Конспект внеклассного мероприятия по биологии Экологическая тропа загадок (5 класс)


Приложение 2.2.2.
Внеклассное мероприятие по экологии для 5 класса «Экологическая тропа загадок».
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные ими на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках природоведения в 5 классе.
Задачи:
Образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
Развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
Воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра – викторина.
Структура занятия:
Организационный момент
Вступление
Основная часть
Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса.
Занимательная викторина включает учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания. В викторине участвуют три команды. Участники заранее определяются с капитаном и названием команды. Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на экологическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами участия в игре-конкурсе.
1.Вступительная часть.
Стали люди сильными, как боги,И судьба Земли у них в руках.Но темнеют старые ожогиУ земного шара на боках.Мы давно освоили планету,Широко шагаем в новый век.На Земле уж белых пятен нету-Черные сотрешь ли, человек?

В последнее время мы очень часто в своей повседневной жизни используем термин «экология». В этом классе нет, наверно, ни одного человека, кто бы это слово никогда не слышал? И поверьте мне, каждый это слово понимает по - своему.
2.Основная часть. Проводится игра – конкурс среди команд.
Этап 1. Составь синквейн по теме «Экология».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Данное задание оценивается по следующим критериям:
а). Соответствие тематике (тема мероприятия и синквейна совпадают).
б). Содержание (в содержании нет фактических ошибок и противоречий.)
в). Оригинальность исполнения (общее впечатление о синквейне).
За это задание команды получают максимум 5 баллов, если имеются несоответствия критериям – вычитается по 1 баллу (минимум – 3 балла).
Этап 2. Лесная тропа.
1.Чей это след? По предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (см. Приложение 1). За каждый отгаданный след команда получает по 1 баллу.
2. Собери грибы в лукошко. Командам предлагаются картинки с изображением грибов, необходимо найти съедобные и дать названия (см. Приложение 2). За каждый отгаданный гриб команда получает 2 балла.
Этап 3. Конкурс капитанов.
1. Эта единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. (Морской конек)2. Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. (Морская звезда).3. Как называется самый большой осьминог? (Спрут).4. Представителями какого царства живых организмов являются коралловые полипы? (царство животных).5.  Сколько сердец у осьминога? (три)6. В 1943 г. Жан Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (акваланг).
В это конкурсе за каждое угаданное слово команда получает по 2 балла.
Этап 4. Устами младенца (определите что это?).
Каждое слово зашифровано пятью определениями. Если Вы угадываете слово с первой попытки, то получаете 5 баллов; если с пятой – 1 балл.
1.Бумага
Ее изобрели китайцы
У нас ее делают в основном из дерева
Она легко горит
Из нее получается очень много мусора
На ней обычно рисуют или пишут
2.Стекло
Его делают из песка
Оно чаще всего прозрачное
Когда падает, оно разбивается
Если его нагреть, оно становится тягучим как тесто
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара
3.Сажа
Это всегда черного цвета
Этого много в промышленном городе, где есть фабрики и заводы
Это очень вредное
У человека она вызывает болезни, а одежда становится грязной
Этого много образуется при горении
4.СМС (мыло, шампунь, стиральный порошок)
Это то, без чего мы уже не можем жить
Этим мы пользуемся каждый день
Когда это попадает в воду, то образуется много пены
Это убивает рыбу в воде, растения на Земле
С помощью этого вещи становятся чище
Этап 5.Растения вокруг нас.
Командам предлагаются загадки про растения. За каждое угаданное растение команды получают по 1 баллу.
1. На луга и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник)2. Название этого растения очень хорошо известно  с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).4. Какое растение очень любят кошки? (валериана)
5. Этот цветок необычный, выглядит симпатично,Но тем из других выделяется, что водным растением является (кувшинка).
Этап 6. Собери рюкзак.
Из предложенных предметов как можно быстрее соберите правильно рюкзак. Команды выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции. Выигрывает  та команда, которая выбрала  больше необходимых в экспедиции предметов. 
 
Жюри подводит итоги игры-конкурса, награждает победителей и отмечает участие каждой команды, а также лучшие рисунки и плакаты на экологическую тему.

Приложение №1.
След №1 (медведь) След №2 (олень)

След №3 (заяц) След №4 (волк)

След №5 (белка)

Приложение 2.
Гриб №1.

Гриб №2.

Гриб №3.

Гриб №4.

Гриб №5.