Организация воспитательной работы посредством воспитательной системы «Мир удивительных превращений»


Организация воспитательной работы посредством
воспитательной системы
«Мир удивительных превращений»
Пектышева Е.В.-
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №156
г. Нижний Новгород
«…В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и любили. … Жил здесь Сиропчик. Он был очень вежливый. …Жили и другие коротыши. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал. … Кроме того, он постоянно обижал малышек … »
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Каждый ребенок, как и житель Цветочного города, уникален. Классный руководитель должен создавать такие условия, при которых даже самый ленивый «Незнайка» захочет измениться к лучшему.
Как создать такие условия? Как противостоять влиянию «небезопасного» окружения ребёнка? Такие вопросы возникли в самом начале моей педагогической деятельности. Ещё тогда, в 2002 году, я пришла к выводу: в условиях неблагоприятной социальной среды, характерной для современного общества, классному руководителю может помочь системный комплексный подход к воспитанию . Была задумана и апробирована мною в сельской Кушнурской средней школе воспитательная система «Мир удивительных превращений», идеи которой находят подтверждение в нормативных документах современного образования и воспитания.
Работая в «Школе будущего первоклассника» (МОУ СОШ №156 г.Нижнего Новгорода) , в январе 2009 года, а затем и в сентябре, изучила особенности нового коллектива первоклассников и их родителей, определила основные проблемы:
Невысокий уровень воспитанности и ориентации на духовные ценности;
Трудности в межличностном общении;
Трудности в организации уч. –восп. процесса, что 2/3 класса – мальчишки.
Было принято решение применить ранее разработанную воспитательную систему к данным учащимся.
Воспитательная система «Мир удивительных превращений» направлена на повышение уровня этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей; большое внимание уделяется духовно – нравственному аспекту. При этом важная роль отводится примеру и подражанию в воспитании. Носителями морального образца являются не только взрослые и литературные герои, но и сами дети.
Анализ ситуации определил цель воспитательной системы:создание условий для социализации личности младшего школьника, приобретения им духовно-нравственного опыта, воспитанияактивной жизненной и гражданской позиции на основе взаимодействия с семьёй.
Задачи:
На основе ярких примеров
формировать основы знаний о духовных ценностях (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество(патриотизм, гражданственность), Земля, Мир) и их значимости, о правилах поведения в различных ситуациях;
прививать потребность в здоровом образе жизни;
воспитывать основы этической и эстетическойкультуры, нравственные качества личности;
развивать лидерские качества, потребность в самосовершенствовании, умение жить в коллективе.
Механизм реализации
Особенности воспитательной системы:
Особенностью данной воспитательной системы является сюжетно-ролевая игра, построенная на основе произведений Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Эти литературные произведения дают богатый материал для осмысления детьми нравственного выбора и различных форм нравственного поведения. Сопоставления событий реальности и жизни героев сказочных городов Носова помогают нам (всему классному коллективу) развиваться, совершенствоваться.
Система личностного роста
Еженедельно дети и родители получают «изображения» за активность в различных направлениях деятельности:
Участие в мероприятиях, конкурсах – музыкальный инструмент
Поведение, отношение к друзьям – солнышко
Трудолюбие, прилежание – плод
Достижение высоких результатов (победы в конкурсах, рейтинге успеваемости) – ракета
Положительные поступки, порой неожиданные (проявление толерантности, милосердия, любознательности и т.п.) – волшебная палочка
Каждый ребёнок вкладывает эти изображения в «копилку личностных достижений». В конце четверти подводятся итоги, выявляется «лучший» в каждом критерии. Им вручаются дипломы «За трудолюбие», «За superотношение к друзьям» и т.п. Ребёнок, набравший наибольшее количество изображений, по разным критериям оценки, получает диплом «Лучшему».
Отличившиеся дети и родители становятся «Почётными жителями»:
1год – Цветочного города
2,3год – Солнечного города
4 год – Лунного города
Классному коллективу необходимо набрать за неделю более 25 «изображений» (по количеству детей). Так ребята сообща наполняют воздушный шар (1класс) волшебным воздухом, бак автомобиля (2-3 класс)- волшебным бензином, ракету (4 класс) - волшебным топливом. Именно с помощью данных «волшебных предметов» и происходит перемещение по сказочному городу.
Каждый год дети общаются с жителями сказочной страны, совершают путешествие из города в город, сообщают друзьям из волшебной страны о своих успехах и неудачах, анализируют эпизоды произведений, помогают персонажам (и наоборот, персонажи детям) выбрать правильное решение, организуют видео и аудиомосты...
В зависимости от направления мероприятия дети на воздушном шаре (1класс), автомобиле (2-3 класс), ракете (4 класс) попадают на ул. Дружбы, ул. Культуры, остров Любознательности и т.д.В ходе реализации воспитательной системы можно выделить три этапа:
Подготовительный (1 класс)
« Незнайки в Цветочном городе»
- В школу мы пришли Незнайками.
- Не умеем ни читать, ни писать!
- И не знаем, как вести себя правильно!
2. Основной (2,3 классы)
«Любознательные Почемучки в Солнечном городе»
Итоговый этап (4 класс)
«На Луну за новыми открытиями!»
Цель первого этапа: усвоение младшими школьниками основ социальных знаний и базовых нравственных ценностей.
Первоклассники знакомятся с жителями Цветочного города, узнают об их увлечениях, о путешествии на воздушном шаре в соседние города. Параллельно знакомятся со своим «микросоциумом»: со школой, правилами поведения в ней; совместно с родителями составляют «безопасный маршрут» движения из школы домой, из дома в школу; обобщают знания о правилах поведения на улице, на дороге; получают краеведческие знания, связанные с историей образования своего микрорайона (посёлок Народный), улиц Ясная, Красносормовская и др., узнают об известных земляках. Жители сказочных городов помогают ребятам разобраться в основных вопросах этики и ценностных ориентациях. Хвастливый и ленивый Незнайка даёт слово Синеглазке никогда не врать и не хвастаться, заставляет себя научиться читать и писать… Первоклассники наблюдают превращение неряшливого хулигана Гвоздика в аккуратного трудолюбивого коротышку. Вместе с Незнайкой и его друзьями ребята учатся мириться, решать проблемы в общении мальчиков с девочками, с друзьями, с одноклассниками.
Дети – активные участники проводимых мероприятий и дел.
Цель второго этапа: приобретение опыта позитивного отношения к основам базовых ценностей общества в процессе контролируемой деятельности.
Незнайка и его друзья отправляются в путешествие в далёкий цивилизованный Солнечный город. В нём много театров, музеев, промышленных предприятий, библиотек. Жители Солнечного города очень воспитаны, дружелюбны, общительны, любят читать, дружно трудиться, весело отдыхать. Параллельно расширяется круг социализации классного коллектива: знакомятся с культурным наследием Сормовского района, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, узнают о героях-земляках, посещают промышленные предприятия, театры, музеи, зоопарк, планетарий. Вместе с Незнайкой учатся совершать бескорыстные поступки, останавливаются на переулке Совести, улице Творчества, улице Дружбы и т.п. Малыши Солнечного города помогают сформулировать «главные законы» жизни классного коллектива, перевоспитать «ветрогонов».
Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий.
Цель третьего этапа: самостоятельное творческое применение основ базовых ценностей и коммуникативных умений.
На данном этапе ребята расширяют свои представления о мире, проявляют себя в социальном проектировании, организаторской работе, знакомятся с культурным и историческим наследием нашей страны.
Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия. Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию.
Герои сказочной страны направляют деятельность ребят в «исследовательскую область». Настоящим испытанием для Незнайки и Пончика стал полет на Луну. Образ лунного государства – аллегория жестокого мира, в котором нет сострадания, истинных чувств, общности интересов. Смогут ли герои сказки сохранить свои высокие моральные и нравственные качества в сложном и противоречивом мире? Смогут ли им помочь друзья из 4 класса?
Воспитательная система предусматривает реализацию деятельности по четырём направлениям: «Ценности жизни», «Этика и этикет», «Успех», «Мы вместе».
1.«Ценности жизни»
-Чтобы с этим миром подружиться,
Чтобы лучше нам его понять,
Мы нравственные ценности
Будем постигать.
Здоровье, спорт, любовь к природе,
Семья, труд, Родина… Смотри:
Удивительные превращения
Нас ожидают впереди!
2. «Этика и этикет» - направлено на развитие культуры поведения и межличностных отношений.
3. «Успех» - предусматривает создание конкуренции, воспитание умения работать в группе для достижения поставленных целей, развитие самостоятельности детей.
4. «Мы вместе»(итоговое мероприятие) - проводится ежемесячно и представляет собой, в основном, КТД, в котором принимают участие все участники воспитательно-образовательного процесса: родители (законные представители), обучающиеся, педагоги, другие заинтересованные лица.
Методы, используемые ввоспитательной системе для реализации деятельности классного коллектива, соответствуют возрастным особенностям детей:
Преобладающие формы работы:
викторины,
конкурсы,
игры,
операции,
акции,
выставки,
КТД,
проекты,
экскурсии,
театрализация, форум-театр,
литературно - музыкальные композиции и т.д.
Родительское самоуправление
Огромную роль в управлении воспитательной системой играет коллектив родителей.
Родительское собрание


Председатель
родительского комитета

Актив родителей


Центры

Финансовый центр
Творческий центр
Организаторский центр

Ученическое самоуправление
- А кто поведёт автомобиль?
- Главный Почемучка.
- Кто подготовит репортаж о путешествии инарисует волшебную дорогу?
- Центр Цветика и Тюбика.
- Кто проверит готовность автомобиля?
- Центр труда Винтика и Шпунтика.
- Кто будет заботиться о самочувствии путешественников?
- Центр спорта и здоровья Пилюлькина.
- Центр Гусли готов!
- Центр Медуницы готов!
- К путешествию готовы! Вперёд!
Собрание Почемучек

Главный Почемучка

Актив Почемучек


Центры

Санитарно – бытовой
центр Медуницы
Центр
спорта и здоровья
ПилюлькинаЦентр труда
Винтика и ШпунтикаПресс – центр
Цветика и Тюбика
Досуговый
центр
Гусли
Учебный
центр
Знайки
Символы, атрибуты, традиции, правила
Название классного коллектива: «Почемучки» (2-4 класс), в 1классе – «Незнайки»
Символы:
Эмблема класса символизирует любознательность и позитивное отношение к новым знаниям
Флаг класса - желтое полотнище с эмблемой: желтый цвет – цвет солнца, позитивного настроения, теплых, дружеских отношений.
Можно выделить следующие критерии результативности воспитательной системы:
повышение уровня воспитанности учащихся;
самореализация ребенка в классном коллективе,проявление индивидуальности каждого ребенка;
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе;
сформированность классного коллектива;
Взаимодействие с внутренним и внешним социумом
Ожидаемые результаты:
знание основ духовно-нравственных ценностей (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир), понимание их смысла, позитивное отношение к ним;потребность в здоровом образе жизни;
знание основ нравственных норм и правил поведения в различных ситуациях;
эмоциональная отзывчивость детей, проявление нравственных качеств по отношению к одноклассникам, друзьям и близким, а также незнакомым людям, окружающему миру;
осознание мотивов поведения окружающих и своего собственного, самостоятельность принятия решения в ситуации выбора;
способность к самоизменению;
участие в различных видах социально-значимой деятельности, проявление лидерского потенциала детей.