Урок по ботанике Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. по программе Пономаревой И.Н.

1. Урок обобщения и систематизации знаний. /1-я неделя сентября/.
Наука о растениях – Ботаника. Мир растений. § 1, стр. 4-12, тетрадь.
Цель урока:
*познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности;
*познакомить школьников с основными компонентами учебника;
*сформировать первоначальные представления о царствах живой природы и многообразии растительного мира;
*дать представление о ботанике как науке;
*раскрыть значение растений в природе и жизни человека, показать взаимосвязь организмов между собой и средой обитания;
План урока:
1. Биология – наука о живой природе.
2. Царства живой природы.
3. Ботаника – раздел биологии, изучающая царство растений.
4. Однолетние и многолетние растения.
5. Жизненные формы растений.
6. Культурные и дикорастущие растения.
7. Значение растений в природе и жизни человека.
Биология – наука о жизни. Название образовано путём сочетания двух греческих слов: «bios» - жизнь и «logos» - слово, учение.
Предмет изучения биологии – живые организмы: бактерии, грибы, растения, животные – их происхождение, развитие, строение, процессы жизнедеятельности, связь друг с другом и с неживой природой.
Термин «Биология» появился в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист де Ламарк.
Жизнь на Земле существует в различных формах, поэтому биология делится на несколько «ветвей» - самостоятельных наук.

БИОЛОГИЯ


Микробиология Микология Растения Животные
Царство Царство Царство Царство
Бактерии Грибы Растения Животные
20 тыс. видов
· 100 тыс. видов
· 350 тыс. видов 2 мил. видов

Царство – самая крупная единица систематики, объединяющие организмы со сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Чтобы сохранить живую природу во всём её многообразии, нужно знать, как устроены разные организмы и как они взаимосвязаны в природе; изучать, в каких
условиях живут и развиваются представители всех царств, как распространены они



по земной поверхности, какую роль играют в природе, в чём их ценность для людей и по каким признакам они различаются между собой. Для этого надо изучать биологию.
Ботаника – это наука, изучением которой мы с вами займёмся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст. Он жил в 370-286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля, он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку.
«Ботаника» - происходит от греческого слова «botane» - трава, растение.
Ботаника – наука, о растениях, их жизнедеятельности, внешнем и внутреннем строении и взаимосвязях с окружающей средой.
Растительный мир богат и разнообразен. Он насчитывает более 350 тысяч видов. Разнообразие растительного мира заключается в наличии одноклеточных и многоклеточных форм; однолетних, двухлетних и многолетних растений; трав, кустарников, кустарничков и деревьев. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные.
Огромные пространства суши покрыты лесами и лугами. Растения заселяют все водные пространства (преимущественно водоросли). Они встречаются в пустынях и высоко в горах. Арктика и Антарктика в тёплоё время года тоже покрыты растениями.

РАСТЕНИЯ

Культурные Дикорастущие
Нуждаются в помощи человека Не нуждаются в помощи человека
Специально выведенные и выращиваемые Растут, развиваются и расселяются без
человеком для удовлетворения своих помощи человека
потребностей (происходят от дикорастущих)

РАСТЕНИЯ

Однолетние Двулетние Многолетние
Жизнь растений укладывается В первый год растут Живут много лет, цветение и
в один вегетационный период образуют вегетативные органы), плодоношение повторяются
(весна, лето, осень) на второй год – плоды и семена ежегодно или один раз в жизни
Томаты, подсолнечник, банан, Морковь, капуста, репа, свёкла, Агава, рябина, яблоня, берёза и т.п.
Крапива, астра, овёс и т.п. редис и т.п.

Жизненная форма растений

Деревья Кустарники Кустарнички Травы

Многолетнее растение Многолетние деревянистые Многолетние низкорослые Однолетние и многолет-
С одревеневшим главным растения небольшой высоты растения (до 0,6 метров) ние травянистые растения,
Стеблем (стволом), и (до 5-6 метров), не имеющие с древеснеющими сильно имеющие зелёные стебли,
ветвями , образующими во взрослом состоянии ветвящимися побегами ежегодно отмирающие.
крону. Высота 30-40 метров. главного ствола. 50 лет. Обычно не имеют главного
120-200 лет (много стволов) ствола (много стволов),
черника, брусника, кляква
могут жить сотни лет



Роль растений в природе и жизни человека огромна. Все растения – богатство нашей Земли. Знания о растениях помогают человеку видеть красоту природы и делать всё для её сохранения.

ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ

В природе: Для человека:
* В процессе фотосинтеза превращают *Служат пищей.
энергию солнца в энергию органических *Источник витаминов.
веществ, т.е. являются источником пищи *Строительный материал.
для всех организмов на Земле (т.е. *Лекарство.
являются продуцентами). *Служат топливом (торф, каменный уголь,
*Выделяют кислород, необходимый для нефть).
дыхания других организмов и поглощают *Одежда (лён, хлопок, искусственный шёлк).
углекислый газ. *Из них получают ткани, бумагу, красители.
*Очищают и увлажняют воздух, смягчают *Имеют эстетическое значение.
климат.
*Служат местообитанием и убежищем
для многих животных.
*Укрепляют почву, задерживая рост
оврага.
*Поглощая из почвы растворы минеральных
солей, участвуют в круговороте веществ в
природе.


Задание № 1.
Установите соответствие:

А – Биология; Б – Ботаника; В – Царства; Г – Культурные растения;
Д – Дикорастущие растения; Е – Теофраст; Ж – Ж.Б.Ламарк;
1. Наука о растениях, изучающая их строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.
2. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
3. Французский учёный – ввёл термин биология (1802 г.)
4. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
5. Древнегреческий учёный, которого в науке называют отцом ботаники.
6. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения потребностей.
7. Наука, изучающая особенности живой природы и её разнообразие.

1
2
3
4
5
6
7

Б
Д
Ж
В
Е
Г
А