Урок литературы в 10 классе на тему:«Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир».

План урока по литературе на тему:
«Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Преподаватель: Гудумак Г.В.
Методическая цель: проблемное обучение как средство развития самостоятельности мышления и творческой активности учащихся.
Цели урока: продолжить работу над анализом романа Л.Н. Толстого «Война и мир», показать значение семьи в формировании личности человека;
продолжить работу по развитию у учащихся умений анализировать, сравнивать сопоставлять, обобщать и самостоятельно делать выводы;
продолжить работу по воспитанию у учащихся чувства уважения, любви к близким, чувства долга перед семьей, ответственности за совершаемые поступки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: проблемное исследование произведения в ходе беседы, реализация опережающего задания, элементы самостоятельной творческой работы. КМО: выставка книг, портреты писателя, художников М. Башилова, Д. Шмаринова, иллюстрации к роману, телевизор, плеер DVD, музыкальный центр, диск с записью вальса Прокофьева к опере «Война и мир», диск с кадрами фильма Бондарчука С. «Война и мир», карточки-задания с цитатами, планы с вопросами для беседы, произведения Л.Н. демонстрация кадров фильма, фотопортретов, иллюстраций к роману Л.Н. Толстого «Война и мир».
Межпредметные связи: русский язык.







Ход урока
1.Орг.момент.
Учитель сообщает тему урока, мотивацию и ставит проблему (создание проблемной ситуации).
Уч. Сегодня, ребята, у нас на уроке одна из интереснейших тем литературы: «Семья в романе Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н.Толстого-философа : «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизньс возможностью делать добро».
Создается проблемная ситуация. Необходимо будет самостоятельно найти решение на поставленный вопрос. В течение всего урока, поэтапно учащиеся будут анализировать и систематизировать изученный материал, исследовать, чтобы сделать вывод.
Цель нашего урока: понять, какая семья в понимании писателя является настоящей семьей.
Я не оговорилась. Эта тема интересна, актуальна, т.к. социолог подсчитали, что в начале 21 века больше разводов, чем счастливых браков.
К теме семьи, счастья обращались многие выдающиеся люди искусства. Например, писатели: Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин, Иван Бунин и, конечно же, наши современные писатели – Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов.и т.д.
Классическая литература прежде всего учит, воспитывает. Именно в ней хороший читатель может найти ответ на сложный вопрос.
Иван Бунин – писатель, которого волновала тема семьи, счастья, нашел ответ на мучивший его вопрос в романе Толстого. Он написал письмо со словами благодарности, адресованное Льву Николаевичу. Вдумайтесь в эти строчки: «Вы, Лев Николаевич, один из людей, слова которых возвышают душу у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца».
Проблема нашего урока такова: можно ли считать образцом семейных отношений в нашем современном обществе семью в толстовском понимании?
Итогом нашего урока будет ваша творческая работа. Вы продолжите или опровергните благодарственные слова И. Бунина, доказав свою точку зрения.
Ну а теперь, если вам все ясно перейдем непосредственно к работе. У вас на партах лежат карты с вопросами, по которым мы сегодня будем работать. Просмотрите их. В ходе вчерашней беседы некоторые из вас, претендующие на высокую оценку, взяли индивидуальные задания. Проверку начнем с найденных высказываний Толстого-философа о семье.
Проверка домашнего задания.
Проверка опережающего задания.
К кому автор обращается с наставлениями?
А) «Желание к учебе, любознательность детей надо поощрять в раннем возрасте».
Б) « Если врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания».
Г) « необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни, больше давать, чем брать».
Уч. Сегодня мы будем говорить о значимости личности родителей в воспитании ребенка.
Вопрос. А как вы думаете, почему же все-таки родители должны играть важную роль в воспитании ребенка?
Уч. В романе «Война и мир» несколько сот действующих лиц. Однако в сознании читателя это не хаотическая масса, а строго упорядоченная система действующих лиц.
Вопрос. По какому принципу строится система персонажей? (по принципу гнезд)
Уч. Мне очень понравилось выражение гнезд, а не семей. Значит, не каждая семья у Толстого является семьей. Давайте найдем в толковом словаре значение слова семья. (проверка опережающего задания, работа с толковым словарем).
Семья – совокупность близких родственников, живущих вместе.
Уч. А вот теперь давайте рассмотрим, «какую из трех семей автор считал настоящей образцовой семьей, а не фальшивой». У вас уже сложилось определенное впечатление об этих семьях и членах этих семей. Распределите цитаты из текста романа по основным признакам семейств и по характеру каждого из персонажей. Правильность ответа мы проверим в ходе беседы.
( Проверка подготовленности к уроку. Тестирование, задание №1).
Вопрос. Роман иллюстрировали несколько художников. Прекрасные работы Дементия Шмаринова. Посмотрите на этот портрет, кого изобразил художник. Правильно ли он передал замысел писателя?
(Демонстрация иллюстрации «Дети Ростовых»).
Вопрос. Кто из глав семейств, по вашему мнению, создает доброжелательную, теплую атмосферу в семье? Какие цитаты можете привести в доказательство из теста (проверка теста).
Предлагаю просмотреть кадр из фильма по роману С. Бондарчука.
Ответьте на вопрос: правильно ли передал образ главного героя режиссер?
(Просмотр эпизода «пляска на именинах у Ростовых» из кинофильма Бондарчука С. «Война и мир». Эпизод №1).
Вопрос. Какие цитаты вы выбрали для характеристики графа Ростова?
Вопрос. Кому родителей Толстой-писатель и Толстой-философ вверяет главенствующую роль в воспитании детей? (Толстой-писатель утверждал, что «мать-это нравственный стержень семьи. Высокий долг женщины – святой долг материнства. Мать-синоним мира, семьи, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети. Когда мать сделала свое дело, она вправе уйти из жизни»).
Уч. Обратите внимание на внешность старшей Ростовой (чтение вслух цитат, задание №2).
Вопрос. Что подчеркивает автор в данной цитате?
Вопрос. Похожи ли дети Ростовых на родителей? Просмотр эпизода из кинофильма «Ростовы вместе с детьми».
Вопрос. Какая же Наташа ближе Толстому: мечтательная девочка или заботливая мать?
Проверка творческого задания: «Исповедь Наташи» (под доверительную музыку Прокофьева к опере «Война и мир» проходит инсценировка, девочка в образе Наташи Ростовой читает стихотворение-признание о долге женщины, о любви. Задание опережающего характера о «предназначении женщины»).
(На этом этапе урока можно провести физкультминутку. Учащимся можно предложить поиграть в игру «Чувства». Передавая мячик, назвать чувства, которые испытал читатель, познакомившись с семьей Ростовых).
Вопрос. Какие цитаты вы выбрали для определения образа князя Болконского? (проверка теста). В чем особенность характера Николая Андреевича? (демонстрация иллюстрации князя Болконского)
Уч. Просмотрите эпизод из фильма и докажите на примерах из текста, что князь Болконский не деспот, а любящий отец.
Проверка опережающего задания. Чтение вслух высказываний Толстого-философа о праздности.
Вопрос. Какие цитаты остались для князя Василия?
Докажите, любит ли автор своего героя и членов его семьи?
Почему?
Проверка опережающего задания. Работа со словарем.
Нахождение значения слова тщеславие.
Проверка опережающего задания. Толстой о браках по расчету.
Вопрос. Какой «семейный уклад» приветствовал Толстой? («патриархальную семью»).
Работа со словарем. Разбор значения слова патриархальный.
Закрепление материала урока. Рефлексия. Доказательство правильности решения проблемы.
Вопрос. Можно ли считать семью в толстовском понимании слова идеалом семьи в наше, современное, время?
4. Задание на дом: 1. читать материал учебника;
2. «4»-«5»- задание №3 из приложения к уроку;
3. «3» - ответить на вопрос: какие семенные отношения вам ближе.
Приложение
Вопросы и задания к уроку по теме: «Семья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Задание №1.
Определите, представителей каких семейств ( или семьи) характеризует писатель данными цитатами (напротив героя обведите букву, соответствующую выбранной цитате). Объясните свой выбор. Какое значение автор вкладывает в выделенные слова.
Ростов Илья Андреевич – а, б, в, г, д, е.
Болконский Николай Андреевич – а, б, в, г, д, е.
Курагин (князь Василий) – а, б, в, г, д, е.

а) «что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарён был искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми».
б) Он – «сама распущенная доброта».
в) «В день именин ужинало маленькое общество людей самых близких – родные и друзья. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление очевидно поддельно».
г) «Старик с зоркими умными глазами.. с блеском умных и молодых блестящих глаз, внушающих чувство почтительности и даже страха».
е) «(они) в Петербурге жили также гостеприимно, как в Москве, и на их ужины сходились самые разнообразные лица».
Задание №2.
1.Изображая старшую Ростову, какие черты выделяет в ее образе автор?
«Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у нее было 12 человек. Медлительность ее движений и говора, проходящая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».
Подберите и запишите синонимы (близкие по смыслу выражения) к выделенным словам.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание № 3.
Р.Р. «Браки, построенные по расчету, станут ли они семьей?»
Р.Р. Согласны ли Вы с утверждением Толстого-писателя: « нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях













15