитатель
center2274500
г. Комсомольск-на-Амуре
2017

Организация воспитательной работы с подростами во внеурочной деятельности (из опыта работы)
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательная работа в детском доме включает в себя все направления, присущие воспитательной работе в других образовательных учреждениях.
Отличия - в акцентах, которые расставляет администрация детского дома и, конечно, воспитатель. В конечном счете, благодаря этим акцентам воспитательная работа в детском доме приобретает уникальный стиль (в деятельности учреждения) и индивидуальный почерк (в деятельности отдельного воспитателя).
Известно, что воспитательная работа в детском доме неотделима от учебной деятельности, в этом аспекте ежедневная деятельность воспитателя наполняется необходимостью творчески выполнять свои должностные обязанности.
Проводимая воспитательная работа в детском доме направлена на решение главной задачи – раскрытию потенциальных возможностей личности ребенка и созданию условий для их реализации. Содержание образования, педагогические технологии продумываются таким образом, чтобы в первую очередь разбудить активность каждого воспитанника, поскольку только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности.
«Знания без воспитания –
это меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение воспитанниками социального опыта;
самостоятельного общественного действия.
1.Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого воспитанника в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы воспитанников.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с программой по воспитательной работе учреждения.
2. Основные задачи внеурочной деятельности воспитанников:
-усилить педагогическое влияние на жизнь воспитанников в свободное от учебы время;
-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность воспитанниками совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями;
-выявить интересы, склонности, способности, возможности воспитанников к различным видам деятельности,
-оказать помощь в поисках «себя»;
-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширить рамки общения с социумом;
-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
3.Предполагаемый результат внеурочной деятельности воспитанников
Приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим воспитателем как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с воспитанниками с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, упражнение,
поручения воспитанникам подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
методы игры в различных вариантах,
составление плана и т.д.
Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение, так как именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности воспитанников.
4.Формы оценки
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов воспитания;
использование планируемых результатов в реализации плана воспитательной работы в группе;
оценка успешности освоения содержания мероприятий (занятий) на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики достижений воспитанников;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества воспитания;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы воспитательной работы при интерпретации результатов педагогических измерений.

АНАЛИЗ РАБОТЫ
В течение 2014-2016 уч.г. работаю на группе №4 из разновозрастных воспитанников: 6 -17 лет. Всего в группе 9 человек.
Внеурочная деятельность (календарный план воспитательной работы) в группе № 4 организуется по следующим направлениям:
- личностное развитие;
- охрана здоровья и физическое развитие;
- основы профессионального самоопределения и экономического просвещения;
- трудовое воспитание, жизнеобеспечение;
- основы гражданского и патриотического воспитания;
- знакомство с истоками национальной культуры;
- эстетическое воспитание
Внеурочная занятость воспитанников группы №4

п/п Ф.И. воспитанника Занятость в
детском доме Занятость вне
детского дома
1. Егоров Данил -компьютерный класс;
-СБА;
-час психолога;
-столярные мастерские 2. Панов Матвей -компьютерный класс;
-СБА;
-занятия у логопеда 3. Серенков Виктор -столярные мастерские;
-компьютерный класс;
-СБА;
-час психолога КГКОУ №2
факультатив по алгебре;
факультатив «Логопедия»
4. Смирнова Настя -СБА;
-компьютерный класс;
-час психолога; «Юность»
«Мягкая игрушка»
5. Сторожилова Оксана 6. Черепанов Толя -столярные мастерские;
-компьютерный класс;
-СБА;
-час психолога ДК «Строитель»
футбол;
КГКОУ №2
факультатив по алгебре;
факультатив «Логопедия»
7. Чуносова Саша -СБА;
-компьютерный класс;
-час психолога; «Юность»
«Парикмахерское искусство»;
КГКОУ №2
факультатив по русскому языку;
факультатив «Логопедия»
8. Юрова Влада -СБА;
-компьютерный класс;
-час психолога; СКОШ №3
кружок «Рукоделие»;
спортивные игры

При подборе и разработке занятий учитывались особенности возраста, основными мотивами которого являются потребность во внешних впечатлениях, познавательная активность, потребность в общении и т.п.
Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечивает физическое, духовно- нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое воспитание и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
При планировании воспитательного процесса учитывался возраст детей, поэтому воспитательные занятия преимущественно были в виде викторин, игр, в форме беседы. В воспитательных занятиях часто использовалась различная наглядность, мультимедийные презентации, видеоуроки, что помогало детям легче усваивать материал. Больше всего ребятам нравились занятия, проводимые в форме игр, с обыгрыванием сюжетов, использованием сюрпризного момента, появления сказочного персонажа. Продолжительность воспитательных занятий в 30-40 минут, в каждом проводилась физкультминутки различного характера. Из всех видов деятельности воспитанники предпочитают игру, спортивные мероприятия, общение и творчество. Занятия по направлению творческого и физического развития нравились детям больше всего и стали самыми результативными. Дети с удовольствием изготавливали поделки, рисовали стенгазеты на различные праздники: «День учителя», «Пасху», «Новый год», «8 Марта», «23 Февраля». Дети активно занимались декоративно-прикладным творчеством («Путешествие сосновой шишки», «Волшебный сувенир»).
Личностное развитие
Цели: развитие основ личностной самооценки, воспитывать ответственность за свои поступки, формировать навыки коллективной деятельности воспитанников.
Занятия по направлению личностного развития нередко проводились в виде игровых ситуаций, где детям предлагалось высказать свое мнение на ту или иную проблему. Обучение воспитанников с элементарными правилами поведения в коллективе, в школе, дома, в обществе, общения со взрослыми, сверстниками, развитие положительных качеств личности, представилось возможным с помощью занятий: «Что такое духовность человека», «Важный разговор о правдивости», «Умение прощать» и т.д.
Еженедельно проводились занятия по охране жизнедеятельности (ОБЖ) воспитанников. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью, знакомство с правилами поведения на улице, дороге, на воде, льду, в доме помогали беседы и занятия по ОБЖ. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы.
Циклы бесед на темы: Мне поручили, исполнительность и я, я отвечаю за.., самостоятельное решение и т.д.
Всё это способствовало проживанию ребёнка в группе – семье, пусть даже искусственно созданной, безусловно, полезнее для воспитанников, особенно если семья удачно сложилась, если в ней не часто возникают разногласия, нет психологически несовместимых детей, нет конфликтов, хотя такая идиллия редкость и в обычных семьях.
Основы гражданского и патриотического воспитания
Основными целями являются: формирование системного подхода к гражданской позиции воспитанников. Уметь быть готовым к служению Отечества и его вооружённой защите.
В группе были проведены циклы мероприятий: История возникновения городской символики. День народного единства. День защитника Отечества. Поздравление ветеранов.
Дети посетили все мероприятия внутри детского дома.
Трудовое воспитание
Основные цели
- формировать трудовые умения и навыки.
- воспитывать потребность в добросовестном труде и умении доводить начатое дело до конца
- углубление знаний об особенностях трудовой деятельности.
Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Воспитанники учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и имуществу детского дома способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, группы, ремонт книг и т.д.
В группе систематически проводилась операции:
«Уютный дом», «Трудовой десант».
Еженедельно проводились инструктажи по ТБ.
Главное достояние любого общества – жизнь и здоровье человека.
Охрана здоровья и физического развития
Основные цели: освоение физкультурно-оздоровительных технологий. Формирование санитарно-гигиенических навыков. Воспитывать потребность в физических упражнениях и вырабатывать систему здорового образа жизни. С детьми проводились беседы: Моё здоровье зависит от меня. Уход за телом. Строение организма. Профилактические беседы об охране здоровья. Вредные привычки. Отмечали Всемирный день здоровья. Проводили акции: борьбы с туберкулёзом. Всемирный день здоровья. Очень увлекали детей спортивные эстафеты.
Основы социализации и общения одно из направлений воспитательной работы, преследует следующие цели:
Отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях (школа и улица). Развитие общей психологической компетентности умение оказывать сочувствие, поддержку и принимать помощь другого. В это направление включены ряд бесед на тему: Правила поведения на улице. Формы речевых обращений. К нам пришли гости. Занятия на ознакомление с профессиями. Беседы на тему: Нотации и лекции их польза и вред. Другие по отношению к тебе. Моё общение на улице.
Не осталось не замеченным и знакомство с истоками национальной культуры родного края.
Целью является познакомить детей с основой национальной культуры. Уважать традиции родного края, знать обычаи, свои корни.
В группе прошли беседы: Мой двор, моя улица. Мой город. История возникновения праздников на Руси.
Творческое развитие
Цели: развивать основы творческого мышления и воображения. Формировать духовные запросы личности воспитанников. Развивать чувства восхищения прекрасным и бережное отношение к нему.
Дети принимали активное участие в различных праздниках: Новый год. Восьмое марта. День защитника Отечества. Много внимания я уделяла работе по профилактике дорожного травматизма среди воспитанников группы. Проводила занятия: «О правилах дорожного движения», «Это надо знать!» и т.д.
На протяжении всего учебного года за участие в конкурсах воспитанники получили «Дипломы», «Сертификаты»: Прозоров Виктор, Егоров Данил, Чуносова Александра.
Анализируя уровень личностного и социального развития, хочется отметить положительную динамику по следующим направлениям:
-умение следить за своим внешним видом на конец года выросло по отношению к началу года;
•соблюдение санитарно-гигиенических норм;
•способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
•овладение навыками культурного поведения;
•умение общаться с учителями, воспитателями и другими сотрудниками;
•умение общаться со сверстниками;
•умение слушать и уважать мнение других;
•выполнение правил распорядка жизни группы.
Также прослеживается некоторая положительная динамика в сформированности ведущих качеств личности и нравственных качеств личности:
•общая речь;
•отношение к учебе;
•честность;
•отзывчивость;
•справедливость;
•ответственность;
•толерантность.
Анализируя организацию воспитательного процесса в группе, считаю, что все поставленные цели на данном этапе достигнуты на удовлетворительном уровне. В течение учебного года велась работа по формированию положительных взаимоотношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими, доброжелательности, чувства коллективизма.
Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные выше результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности воспитанников, я ставлю перед собой следующие задачи на 2016-2017 учебный год:
1. Продолжать работу по сплочению детского коллектива.
2. Продолжить работу по воспитанию гражданских чувств воспитанников: уважение к своему народу, месту рождения, развивать интересы в изучении культурно- исторических традиций родного города.
3. Продолжать совершенствовать спортивно- оздоровительную работу.
4. Продолжать работу по изучению правил безопасного поведения воспитанников на дорогах.
5. Продолжать оказывать помощь воспитаннику в саморазвитии: учить самопознанию, самооценки, познанию мира, умению соотносить собственные желания с желаниями и целями других.
6. Создавать условия для развития творчества воспитанников, совершенствовать систему эстетического воспитания через кружковое направление.