«Комбинаторные задачи в школьном курсе математики»

значимый проект по теме

«Комбинаторные задачи в школьном курсе математики».







Выполнила
Учитель математики
МОУ «СОШ 9»
Зверева Т.С.

















г. Воскресенск, 2009 год.
ПЛАН:
Введение.....3
Парадоксы.....3-7
Математические софизмы7-14
Логические задачи (9 задач)14-19
Заключение.20
Список использованной литературы........21






































1. Введение.
Элемент игры, который делает математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуж-дения или задачи с «секретом» – каким – либо неожиданным или забавным поворотом мысли. Относятся ли все случаи к чистой или прикладной математике, решить трудно. С одной стороны, занимательную математику, безусловно, следует считать чистой математикой без малейшей примеси утилитарности. С другой стороны, она, несомненно, относится к прикладной математике, так как отвечает извечной человеческой потребности в игре.
Нетрудно понять интерес, который все великие умы питали к математической игре, ибо творческое мышление, находящее для себя награду в столь тривиальных задачах, сродни тому типу мышления, который приводит к математическому и вообще научному открытию. В конце концов, что такое математика, если не систематические попытки найти все лучшие и лучшие ответы на те головоломки, которые ставит перед нами природа?
В настоящее время педагогическая ценность занимательной математи-ки общепризнанна. Вряд ли существует лучший способ пробудить интерес ученика к изучаемому материалу.

2. Парадоксы.
Теория вероятностей представляет собой область математики, необы-чайно богатую парадоксами – истинами, настолько противоречащими здравому смыслу, что поверить в них трудно даже после того, как правиль-ность их подтверждена доказательством. Прекрасный пример этому – пара-докс с днями рождения. Выберем наугад 24 человека. Какова, по вашему мнению, вероятность того, что двое из них или большее число родились в один и тот же день одного и того же месяца (но, быть может, в разные годы)? Интуитивно чувствуется, что вероятность такого события должна быть очень мала. На самом деле она оказывается равной 27/50, то есть чуть выше 50 %!
Вероятность того, что дни рождения любых двух людей не совпадают, очевидно, равна 364/365 (поскольку лишь в одном случае из 365 возможных дни рождения совпадают). Вероятность несовпадения дня рождения третьего человека с днем рождения любых двух других членов отобранной группы составляет 363/365. Для четвертого человека вероятность того, что его день рождения отличается от дней рождения любых трех людей, равна 362/365 и т. д. Дойдя до двадцать четвертого участника эксперимента, мы увидим, что вероятность несовпадения его дня рождения с днями рождения остальных двадцати трех участников равна 342/365. Таким образом, мы получаем набор из 23 дробей. Перемножив их, мы найдем вероятность того, что все 24 дня рождения различны. Сократив числитель и знаменатель произведения двад-цати четырех дробей, мы получим дробь 23/50. Иначе говоря, заключая пари на то, что среди 24 по крайней мере двое родились в один и тот же день, вы будете выигрывать в 27 и проигрывать в 23 случаях из 50. (Проведенный нами подсчет вероятности не совсем точен, он не учитывает того, что год может быть високосным – то есть в феврале может быть 29 дней – и что дни рождения чаще приходятся на одни месяцы и реже на другие. Первое обстоятельство уменьшает вероятность интересующего нас события, второе - увеличивает).
Приведенные цифры настолько неожиданны, что экспериментальная проверка их в классе может явиться отличным развлечением. Если присутст-вует более 23 человек, попросите каждого написать на листке бумаги его день рождения. Соберите и сложите листки. Скорее всего по крайней мере две даты совпадут, что обычно вызывает невероятное удивление даже у людей, знакомых друг с другом в течение многих лет. Результат не изменится, если кто – нибудь схитрит, написав неправильную дату. Вероят-ность совпадения остается и в этом случае.
Еще проще проверить парадокс, выбирая случайным образом даты рождения 24 людей из книги «Кто есть кто» или какого – нибудь другого биографического справочника. Естественно, что чем больше число имен превышает 24, тем больше вероятность совпадения. На рис. 1 изображена кри-вая, показывающая рост вероятности с увеличением числа людей. График обрывается, когда число людей достигает 60, потому что дальше вероятность уже слишком близка к достоверности (то есть к значению 1) и кривую практически невозможно отличить от прямой. В действительности даже для 23 людей вероятность совпадения по крайней мере одного дня рождения превышает 1/2 и равна 0,507... Обратите внимание, как круто поднимается кривая примерно до числа 40 и как она выходит на плато по мере приближения к достоверности. Взяв 100 человек, вы сможете заключить пари, выиг-рывая в 3 299000 случаях из 3 300000. Конечно, абсолютная достоверность достигается лишь тогда, когда взято 366 человек.
Прекрасной иллюстрацией парадокса могут служить даты рождения и смерти 33 президентов Соединенных Штатов. В каждом случае вероятность совпадения (33 даты рождения, 30 дат смерти) близка к 75%. И действи-тельно, Полк и Хардинг родились 2 ноября, а три президента – Джефферсон, Адаме и Монро – умерли 4 июля.
Рассмотрим парадокс со вторым ребенком. Мистер Смит сообщает, что у него двое детей и по крайней мере один из них мальчик. Какова вероятность того, что второй ребенок мистера Смита мальчик? Первое, что приходит в голову, – это сказать, что вероятность равна 1/2, но, перебрав три равновероятных возможности – ММ, МД, ДМ, – мы видим, что ММ – только одна из них, следовательно, искомая вероятность равна 1/3. Ситуация резко изменилась бы, если бы Смит сказал, что мальчиком является старший (или тот, кто повыше ростом, или тот, чей вес больше), из его детей. В этом случае допустимые комбинации исчерпы-ваются двумя – ММ и МД – и вероятность того, что другой, ребенок мистера Смита – мальчик, возрастает до 1/2.
Не будь этого обстоятельства, мы могли бы очень просто угадывать, какой стороной упала скрытая от нас монета, причем с вероятностью, превосходящей вероятность отгадывания вслепую. Для этого нам нужно было бы бросить свою монету и, если бы она упала вниз решеткой, рассуждать так: бросали две монеты, одна из них (наша) выпала вверх гербом, поэтому вероятность того, что другая монета также выпала вверх гербом, равна всего лишь 1/3, и мы смело можем утверждать, что другая монета выпала вверх решеткой. Ошибка этого рассуждения заключается, конечно, в том, что нам точно известно, какая именно монета упала гербом вверх. Ситуация здесь аналогична ситуации в предыдущей задаче, когда мистер Смит сообщает, кто из детей мальчик, поэтому и вероятность правильного ответа в обеих задачах меняется одинаково.
Самым знаменитым среди парадоксов теории вероятностей следует считать петербургский парадокс, впервые изложенный в «Мемуаре», предс-тавленном знаменитым математиком Даниилом Бернулли Санкт – Петер-бургской Академии. Предположим, что я бросаю монету и согласен упла-тить вам рубль, если выпадет герб. В случае же выпадения решетки я бросаю монету второй раз и плачу вам два рубля, если при втором подбрасывании выпадет герб. Если же снова выпадет решетка, я бросаю монету в третий раз и плачу вам четыре рубля, если при третьем подбрасывании выпадает герб. Короче говоря, с каждым разом я удваиваю выплачиваемую сумму. Бросать монету я продолжаю до тех пор, пока вы не остановите игру и не предложите мне расплатиться. Какую сумму вы должны заплатить мне, чтобы я согласился играть с вами в эту «одностороннюю игру», а вы не остались в убытке?
В ответ трудно поверить: сколько бы вы мне ни платили за каждую партию, пусть даже по миллиону рублей, вы все равно сможете с лихвой окупить свои расходы. В каждой отдельно взятой партии вероятность того, что вы выиграете один рубль, равна 1/2 вероятность выиграть два рубля равна 1/4, четыре рубля – 1/8 и т.д. В итоге вы можете рассчитывать на выигрыш в сумме (1*1/2)+(2*1/4)+(4*1/8)... Этот бесконечный ряд расходит-ся: его сумма равна бесконечности. Следовательно, независимо от того, какую сумму вы будете выплачивать мне перед каждой партией, проведя достаточно длинный матч, вы непременно окажетесь в выигрыше. Делая такое заключение, мы предполагаем, что мой капитал неограничен и мы можем проводить любое число партий. Разумеется, если вы заплатили за право сыграть одну партию, например, 1000 рублей, то с весьма высокой вероятностью вы эту партию проиграете, но ожидание проигрыша компен-сируется шансом, хотя и небольшим, выиграть астрономическую сумму при выпадении длинной серии из одних лишь гербов. Если же мой капитал, как это имеет место в действительности, ограничен, то и разумная плата за право сыграть партию также должна иметь верхний предел. Петербургский парадокс возникает в любой игре с удваивающимися ставками. Подробный анализ этого парадокса приводит ко всякого рода тонким вопросам обосно-вания теории вероятностей.
Карл Хемпель, глава школы «логических позитивистов», а ныне про-фессор философии Принстонского университета, открыл еще один удивительный парадокс. Со времени первой публикаций (в 1937 году) и поныне «парадокс Хемпеля» неизменно служит предметом высокоученых споров между специалистами по философии науки, ибо он затрагивает самую сущность научного метода.
Предположим, пишет Хемпель, что ученый хочет исследовать гипотезу «все вороны черные». Его исследование состоит в изучении как можно боль-шего числа ворон. Чем больше он найдет черных ворон, тем более вероятной становится его гипотеза. Таким образом, каждая черная ворона может рас-сматриваться как пример, подтверждающий гипотезу. Большинство ученых считает, что они отчетливо представляют себе, что такое подтверждающий пример. Парадокс Хемпеля мгновенно рассеивает их иллюзии, так как с по-мощью железной логики мы можем легко доказать, что красная корова тоже является подтверждающим примером гипотезы «все вороны черные»! Вот как это делается.
Утверждение «все вороны черные» можно преобразовать в логически эквивалентное ему утверждение «все нечерные предметы – не вороны» спо-собом, который в логике принято называть «прямым доказательством через обращение». Второе утверждение но смыслу тождественно первому; оно просто иначе сформулировано. Очевидно, что существование любого объек-та, подтверждающего второе утверждение, должно также подтверждать и первое.
Предположим, что ученый ищет нечерные предметы для подтверж-дения гипотезы о том, что все такие предметы не являются воронами. Он сталкивается с каким – то красным предметом. Более близкое знакомство по-казывает, что это не ворона, а корова. Красная корова, безусловно, является подтверждающим примером положения «все нечерные предметы – не воро-ны» и поэтому увеличивает вероятность того, что логически эквивалентная гипотеза «все вороны черные» справедлива. Подобная аргументация, безус-ловно, применима и к белому слону, и к красной селедке, и к зеленому галстуку самого ученого. Как выразился недавно один философ изучающий цвет ворон, мог бы продолжить свои исследования и в дождливый день, даже не замочив при этом ног. Для этого ему достаточно оглядеться в собственной комнате и отметить примеры всех нечерных предметов, не являющихся воронами!
Как и в предыдущих примерах парадоксов, трудность здесь, по всей видимости, кроется не в ошибочном рассуждении, а в том, что Хемпель называет «заблуждением интуиции».
Все сказанное приобретает еще больший смысл, если рассмотреть при-мер попроще. В фирме работает много машинисток, у некоторых из них ры-жие волосы. Мы хотим проверить гипотезу о том, что все рыжие машинист-ки замужем. Проще всего подойти к каждой рыжей машинистке и спросить, есть ли у нее муж. Но есть и другой способ, может быть, даже более эффек-тивный. Мы берем в отделе кадров список всех незамужних машинисток, затем подходим к девушкам из этого списка, чтобы увидеть, какого цвета у них волосы. Если ни одна из обследуемых не будет рыжей, то гипотеза пол-ностью подтверждена. Никто не станет возражать против того, что каждая незамужняя машинистка, цвет волос которой отличается от рыжего, будет подтверждающим примером теории о том, что все служащие в данной фирме рыжие машинистки замужем.
Согласившись с предложенной выше программой обследования нечер-ных предметов, не являющихся в то же время воронами, или цвета волос машинисток, мы столкнемся с небольшим затруднением: малым числом об-следуемых объектов. Если же мы попытаемся установить, все ли вороны черные, то обнаружится огромная диспропорция между числом всех ворон на земле и числом нечерных предметов. Каждый согласится, что проверка всех нечерных предметов представляет собой весьма неэффективный способ исследования. Вопрос несколько тоньше: есть ли рациональное зерно в утверждении о том, что обнаружение красной коровы в том или ином смысле может служить примером, подтверждающим выдвинутою гипотезу? Стано-вится ли наша первоначальная гипотеза хоть немного более правдоподобной при обнаружении подтверждающего примера, по крайней мере если речь идет о конечных множествах (рассмотрение бесконечных множеств завело бы нас слишком далеко)? Одни логики считают, что подтверждающий пример увеличивает правдоподобие гипотезы, другие в этом сомневаются. Они замечают, например, что красную корову точно с таким же основанием можно считать подтверждающим примером гипотезы «все вороны белые». Каким образом обнаружение отдельного объекта может изменить правдопо-добие одной из двух взаимоисключающих гипотез?
Некоторые пытаются отделаться от парадокса Хемпеля смущенной улыбкой и недоуменным пожиманием плечами. Не следует забывать, однако, что многие логические парадоксы, которые долгое время считались пустыми забавами, безделушками, сыграли чрезвычайно важную роль в развитии со-временной логики. Точно так же анализ парадокса Хемпеля уже позволил глубоко проникнуть в существо некоторых сложных проблем индуктивной логики, основного средства получения всех научных результатов.

3. Математические софизмы.
Софизмом называется умышленно ложное умозаключение, которое имеет видимость правильного. Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок. Особенно часто в математических софизмах выполняются «запрещенные» действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил. Иногда рассуждения ведутся с использованием ошибочного чертежа или опираются на приводящие к ошибочным заключениям «очевидности». Встречаются софизмы, содержащие и другие ошибки.
В истории развития математики софизмы играли существенную роль. Они способствовали повышению строгости математических рассуждений и содействовали более глубокому уяснению понятий и методов математики. Роль софизмов в развитии математики сходна с той ролью, какую играют непреднамеренные ошибки в математических исследованиях, допускаемые даже выдающимися математиками. И. П. Павлов говорил, что «правильно понятая ошибка это путь к открытию». Действительно, уяснение ошибок в математических рассуждениях часто содействовало развитию матема-тики.
Пожалуй, особенно поучительна в этом отношении история аксиомы Евклида о параллельных прямых. Сформулировать эту аксиому можно так: через данную точку, лежащую вне данной прямой, можно провести не более одной прямой, параллельной данной (что одну прямую, параллельную данной, можно провести это доказывается). Это утверждение на протяже-нии более чем двух тысяч лет пытались доказать, т. е. вывести из остальных аксиом геометрии, многие выдающиеся математики разных времен и разных народов. Все эти попытки не увенчались успехом. Многочисленные «дока-зательства», какие были найдены, оказались ошибочными.
«Строгого доказательства сей истины, писал великий русский математик Н. И. Лобачевский в 1823 г. в своем учебнике геометрии, до сих пор не могли сыскать; какие были даны, могут назваться только пояснениями, но не заслуживают быть почтены в полном смысле математи-ческими доказательствами». И все же, несмотря на ошибочность этих «доказательств», они принесли большую пользу развитию геометрии. Были основательно выяснены связи между различными теоремами геометрии. Можно сказать, что эти «доказательства» подготовили одно из величайших достижений в области геометрии и всей математики создание неевклидовой геометрии. Честь разработки новой геометрии принадлежит нашему великому соотечественнику Н. И. Лобачевскому и венгерскому математику Яношу Бойяи. Н. И. Лобачевский и сам сначала пытался доказать аксиому параллельных, но скоро понял, что этого сделать нельзя. В 1826 г. он пришел к заключению, что утверждение, выражаемое аксиомой о параллель-ных, при помощи остальных аксиом геометрии доказать нельзя. Путь, идя которым Лобачевский убедился в этом, и привел его к созданию новой геометрии. И этот замечательный вклад в математику был одним из тех, которые прославили русскую науку.
Примеров подобного рода можно было бы привести несколько.
Чем же полезны софизмы для изучающих математику? Что они могут дать?
Разбор софизмов прежде всего развивает логическое мышление, т. е. прививает навыки правильного мышления. Обнаружить ошибку в софизме это значит осознать ее, а осознание ошибки предупреждает от повторения ее в других математических рассуждениях. Когда ребенок раз притронется к горячему предмету, то впоследствии он постарается этого не делать. Он будет много осторожнее. Так изучающий математику впоследствии проявит больше осторожности.
Далее, что особенно важно, разбор софизмов помогает сознательному усвоению изучаемого математического материала, развивает наблюдатель-ность, вдумчивость и критическое отношение к тому, что изучается. Мате-матические софизмы приучают внимательно и настороженно продвигаться вперед, тщательно следить за точностью формулировок, правильностью за-писей и чертежей, за допустимостью обобщений, за законностью выполняя-емых операций. Все это нужно и важно.
Имеется немало разных книг, в которых собраны различные софизмы. В конце XIX начале XX в. особенно большой известностью среди учащих-ся пользовалась книга Обреимова «Математические софизмы». Этой книж-кой зачитывались. Трудно было найти гимназиста, который не читал бы ее. Василию Ивановичу Обреимову, передовому, революционно настроенному деятелю народного образования последних десятилетий XIX и начала XX в. удалось собрать и обработать интересные софизмы. Наверное, этот сборник софизмов имел в виду В. И. Ленин, когда он в одной из своих статей писал, что такие сборники учащимся «приносят свою пользу».
В. И. Ленину в борьбе, которую он вел с врагами рабочего класса, часто приходилось разбирать и разоблачать разнообразные политические со-физмы своих противников. Рассуждения по вопросам политики, содержащие замаскированные ошибки, В. И. Ленин сравнивал с математическими софизмами. Он говорил, что эти рассуждения похожи, «...как две капли воды, на те рассуждения, которые математики называют математическими софиз-мами и в которых, строго логичным, на первый взгляд, путем, доказы-вается, что дважды два пять, что часть больше целого и т. д.». Эти слова В. И. Ленина показывают, что он знал математические софизмы и это знание помогало ему разоблачать софизмы в политике.
Математический парадокс можно определить как истину, настолько противоречащую нашему опыту, интуиции и здравому смыслу, что в нее трудно поверить даже после того, как мы шаг за шагом проследим все ее доказательство. Математическим софизмом принято называть не менее удивительные утверждения, в доказательствах которых в отличие от доказа-тельства парадоксов кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошиб-ки. В любой области математики от простой арифметики до современной теоретико-множественной топологии есть свои псевдодоказательства, свои софизмы. В лучших из них рассуждения с тщательно замаскированной ошиб-кой позволяют приходить к самым невероятным заключениям.
Наш первый софизм чрезвычайно элементарен. Мы предпошлем ему занимательный парадокс, на примере которого великий немецкий математик Давид Гильберт любил объяснять необычные свойства наименьшего из трансфинитных чисел «алеф – нуль». Как – то раз хозяину одной великолеп-ной гостиницы с бесконечным, но счетным числом номеров, ни один из которых не был свободен, нужно было принять нового гостя. Хозяин вышел из положения очень просто: каждого из своих постояльцев он переселил в комнату, номер которой был на единицу больше номера прежней комнаты, в результате чего обитатель n-й комнаты переехал в (n + 1) – ю и освободил для нового гостя самую первую комнату. Как может поступить хозяин, если прибудет бесконечно много новых гостей? Ничуть не смущаясь, хозяин переселяет всех своих прежних постояльцев в комнаты с вдвое большими номерами (гость из комнаты 1 переезжает в комнату 2, гость из комнаты 2 в комнату 4, гость из комнаты 3 в комнату 6, гость из комнаты 4 в комнату 8 и т. д.) и размещает вновь прибывших в освободившихся комнатах с нечетными номерами.
Но так ли необходимо хозяину иметь счетное число комнат для того, чтобы разместить новых гостей? В приведенных ниже стишках, взятых из одного английского журнала, выходившего в прошлом веке, рассказывается о хитром хозяине гостиницы, сумевшем разместить в девяти номерах десять гостей так, что каждому из них досталось по отдельной комнате.

«Их было десять чудаков,
Тех спутников усталых,
Что в дверь решили постучать
Таверны «Славный малый».

- Пусти, хозяин, ночевать, Не будешь ты в убытке, Нам только ночку переспать, Промокли мы до нитки.

Хозяин тем гостям был рад,
Да вот беда некстати:
Лишь девять комнат у него
И девять лишь кроватей.

- Восьми гостям я предложу Постели честь по чести,
А двум придется ночь проспать
В одной кровати вместе.

Лишь он сказал, и сразу крик,
От гнева красны лица:
Никто из всех десятерых
Не хочет потесниться.

Как охладить страстей тех пыл,
Умерить те волненья?
Но старый плут хозяин был
И разрешил сомненья.

Двух первых путников пока,
Чтоб не судили строго,
Просил пройти он в номер «А»
И подождать немного.

Спал третий в «Б», четвертый в «В»,
В «Г» спал всю ночь наш пятый,
В «Д», «Е», «Ж», «3» нашли ночлег
С шестого по девятый.

Потом, вернувшись снова в «А»,
Где ждали его двое,
Он ключ от «И» вручить был рад
Десятому герою.

Хоть много лет с тех пор прошло,
Неясно никому,
Как смог хозяин разместить
Гостей по одному.

Иль арифметика стара,
Иль чудо перед нами,
Понять, что, как и почему,
Вы постарайтесь сами.

Примером более тонкого математического софизма служит следующее «алгебраическое» доказательство того, что любое число a равно меньшему числу b.
Начнем с равенства
а = b + с.
Умножив обе его части на а - b, получим
a2 - ab = ab + ас - b2 - bc.
Перенесем ас в левую часть:
а2 - ab - ас = ab - b2 - bc
и разложим на множители:
а (а - b - с) = b(a - b - с).
Разделив обе части равенства на а - b - с, найдем
а = b,
что и требовалось доказать.
Еще более удивительное «доказательство» равенства 1=-1:
(-1)^1/2=(-1)^1/2
(1/(-1))^1/2=(-1/1)^1/2
(1^1/2)/((-1)^1/2)= ((-1)^1/2)/(1^1/2)
1^1/2*1^1/2=((-1)^1/2)*((-1)^1/2)
1=-1
В планиметрии большая часть ошибочных доказательств связана с использованием неправильных чертежей. Рассмотрим, например, удивитель-ное «доказательство» того, что площадь лицевой стороны многоугольника, вырезанного из бумаги, отличается от площади оборотной стороны того же многоугольника. Это «доказательство» придумано врачом – психиатром Л. Восбургом Лионсом, в нем используется один любопытный принцип, недав-но открытый П. Керри.
Прежде всего начертим на листе бумаги в клетку треугольник, площадь которого равна 60 клеткам, и разрежем его вдоль прямых, показан-ных на верхнем рисунке. Перевернув части треугольника на другую сторону и составив из них треугольник, изображенный на рис. 2 в середине, мы обнаружим, что в центре нового треугольника появилась дырка площадью в 2 клетки. Иначе говоря, суммарная площадь частей исходного треугольника при переворачивании уменьшилась до 58 клеток! Перевернув еще раз (лицевой стороной вверх) лишь три части исходного треугольника, мы сможем составить из всех шести частей фигуру, изображенную на рис. 2 внизу. Ее площадь равна 59 клеткам. Что – то здесь не так, это ясно, но что именно?
Теория вероятностей изобилует правдоподобными, но логически не безупречными рассуждениями. Предположим, что вы встретились со своим другом и что каждый из вас носит тот галстук, который ваша жена подарила ему на рождество. Вы начинаете спорить о том, чей галстук дороже, и в конце концов решаете пойти в магазин, где были куплены галстуки, и узнать, сколько стоит каждый из них. Тот, кто выиграет (чей галстук окажется дороже), по условию пари должен отдать свой галстук проиг-равшему, чтобы смягчить горечь поражения.
Вы рассуждаете так: «Шансы выиграть и проиграть у меня одинаковые. Выиграв я обеднею на сумму, равную стоимости моего галстука. Проиграв, я получу более дорогой галстук. Следовательно, заключив пари, я окажусь в более выгодном положении, чем мой приятель».
Разумеется, ничто не мешает вашему другу рассуждать точно также. Могут ли обе стороны, заключившие пари, иметь преимущество друг перед другом?
Один из наиболее впечатляющих парадоксов топологии заключается в том, что тор, если его поверхность растягивать, можно вывернуть наизнанку через любую сколь угодно малую дырочку. Никакой проблемы здесь нет.
Но уж если тор действительно можно вывернуть наизнанку, то следует обратить внимание и на еще один факт. На наружной стороне проведем ме-ридиан, проведем параллель. Обе эти окружности сцеплены между собой. Вывернем теперь тор наизнанку через дырочку в его поверхности. Как видно из нижнего рисунка, первая окружность перейдет с наружной поверх-ности тора внутрь, а вторая – наружу, и обе окружности окажутся расцеплен-ными! Очевидно, что это нарушает фундаментальный топологический закон, который гласит: разделить две сцепленные замкнутые кривые можно, лишь разорвав одну из кривых и протащив через место разрыва вторую.
В последнем софизме, заимствованном из элементарной теории чисел, речь пойдет о сравнительных достоинствах «интересных» чисел. Разумеется, числа могут представлять интерес с различных точек зрения. Так, для Джорджа Мура, когда он писал свою знаменитую оду тридцатилетней женщине, особый интерес представляло число 30. Для специалиста по теории чисел число 30 представляет, по – видимому, еще больший интерес, поскольку это наибольшее из чисел, обладающих тем свойством, что все меньшие числа, не имеющие с ними общих делителей, просты. Число 15 873 также небезынтересно: если его умножить сначала па любую цифру, то есть на любое из чисел от 1 до 9, а затем на 7, то результат будет состоять из по-вторений выбранной для первого умножения цифры. Еще более удивитель-ными свойствами обладает число 142 857: умножая его на числа от 1 до 6, вы будете получать циклические перестановки одних и тех же шести цифр.
Возникает вопрос: существуют ли неинтересные числа? С помощью элементарных рассуждений нетрудно доказать, что неинтересных чисел нет. Если бы скучные числа существовали, то все число можно было бы разбить на два класса: интересные числа и неинтересные, скучные числа. Во множе-стве неинтересных чисел нашлось бы одно число, которое было бы наи-меньшим из всех неинтересных чисел. Но наименьшее из всех неинтересных чисел – это уже число само по себе интересное. Поэтому мы должны были бы изъять его из множества неинтересных чисел и перевести в другое множество. В оставшемся множестве в свою очередь нашлось бы наименьшее число. Повторяя этот процесс достаточно долго, можно сделать интересным любое неинтересное число.
Рассмотрим еще несколько интересных софизмов.
Все числа равны между собой. Пусть m не равно n. Возьмем тождество: m^2-2mn+n^2=n^2-2mn+m^2. Имеем: (m-n)^2=(n-m)^2. Отсюда m-n=n-m или 2m=2n, а значит, m=n. В чем ошибка? А ошибка в том, что мы не можем просто так снять квадрат с выражений. Надо рассматривать несколько случаев.
Отрицательное число больше положительного. Возьмем два положи-тельных числа a и b. Сравним два отношения: a/b и -a/b. Они равны, так как каждое из них равно –a/b. Можем составить пропорцию: a/b=-a/b. Но если в пропорции предыдущий член первого отношения больше последующего, то предыдущий член второго отношения также больше своего последующего. В нашего случае a>-b; следовательно, должно быть -a>b, т. е. отрицательные число больше положительного. В чем ошибка? А ошибка в том, что свойство пропорции гласит: если в пропорции предыдущий член первого отношения больше последующего, то и предыдущий член второго отношения больше своего последующего. Оно может оказаться неверным, если некоторые чле-ны пропорции отрицательны.
***
Наибольшее беспокойство доставляет софизм с вывернутым наизнанку тором. Тор действительно можно вывернуть наизнанку, но это изменяет его ориентацию. В результате обе окружности меняются местами и остаются в зацеплении. Если отрезать нижнюю часть чулка и сшить концы в трубку, получится превосходная модель тора. На ней нитками различных цветов можно простегать меридиан и параллель. Такой тор легко вывернуть через дырочку в поверхности, при этом прекрасно видно все, что происходит с меридианом и параллелью.
Подробное объяснение софизма с треугольником и некоторые другие головоломки можно найти в двух главах «Исчезновение фигур» моей книги «Математические чудеса и тайны». Софизм с галстуком подробно разобран у М. Крайчика.

4. Логические задачи (9 задач).
1. Сцепление болта. Два одинаковых болта сцеплены нарезкой (рис. 4). Взяв их покрепче за головки, чтобы они не могли поворачиваться, обведите несколько раз один болт вокруг другого в направлении, указанном стрелками (повертев перед этим большими пальцами рук, вы сможете наглядно представить себе движение болтов).
Будут ли головки болтов: а) сближаться, б) расходиться или в) остава-ться на неизменном расстоянии друг от друга?
Использовать при решении задачи настоящие болты не разрешается.
2. Кругосветный полет. Группа самолетов базируется на небольшом острове. Баки каждого самолета вмещают столько топлива, что его хватает на облет половины земного шара. При заправке в воздухе из баков одного самолета в баки другого можно перекачивать любое количество го-рючего. На земле заправку можно производить только на остроге. Для удобства решения задачи предполагается, что заправка на земле и в воздухе происходит мгновенно, без потерь времени.
Чему равно минимальное число самолетов, которые смогут обеспечить полет одного самолета по большому кругу, если считать, что скорость и расход топлива у всех самолетов одинаковы и все самолеты благополучно возвращаются на свою базу?
3. Окружность на шахматной доске. Сторона клетки на шахматной доске равна 4см. Чему равен радиус наибольшей окружности, которую можно провести на шахматной доске так, чтобы она проходила только по черным клеткам?
4. Универсальная пробка. Во многих сборниках головоломок объя-сняется, как вырезать пробку, которой можно плотно заткнуть квадратное, круглое и треугольное отверстия (рис. 5). Не менее интересно вычислит! объем такой пробки. Предположим, что радиус ее круглого основания равен единице длины, высота – двум единицам и что ребро в ее верхней части (имеющее в длину также две единицы) расположено строго над одним; диаметров основания и параллельно ему. Все параллельные сечения проб-ки, плоскость которых перпендикулярна верхнему ребру, имеют вид треу-гольников.
Поверхность пробки можно рассматривать как образованную прямыми, соединяющими точки верхнего прямолинейного, и нижнего реб-ра, имеющего форму окружности. Каждая прямая параллельна одной из плоскостей, перпендикулярных верхнему ребру.
Разумеется, объем пробки нетрудно вычислить методами анализа, но найти его можно и более простым способом, зная лишь, что объем прямого цилиндра равен произведению площади его основания на высоту.
5. Повторяющееся число. Если у вас соберутся гости, вы сможете удивить их необычным фокусом. Попросите одного из гостей – назовем его А – написать на листке бумаги какое – нибудь трехзначное число два раза подряд, чтобы получилось шестизначное число (например, 394 394). Отвернитесь так, чтобы вы не могли видеть написанное число, и попросите А передать листок другому гостю В, которого попросите разделить число на 7.
«Об остатке не беспокойтесь, его не будет», говорите вы гостю В, и он с удивлением убеждается, что вы правы (например, 394 394 при делении на 7 дает 56342). Не сообщая вам результат, В передает листок бумаги третьему гостю С, который делит полученный В результат на 11. Вы снова утверждаете, что остатка не будет, и снова оказываетесь правы (56 342 при делении на 11 дает 5122).
Не оборачиваясь к гостям и не зная, какие цифры написаны на листке бумаги, вы просите передать его четвертому гостю D, который должен поделить последний результат на 13. Снова деление происходит без остатка (5122 при делении на 13 дает 394). Окончательный результат D записывает на клочке бумаги и, сложив его, передает вам. Не разворачивая листка с ответом, вы передаете его А и говорите: «Разверните листок и вы увидите свое трехзначное число».
Докажите, что фокус получается всегда, независимо от того, какое число выберет первый гость.
6. Столкновение ракет. Две ракеты летят навстречу друг другу, одна - со скоростью 9000 миль/час, а другая – со скоростью 21000 миль/час. Их стартовые площадки находятся на расстоянии 1317 миль одна от другой. Не пользуясь карандашом и бумагой, подсчитайте, какое расстояние будет между ракетами за минуту до столкновения.
7. Как передвинуть монеты. На ровной гладкой поверхности (например, на столе) выложен треугольник из шести монет (рис. 6). Требует-ся за наименьшее число ходов передвинуть монеты так, чтобы они образовали кольцо, показанное на рис. 6 внизу. Каждый ход состоит в передвиже-нии только одной монеты. Сдвигать при этом с места другие монеты нельзя. В новом положении каждая монета должна касаться двух других монет. Поднимать монеты с поверхности при решении задачи не разрешается.
8. Рукопожатия и графы. Докажите, что число участников послед-него конгресса биофизиков, обменявшихся рукопожатиями нечетное число раз, четно. Та задача допускает и графическую интерпретацию. На листе бумаги поставьте любое число (каждая точка изображает участника конгресса). Между двумя любыми точками разрешается проводить сколь угодно линий. Каждая точка может неограниченное число раз «обмениваться рукопожатиями» с другими точками или быть необщительной и не здоро-ваться ни с кем. Докажите, что число точек, из которого исходит нечетное число линий, четно.
9. Необычная дуэль. Смит, Браун и Джонс, решив внести в обычную дуэль на пистолетах некоторое разнообразие, условились провести поединок по несколько измененным правилам. Вытащив жребий и узнав, кому из них выпало стрелять первым, кому – вторым и кому – третьим, они разошлись по своим местам, встав в вершинах равностороннего треугольника. Договорились, что каждый по очереди производит лишь один выстрел и может целиться в кого угодно. Дуэль продолжается до тех пор, пока не будут убиты любые два ее участника. Очередность стрельбы определяется только резуль-татами жеребьевки и остается неизменной в течение всего поединка.
Все три участника знают своих противников. Смит никогда не прома-хивается, Браун попадает в цель в 80% случаев, а Джонс, стреляющий хуже всех, промахивается так же часто, как и попадает в цель.
Кто из дуэлянтов имеет более высокий шанс уцелеть, если считать, что все трое придерживаются оптимальных стратегий и никто из них не будет убит шальной пулей, предназначенной другому? Более трудный вопрос: чему равна вероятность остаться в живых для каждого из дуэлянтов?
Ответы.
1. Головки болтов не сближаются и не расходятся. Движение болтов можно сравнить с движением человека, идущего вверх по спускающемуся эскалатору со скоростью эскалатора.
2. Для обеспечения кругосветного полета одного самолета достаточно двух самолетов. Сделать это можно многими способами. Способ, предлагаемый нами, по – видимому, наиболее экономичен: расходуется лишь пять заправок горючего, пилоты двух обеспечивающих полет самолетов успевают перед вылетом с базы выпить по чашке кофе и перехватить по бутерброду, а весь метод обладает не лишенной приятности симметрией.
Самолеты А, В и С стартуют одновременно. Пролетев 1/8 намеченного расстояния (то есть длины окружности большого круга), С перекачивает 1/4 исходного запаса горючего в баки А и 1/4 – в баки В, после чего у него остается 1/4 заправки. Этого количества горючего ему хватает, чтобы вернуться на базу.
Самолеты А и В, продолжая полет, проходят еще 1/8 кругосветного маршрута, после чего В перекачивает 1/4 заправки в баки А. Баки В остаются заполненными ровно наполовину, и он благополучно дотягивает до родного аэродрома, совершая посадку уже с пустыми баками.
Полностью заправленный самолет А продолжает лететь до тех пор, пока у него не кончится горючее. К этому моменту он находится на рассто-янии 1/4 всего пути от базы, и его встречает самолет С, успевший перезаправиться на острове. С перекачивает в баки А 1/4 заправки и вслед за А берет курс на базу. На расстоянии 1/8 окружности земного шара горючее у А и С кончается, но тут их встречает побывавший на базе В, который отдает каждому из них по 1/4 полной заправки. После этого топлива в баках каждо-го самолета хватает как раз на то, чтобы благополучно вернуться на свою базу (правда, садиться приходится с пустыми баками).
Графически весь полет можно изобразить с помощью диаграммы, показанной на рис. 7, где по горизонтальной оси отложено расстояние, а по вертикальной – время. Правый и левый края диаграммы следует считать склеенными.
3. Взяв раствор циркуля равным квадратному корню из 20 см и поставив его острие в центр черной клетки на шахматной доске с четырех-сантиметровыми клетками, вы сможете описать наибольшую из окруж-ностей, проходящих только по черным клеткам.
4. Любое поперечное сечение пробки плоскостью, перпендикулярной верхнему ребру и основанию, имеет вид треугольника. Если бы пробка была цилиндрической, соответствующие сечения были бы прямоугольниками, при этом площадь каждого прямоугольного сечения была бы вдвое больше площади треугольного сечения. Поскольку цилиндр можно считать состав-ленным из прямоугольных поперечных сечений, объем универсальной пробки должен составлять половину объема цилиндра: объем цилиндра равен 2пи, следовательно, объем универсальной пробки равен пи.
В действительности же существует бесконечно много пробок различной формы, которыми можно заткнуть все три отверстия. Пробка той формы, которая описана в условии задачи, имеет наименьший объем по сравнению с любым выпуклым телом, способным заткнуть те же три дырки. Пробку наибольшего объема нетрудно получить, если обрезать цилиндрическую пробку так, как показано на рис. 8. Именно эту форму пробки обычно имеют в виду составители сборников головоломок, предлагая читателям найти универсальную затычку, подходящую к круглому, треугольному и квадратному отверстиям. Ее объем равен 2пи – 4/3.
5. написать подряд два раза трехзначное число – все равно, что умножить это число на 1001. Число 1001 разлагается на простые множители 7, 11, 13, поэтому приписав к трехзначному числу его же еще раз справа, задумавший просто умножает свое число на 7*11*13. разделив шестизначное число на 7, 11 и 13, он получает снова исходное число.
6. Две ракеты сближаются со скоростью 30 000 миль/час, или 500 миль/мин. Отсчитывая время назад, от момента столкновения, мы получаем, что за минуту до столкновения ракеты должны были бы находиться на расстоянии 500 миль друг от друга.
7. Рассмотрим исходное расположение монет в виде треугольника. Обозначим цифрой 1 верхнюю монету, цифрами 2 и 3 – монеты в следующем ряду и цифрами 4, 5, 6 – монеты в нижнем ряду. Следующие четыре хода поз-воляют получить представление о множестве других решений: передвинем монету 1 так, чтобы она коснулась 2 и 4; монету 4 передвинем так, чтобы она коснулась 5 и 6; монету 5 передвинем так, чтобы она коснулась монет 1 и 2 снизу, и, наконец, монету 1 передвинем так, чтобы она коснулась монет 4 и 5.
8. Поскольку в каждом рукопожатии участвуют двое людей, полное число рукопожатий, которыми обменялись все участники конгресса, делится на 2 и поэтому четно. Число рукопожатий, приходящихся на долю тех, кто обменялся со своими коллегами четным числом рукопожатий, очевидно, четно. Только сумма четного числа нечетных слагаемых может быть четным числом, поэтому число тех участников конгресса, которые обменялись с другими участниками нечетным числом рукопожатий, четно.
То же утверждение можно доказать и иным путем. Перед началом работы конгресса число его участников, обменявшихся нечетным числом рукопожатий, равно 0. После первого рукопожатия появляются два «нечет-ных участника». Все рукопожатия, начиная со второго, делятся на три типа: рукопожатия между двумя «четными» участниками, рукопожатия между двумя «нечетными» участниками и «смешанные» рукопожатия между «четными» и «нечетными» участниками. Каждое «четно – четное» рукопожа-тие увеличивает число «нечетных» участников на 2. Каждое «нечетно – не-четное» рукопожатие уменьшает число «нечетных» участников также на 2. Каждое «нечетно – четное» рукопожатие превращает «нечетного» участника в «четного» и, наоборот, «четного» участника в «нечетного» и, таким обра-зом, оставляет число «нечетных» участников без изменения. Поэтому четное число биофизиков, обменявшихся нечетным числом рукопожатий, не может изменить своей четности и должно всегда оставаться четным.
Оба доказательства применимы к графу, на котором линии связывают точки попарно. Линии графа образуют сеть. Число точек сети, из которых выходит нечетное число линий, четно.
9. Наибольшую вероятность выжить в «треугольной» дуэли имеет худший из стрелков, Джонс. Следом за ним идет Смит, который никогда не промахивается. Поскольку противники Джонса, когда настает их очередь стрелять, целятся друг в друга, оптимальная стратегия для Джонса заклюю-чается в том, чтобы стрелять в воздух до тех пор, пока один из его против-ников не будет убит. После этого он стреляет в оставшегося противника, имея перед ним большое преимущество.
Легче всего подсчитать вероятность остаться в живых для Смита. В дуэли с Брауном с вероятностью 1/2 он стреляет первым. В этом случае он убивает Брауна. Браун, который попадает в цель в 4 случаях из 5, стреляет первым также с вероятностью 1/2. В этом случае Смит остается в живых с вероятностью 1/5. Таким образом, Смит с вероятностью 1/2 + 1/2*1/5=3/5 переживает Брауна. Если Смит остается в живых, то в него стреляет Джонс, который в 1/2 всех случаев промахивается. Но если Джонс промахивается при своем первом выстреле, то Смит, дождавшись своей очереди стрелять, убивает его. Поэтому с вероятностью 1/3 Смит выходит из дуэли с Джонсом живым и невредимым. Итак, вероятность остаться в живых после дуэли с обоими своими противниками для Смита равна 3/5*1/2=3/10.
Случай с Брауном более сложен, потому что требует рассмотрения бесконечного множества случаев. Вероятность остаться в живых после дуэли со Смитом для Брауна равна 2/5 (мы только что показали, что Смит в дуэли с Брауном имеет вероятность уцелеть, равную 3/5; так как в живых должен остаться лишь один из дуэлянтов, искомую вероятность для Смита мы находим, вычитая 3/5 из 1). Затем в Брауна стреляет Джонс, который попа-дает в цель лишь в половине случаев. Если Джонс промахивается, то Браун с вероятностью 4/5 убивает его. Итак, на этом этапе дуэли Браун с вероятностью 1/2*4/5=4/10 выходит победителем из поединка с Джонсом. Но с вероятностью 1/5 Браун может промахнуться, после чего Джонс имеет право выстрелить еще раз. С вероятностью 1/2 Браун останется в живых, и тогда он в свою очередь сможет выстрелить в Джонса и с вероятностью 4/5 убить его. Шансы Брауна остаться в живых во время второго тура поединка составляют 1/2*1/5*1/2*4/5=4/100.
Если Браун снова промахнется, то во время третьего тура он может убить Джонса лишь с вероятностью 4/1000. В случае повторного промаха во время четвертого тура он попадет в Джонса с вероятностью 4/10000 и т. д. Таким образом, шансы Брауна пережить Джонса равны сумме бесконечного ряда 4/10+4/100+4/1000+4/10000
Это не что иное, как бесконечная периодическая десятичная дробь 0,44444..., равная 4/9.
Ранее мы видели, что Браун с вероятностью 2/5 может пережить Смита. Только что мы показали, что с вероятностью 4/9 он останется в живых после дуэли с Джонсом. Вероятность того, что именно Браун переживет обоих своих противников, равна 2/5*4/9=8/45.
Аналогичным способом можно посчитать вероятность уцелеть для Джонса, но проще получить ее вычитанием 1 соответствующих вероятностей для Смита 3/10 и Брауна 8/45. Она оказывается равной 47/90.
Весь поединок удобно изобразить с помощью специального графа – дерева дуэли (рис. 9). В начале ствол дерева раздваивается. Это происходит потому, что если первым стреляет Джонс, то он производит свой выстрел в воздух, после чего остаются две равновероятные возможности: стреляет либо Смит, либо Джонс (эти двое стреляют «вполне серьезно», с твердым намере-нием убить своего противника). Одна из ветвей дерева простирается до бесконечности. Подсчет вероятности для того или иного дуэлянта остаться в живых производится следующим образом:
1. Нужно отметить все ветви дерева, в которых интересующий нас участник поединка является единственным из всех троих, оставшихся в живых.
2. Идя от каждой из отмеченных ветвей назад к корню дерева, следует перемножить вероятности всех пройденных отрезков пути. Произведение даст вероятность события, соответствующего концу отмеченной ветви.
3. Сложить все вычисленные в п. 2 вероятности. Их сумма будет интересующей нас вероятностью выживания того или иного дуэлянта.
При вычислении вероятностей выжить для Брауна и Джонса приходит-ся принимать во внимание бесконечно много ветвей, однако с помощью графа нетрудно указать формулу общего члена соответствующего ряда.
5. Заключение.
Так, в этой работе мы затронули интересный вопрос о комбинаторных задачах, рассмотрели подробно математические софизмы и парадоксы, несколько примеров логических задач. Таким образом, все эти вопросы позволят ученикам 8 класса расширить свои логические способности, обрести навыки творческого мышления.





































6. Список использованной литературы.
1. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. – М.: Мир, 1971г.
2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк.- 5 изд.- М.: Просвещение,1988.-160с.














































13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15