Урок во 2 классе Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов


Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Школа: МБОУ СОШ с. Усень-ИвановскоеУчитель: Бокова Светлана Владимировна
УМК: «Школа 2100»
Дата проведения: 8 декабря 2016 г.
Тема урока
Упражнение в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов
Тип урока
Урок обобщения и закрепления изученного
Планируемые результаты
Личностные УУД:
способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределение при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные УУД:
Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; проводить сравнение по заданным критериям; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные :организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником, тетрадью; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные:знать, что такое предлог, правило написания предлогов с другими словами; уметь правильно употреблять предлоги в речи
Основные понятия Часть речи, предлог, междометие
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык. Учебник. 2 класс»
- М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию»
- карточки с заданиями
- слайд-презентация
- лист самооценки
Технология: Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа
Методы обучения Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, деятельностныйЦели урока
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
Технология проведения Деятельность
учителя и учащихся Планируемые результаты
Предметные Личностные и метапредметные УУД
I. Организационный этап
Цели:
- формирование готовности к выполнению учебной деятельности;
-уточнение типа урока
(2 мин) - Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их. Начнём урок. Садитесь.
- Повторим, как нужно вести себя на уроке:
На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
- Я приглашаю вас в страну «Русского языка», где весело и дружно живут разные части речи.
- А какие, вы уже знаете? (сущ., прил., глаг.)
- Что необходимо взять с собой в путешествие по стране «Русского языка»? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение)
- Наш урок посвящён обобщению и закреплению изученного. Будем работать под девизом: «С малой удачи начинается большой успех!"Желаю вам всем успеха!
-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на этапах урока
(Красный – всё получается, я доволен собой и своей работой; жёлтый – спокоен, но допускаю ошибки и сам исправляю; синий – допускаю ошибки, не могу исправить, нужна помощь, мне некомфортно)Знать части речи: сущ., прил., глаг. Личностные:
воспринимать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные:
организовывать свою деятельность
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других;договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
II. Мотивации к учебной деятельности
Цели:
- актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;
- формулирование темы урока учащимися;
- организация постановки цели урока учащимися
(5мин) - В стране «Русского языка» часто можно встретиться со сказочными героями. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс».
( звучит муз.заставка к сказке. Появляются Буратино и Мальвина. Буратино сидит за партой).- В какую сказку мы попали?
- Золотой ключик, или Приключения Буратино.
- Кто автор сказки? (Алексей Толстой)
(Буратино сидит за партой, подложив под себя ногу.Мальвина «ведёт» урок).
Мальвина (строго): Сядьте прямо, вытащите из-под себя ногу, положите руки перед собой, не горбитесь… И кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино: Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
Мальвина: Теперь я займусь вашим воспитанием. Будьте покойны. Первый урок - русский язык. Откройте тетрадь,запишите число
- Ребята, давайте, и мы с вами откроем тетради
- Как будем писать в тетради? (аккуратно, красиво, правильно)
Мальвина: - Запишите на чистой строке: при, об, на, по, пред, со, от. Подчеркните буквы, которые получились у вас ровными и красивыми.
-Кто догадался, что мы записали на минутке чистописания? (предлоги)
Буратино:
- Чудесный выдался денек,
а я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
у нас учитель строгий.
И я шепчу, закрыв глаза,
скрестив под стулом ноги:
— Что значит — «по»?
Что значит — «за»?
И «за», и «по» — предлоги…
А хорошо бы — ЗА порог
и — мчаться ПО дороге!
Какой бы выдумать предлог,
чтоб не учить предлоги?
- Это, конечно, шутка. Надо не выдумывать предлоги, а изучать.
- Итак, кто может сформулировать тему нашего урока?
(Тема урока: Написание предлогов с другими словами)- Что мы должны вспомнить вместе с Буратино? (что такое предлоги, как они пишутся)
- В чем будем упражняться? (правильно писать предлоги со словами)
- Для чего это нужно уметь делать? (чтобы грамотно писать)
- А ещё мы сегодня повторим все, что знаем о предлогах, чтобы успешно справиться с проверочной работой.
- Оцените свою работу в тетради по чистописанию на листах самооценки под цифрой 1. Закрасьте кружок.
- Давайте поблагодарим Мальвину и Буратино и оставим их в сказке, а сами вернемся на свой урок. Закройте глаза и скажите волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс». Вот мы и на уроке.
Уметь ориентироватьсяв тетради.
Уметь списывать буквы, соединения букв в соответствии с заданием и по образцу с соблюдением гигиенических норм.
Знать понятия: предлог.
Уметь выразительно читать стихи, инсценировать эпизод сказки.
Личностные:
проявлять интерес к учебному процессу,
выполнять самооценку.
Познавательные:
на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные:
работать по образцу, осуществлять самоконтроль, учиться высказыватьсвоё предположение на основе работы с материалом тетради.
Коммуникативные:
слушать и понимать других, выразительно читать и пересказывать текст,использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
III. Актуализация знаний
Цели:
актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала
- организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии;
-анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения;
- организация постановки цели урока учащимися
(5 мин) 1. Работа в парах
– Поработаем в парах. Вспомним, что знаем о предлогах. (методика взаимотренажа). Воспользуемся карточкой № 1.
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
- Кто остался доволен ответами товарища?
- Оцените свою работу на листке самооценки под цифрой 2.
2. «Игра с ручкой»
- А сейчас поиграем: прошу вас выполнить мои команды.
Проблемная ситуация: Положите ручку книгу
-Почему вы не знаете, куда надо положить предмет? (не назвали предлог)
Положите ручку на книгу, под книгу, в книгу, около книги.
Вывод:Предлог помогает понять, где находится предмет. Каждый предлог имеет своё значение, и их нельзя путать.
- Значит, чему ещё будем учиться на уроке? (правильно употреблять предлоги в речи)
Откройте рабочие тетради, пропустите две чистые строки, в третьей запишите: 8 декабря, классная работа. Знать понятия: предлог, междометие Личностные УУД:
применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя;
Регулятивные:
оценивать сложившуюся учебную ситуацию; высказывать свои предположения.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; учиться работать в паре.
Физминутка(1 мин)
Цель:
-снять физическое и эмоциональное напряжение - Давайте немного отдохнем. Регулятивные:
организовывать свою деятельность
IV. Обобщение и систематизация знанийПрименение знаний и умений в новой ситуации
Цель:
-организовать обсуждение правописания предлогов с другими словами;
-учиться применять знания, умения, навыки в типовых заданиях;
- организовать работу по развитию речи учащихся и расширению их кругозора
(15 мин) Словарная работа
- Прочитайте слова: т.атр, д.рога, ов.щи, уч.ник, р.бина Запишите их с подходящими предлогами. Предлоги повторяться не должны. Поставьте ударение, подчеркните опасные места: (в театре, у дороги, из овощей, к ученику, на рябине).
( Два человека работают у доски).
- Кто успеет, разделите слова на слоги.
(Проверка выполнения работы)
Сделайте вывод: - Как пишутся предлоги со словами?
- Оцените свою работу в листах самооценки под цифрой 3.
2. Работа в группах.
- Поработаем в группах.
а) –На экране слова. Выпишите только предлоги. (Взаимопроверка выполнения по эталону)
От, для, дом, к, ох, о, ух, ухо, из, у, уха, мы, с, пол, по, про, через.- Чем отличаются предлоги от других слов? (к ним нельзя задать вопрос, они не могут употребляться в речи самостоятельно).
- Кто безошибочно выполнил задание? Встаньте! Молодцы.
б) - Придумайте предложение:
1 группа: - с предлогами из; к
2 группа: с предлогами через; про.
в) Карточка 2.
Прочитайте текст. Выберите нужный предлог из слов, данных в скобках, и подчеркните его.
Богат и красив наш край - Башкортостан! (В, к, по) лесу живут звери и птицы. (У, из, про) травы поглядывают (от, на, у) нас грибы и ягоды. (На, в, для) реках много рыбы. Люди благодарны природе (за, про, к) добро и красоту.
- Прочтите, что у вас получилось.
- Ребята, Башкортостан – это наша малая родина . По площади его можно сравнить с территорией Франции . Славится наша земля не только многочисленными реками и лесными массивами, но и добычей нефти и газа. Здесь проживает более млн человек. Коренными жителями края являются башкиры
- Вернёмся к тексту. Можно ли было обойтись без предлогов? Почему? (Предлоги нужны для связи слов в предложении, помогают понять текст)
- Оцените свою работу в группах на листах самооценки под цифрой 4.
Знать понятия: ударение, слог, безударный гласный звук, предлог, пробел, предложение.
Уметь выбирать соответствующий предлог, составлять предложения с предлогами. Личностные:
проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме;выполнять самооценку; проявлять познавательный интерес
Познавательные: перерабатывать полученную информацию;сравнивать и обобщать полученную информацию;извлекать информацию из текста; давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные: выполнять учебные действия, работать по предложенному учителем плану, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу, слушать мнение других; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) в группе
ФизминуткаЦель:
-снять физическое и эмоциональное напряжение
(1,5 мин) - Давайте дадим нашим глазам отдых. Гимнастика для глаз.
-Посмотрите направо только глазами, подмигните правым глазом.
Посмотрите налево только глазами, подмигните левым глазом.
Посмотрите вдаль, на кончик носа… Регулятивные:
организовывать свою деятельность
V.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
- применение предметных знаний, умений, навыков в условиях решения учебных задач повышенной сложности;
-проверка умения работать с информацией;
-организация выполнения самопроверки, самооценки
(10 мин) 1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам
(разноуровневые задания)
- Мы поработали в парах, в группах и все вместе, вспомнили, что такое предлоги, как они пишутся с другими словами, для чего служат, а теперь, пользуясь данными знаниями,поработаем самостоятельно.
- Мальвина приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности (розовый цвет – сложное задание, жёлтый цвет – полегче, зелёный – ещё легче).
-Выберите карточку по своим силам. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению.
1 уровень.
Записать слова с предлогами. Подчеркнуть пробел одной чертой.
(на, под) земля (в, из) лес
(до, у) город (за, по) роща
2 уровень.
Составить из слов предложения, записать их; подчеркнуть предлоги.
По, убегает, волка, от, полю, заяц.
Поляне, прыгали, в, белочки, лесу, на.
3 уровень.
Исправить ошибки и записать верно. Подчеркнуть главные члены предложения.
Налесную тропку выскочил зайчик.
Орёл свил себе гнездо надереве.
2. Самостоятельная проверка по эталону и самооценка детьми своей работы
- А сейчас проверим то, что сделали, по образцу на экране. Проверьте свою работу и очень честно оцените её: если выполнили все без единой ошибки, кружок красного цвета; если есть недочеты – желтый кружок, а если испытывали серьезные затруднения – синий кружок.
- Закрасьте кружокв листах самооценки под цифрой 5.
- Увидели свои трудности, ошибки?
- Над чем нужно поработать? Знать правило правописания предлогов. Знать понятие: главные члены предложения.
Уметь составлять и записывать предложения, словосочетания с предлогами, находить главные члены предложения. Личностные:
сформированность познавательного интереса и учебной мотивации;
самоопределение при выборе индивидуальных заданий; осуществление самооценки
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; оценивать результат Регулятивные: выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению
(2 мин) - Предлагаю вам еще дома поупражняться в написании предлогов со словами. Домашнее задание:
1 уровень. Упр.3 на с.83. Списать предложения, выбрав из скобок нужный предлог. Подчеркнуть пробел между предлогом и другим словом.
2 уровень. Написать небольшое сочинение на тему “Мой край” из 4-5 предложений, используя предлоги. Предлоги подчеркнуть. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
(3,5 мин)
1.Повторение сведений о предлоге.
- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке, достигли вы их?
- Закончите предложения… ( в учебнике задание 1 на повторение, стр 83)
Предлоги – это (слова), которые нужны (для связи слов в предложении). К предлогам нельзя (задать вопрос). Предлоги с другими словами пишутся (раздельно).
Осознание учащимися своей учебной деятельности
- Мне хочется услышать ваши впечатления о сегодняшнем уроке. Подумайте и закончите одно из предложений:
Я знаю…
Я умею…
Я научился…
-Что вам больше всего понравилось на уроке? Что запомнилось?
3.Самооценка учениками своей учебной деятельности
- Ребята, приближается самый любимый праздник взрослых и детей. Какой? (Новый год). Все к нему уже активно готовятся. Давайте и мы нарядим новогоднюю ёлку. У вас на партах лежат три цветных шарика. Если вам было интересно на уроке и если в листах самооценки у вас больше всего красных кружков, то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то повесьте на елку красный шарик. Если возникали затруднения, то желтый шарик; если осталось много непонятного, то синий шарик.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
– Каких шариков больше? Что это значит?
– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
- Благодарю всех за работу! Личностные:
осуществлять самооценку.
Познавательные: уметь сравнивать цель и результат.
Регулятивные:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме;
соблюдать простейшие нормы школьного этикета.
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
в) Карточка 2.
Прочитайте текст. Выберите нужный предлог из слов, данных в скобках, и подчеркните его.
Богат и красив наш край - Башкортостан! (В, к, по) лесу живут звери и птицы. (У, из, про) травы поглядывают (от, на, у) нас грибы и ягоды. (На, в, для) реках много рыбы. Люди благодарны природе (за, про, к) добро и красоту.
1 уровень.
Записать слова с предлогами. Подчеркнуть пробел одной чертой.
(на, под) земля (в, из) лес
(до, у) город (за, по) роща
2 уровень.
Составить из слов предложения, записать их; подчеркнуть предлоги.
По, убегает, волка, от, полю, заяц.
Поляне, прыгали, в, белочки, лесу, на.
3 уровень.
Исправить ошибки и записать верно. Подчеркнуть главные члены предложения.
Налесную тропку выскочил зайчик.
Орёл свил себе гнездо надереве.
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
Карточка 1.
1. Что такое предлог?
2. Для чего служат предлоги?
3. Как пишутся предлоги с другими словами?
4. Чем похожи предлоги и междометия?
Красный – всё получается, я доволен собой и своей работой
Жёлтый – спокоен, но допускаю ошибки и сам исправляю;
Синий – допускаю ошибки, не могу исправить, нужна помощь, мне некомфортно