Анализ деятельности методического объединения учителей начальных классов МОУ Афанасьевская СОШ за 2014-2015 уч. год

В 2014 – 2015 учебном году в нашей школе завершился переход обучения всех классов начальной школы на ФГОС. А в 2015-2016 учебном году по новым стандартам буду обучаться учащиеся пятых классов.
В данном учебном году все методические объединения учителей нашей школы строили свою деятельность в соответствии с методической темой школы, которая звучит так: «Эффективность методической работы учителя, обеспечивающей прочность знаний обучающихся в условиях перехода на новые стандарты».
Методическое объединение учителей начальных классов в течение всего учебного года также осуществляла свою деятельность в соответствии с данной методической темой школы. Методическая тема объединения учителей начальных классов в данном учебном году несколько изменилась. Если прошлые три года она была такой: «Повышение профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественного преподавания в условиях перехода начальной школы на ФГОС второго поколения», то на 2014 – 2015 учебный год в тему были внесены изменения, и она стала звучать так «Повышение профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественного преподавания в соответствии с требованием ФГОС». Изменения в формулировки методической темы были обусловлены тем, что переход на ФГОС в этом учебном году завершался, учителя приобрели некоторый опыт работы по ФГОС, изучили основные документы, новые методики, технологии, освоили новые требования к содержанию программы, знаниям, структуре урока, планируемым результатам и т. д.
Цель деятельности методического объединения учителей начальных классов также несколько изменилась: переход на ФГОС осуществлен, поэтому работа должна была теперь осуществляться строго в рамках обучения школьников по ФГОС.
Итак, тема МО учителей начальных классов: "Создание условий для реализации педагогического мастерства, повышения уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках перехода на ФГОС второго поколения".
Задачи каждый учебный год, конечно же, ставятся разные. Но неизменным остается необходимость изучения новых современных технологий, методик, нововведений, изучение и внедрение в практику работы новейших форм работы с одарёнными детьми, а также слабоуспевающими детьми. В связи с этим на 2014 – 2015 учебный год были определены следующие задачи:
- продолжить работу по изучению, отбору новых современных педагогических методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС;
- продолжить работу по совершенствованию качества современного урока, повышать его эффективность, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии;
- продолжить целенаправленную систематическую работу по внедрению в практику всех учителей МО технологий, направленных на развитие у обучающихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей посредством организации различных форм работы;
- активизировать работу по выявлению, изучению, обобщению актуального педагогического опыта учителей, внедрение его в практику;
- активизировать работу по внедрению в практику новых форм и методов работы с одаренными детьми, работы с детьми, мотивированными на учебу;
- продолжить работу по освоению новых форм организации внеурочной деятельности школьников;
- совершенствовать систему мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, своевременного устранения недостатков в работе;
- продолжить работу по отбору и применению на практике наиболее эффективных методов работы со слабоуспевающими учащимися;
- воплощать основные направления модернизации начального обучения: гуманизацию, дифференциацию, личностно-ориентированный подход к процессу обучения.
Также в плане деятельности методического объединения учителей начальных классов были определены формы, направления работы, а также ожидаемые результаты.
Наше методическое объединение состоит из четырех учителей, двое из которых имеют высшее образование (50%), двое средне-специальное (50%).
Стаж более 10 лет имеет один человек (25%), стаж более 20 лет имеют 3 человека (75%).
Все учителя начальных классов используют в работе УМК «Школа России»
Традиционная система образования «Школа России» проверена временем и обеспечивает хорошие результаты, является прекрасной базой для применения всех инновационных технологий: игровых, коммуникативных и исследовательских. УМК полностью соответствует стандартам второго поколения.
Занятия проводятся в кабинете, который соответствует всем требованиям санитарных норм, имеются технические средства обучения (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, ксерокс, Интернет). В достаточном количестве имеются все учебники комплекта УМК «Школа России», электронные приложения к учебникам, методические пособия, справочная литература, много наглядных пособий, рабочие программы.
Темы самообразования наши учителя выбрали в соответствии с требованиями ФГОС и продолжаю работу по данным темам.
Они не только продолжают изучение теоретического материала по теме самообразования, изучения передового опыта, но и сами имеют собственные наработки по теме, используют их на своих уроках, выступают на педсоветах, участвуют в работе районного методического объединения учителей начальных классов, делятся своим накопленным опытом на различных образовательных сайтах; «Про школу. ру», «Мультиурок», «Инфоурок» «1 сентября», «nsportal» идр.


п/п
ФИО
учителя
Тема самообразования





1.
Князькина
Елена
Викторовна
«Современные формы и методы самостоятельной работы на уроках в начальной школе в соответствии с требованием ФГОС»

2.
Филиппова Елена Васильевна
«Использование методов и приемов технологии критического мышления на уроках в начальных классах в соответствии с требованием ФГОС»

3.
Костюченко Лариса Федоровна
«Проектная деятельность как способ формирования УДД в начальных классах в условиях введения нового ФГОС»

4.
Кулагина Людмила Викторовна
«Использование технологии проблемного обучения в начальных классах в условиях введения нового ФГОС»



Согласно намеченному плану на заседаниях ШМО учителя обменивались опытом, давали открытые уроки, подводили итоги по теме самообразования.
Члены МО активно изучали, внедряли в практику работы современные технологии.


Освоенные технологии, применяемые на практике

1
Игровые технологии

2
Проектно-исследовательская деятельность

3
Технологии проблемного обучения

4
Информационно-коммуникативные технологии

5
Здоровьесберегающие технологии

6
Групповые технологии;

7
Технология критического мышления

8
Коллективно-творческое дело

9
Компетентностно-деятельностный подход

10
Личностно-ориентированное обучение


Члены МО учителей начальных классов непрерывно самосовершенствуются, повышают свой образовательный уровень. С этой целью изучают новинки педагогической литературы, читают статьи журналов «Начальная школа», «Воспитание школьников», применяют в работе различные словари, справочники, энциклопедии, журналы и другие пособия, используют опыт коллег по работе, посещая открытые уроки, семинары.
Члены МО не только владеют современными методиками преподавания, новейшими технологиями, но и делятся наработанным опытом на муниципальном уровне. В текущем учебном году два учителя нашего методического объединения участвовали в работе районного научно-практического семинара учителей начальных классов по теме «Урок как единое образовательное пространство для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в начальной школе». Костюченко Лариса Фёдоровна дала открытый урок по литературному чтению с применением технологии критического мышления. Кулагина Людмила Викторовна также показала урок по математике с использованием технологии проблемного обучения.
На заседаниях методического объединения были изучены следующие вопросы:
«Соблюдение проффессионального стандарта педагогической деятельности как системы требований к компетнтности педагога (ФГОС)»,
«Использование технологии компетентностно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе»,
«Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов»,
«Личностно-ориентированное обучение – основа развития ученика начальной школы», «Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальной школы», «Технология «портфолио»,
«Технология «Диалог культур», «Развитие творческого потенциала личности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
В течение всего учебного года работа методического объединения проходила в соответствии с утвержденным планом, а также в соответствии с планом ВШК: проводились входные диагностические работы по основным предметам, диагностика техники чтения, диагностика освоения учащимися 1-х классов основ математики и русского языка, мониторинг обученности учащихся 4 класса, своевременно проходила промежуточная аттестация учащихся 2–4 классов, отслеживание результатов формирования предметных и метапредметных универсальных учебных действий, проверка тетрадей обучающихся 1-4 классов, мониторинг усвоения таблицы умножения обучающимися 3-4 классов, дозировки домашнего задания и др.
Как и было запланировано, в октябре состоялся школьный тур олимпиад. В нем участвовали шестеро обучающихся четвертого класса: трое – по русскому языку и трое –по математике. Победители школьного тура олимпиад приняли участие в муниципальном этапе.
Фамилия, имя
школьный уровень
районный уровень


русский язык

Долгих Полина
победитель
призер

Зайцев Кирилл
призер



математика

Долгих Полина
победитель
призер

Рязанцев Даниил
призер










.

Также учащиеся начальных классов принимали участие в различных дистанционных конкурсах. Ниже в таблице приведены результаты.

Название конкурса
Кол-во
участников

«Русский медвежонок»
7

ЧиП
1

«Умник 2014»
5

«Олимпус»
5

«Пегас»
2
2 место
3 место в школе

КИТ
11

«Кенгуру»
1















Надо отметить, что в данном учебном году в дистанционных конкурсах обучающиеся начальных классов участвовали намного меньше по сравнению с прошлыми годами. В связи с этим в плане работы МО на следующий учебный год возникает задача вовлечения большего числа младших школьников в участие в подобного рода конкурсах.
В январе 2014 – 2015 учебного года традиционно в каждом классе состоялся первый этап научно-практической конференции «За страницами учебника», где дети представили свои исследовательские работы по разным вопросам. В феврале этого же года состоялся второй этап научно-практической конференции «За страницами учебника» общешкольного уровня. Однако в муниципальном этапе конференции дети младших классов не принимали участие. Возможно, здесь сказалась большая занятость учителей, так как в этом учебном году в нашей школе проходила большая плановая проверка с целью аккредитации школы. За последние года это в первый раз, когда обучающиеся младших классов не принимали участие в работе научно-практической конференции «За страницами учебника» муниципального уровня.
Уверена, что в следующем учебном году учащиеся начальной школы покажут себя активными исследователями и выступят со своими проектами на конференциях разных уровней.
Традиционным в нашей школе стало проведение Недели начальных классов, в рамках которой были проведены различные мероприятия, подготовленные с учетом интересов, современных научных фактов, с учетом всех возрастных групп начальной ступени и охватывали учащихся всей начальной школы.
ФИО учителя
Название мероприятий
Задействованные классы


Костюченко Л.Ф.
«Математический КВН»
4 класс


Презентация «Магические числа»
2-3 классы


«Звездный час» (о животных)
1 класс


«Грамматический чай»
3-4 классы


Путешествие в страну Лингвию»
1-2 классы


Филиппова Е.В.
Викторина "Мир вокруг нас"
1 класс


КВН "Думай, считай, смекай"
2-3 классы


Презентация "Из истории русских букв"
1-4 классы


Школьный театр.
Инсценировка басни А.Крылова «Мартышка и очки»
1 класс

Князькина Е.В.
Математический КВН
3 класс


КВН «Цветик-семицветик» (по русскому языку)
1-2 классы


КВН «Зеленая аптека» (по окружающему миру»
1-4 классы


Кулагина Л.В.

Математическая игра «Знания – сила»
4 класс


Игра «Поле чудес» (по русскому языку»
3 класс


Викторина по сказкам
1-2 класс




Как сказано выше, одной из задач деятельности МО учителей начальных классов является активизация работы с одаренными детьми и детьми, мотивированными на учебу. Именно по этой причине в нашей школе используются не только традиционные методы и формы работы с одаренными детьми (олимпиады, дистанционные конкурсы, участие в научно-практических конференциях, внеурочная деятельность), но также внедряются новейшие формы. Так, например, в данном учебном году каждый учитель начальных классов провёл работу по выявлению талантливости детей и составлению индивидуального маршрута развития для каждого одаренного ребенка. Не осталась без внимания и задача по отбору и применению на практике наиболее эффективных методов работы со слабоуспевающими учащимися: для таких детей в каждом классе была разработана программа индивидуального развития и мониторинга учебного роста.
В феврале 2014 – 2015 учебного года в нашей школе работала аккредитационная комиссия. Особых замечаний в адрес работы учителей начальных классов, деятельности нашего методического объединения со стороны членов комиссии не возникло: документация у всех членов МО оказалась в порядке, обучающиеся четвертого класса показали достаточный уровень сформированности предметных и метапредметных учебных универсальных действий.
В 2014 – 2015 учебном году два члена нашего методического объединения (Кулагина Л.В. и Костюченко Л.Ф.) успешно прошли аттестацию на первую квалификационную категорию и получили соответствующее подтверждение.
Члены методического объединения начальных классов нашей школы являются постоянными разработчиками рабочих программ по учебным предметам федерального компонента, а также школьного компонента: занимательной грамматике и занимательной математике, в том числе и рабочих программ кружков внеурочной деятельности.
Члены методического объединения учителей начальных классов регулярно проходят курсы повышения квалификации, все шире изучают и осваивают компьютерные технологии. В данном учебном году учителями начальных классов были пройдены следующие курсы:

ФИО члена МО
Тема курсов

Филиппова Е.В.
1. «Технологическое обеспечение начального общего образования в условиях реализации ФГОС, ИГУ, 72 часа.
2. «Психологическое сопровождение ФГОС в программе: образовательной организации», ИПКРО, 24 часа.

Костюченко Л.Ф
1. «Психологическое сопровождение ФГОС в программе: образовательной организации», ИПКРО, 24 часа.

Кулагина Л.В.
1. «Классный руководитель: новые векторы деятельности (по ФГОС второго поколения), ОГАОУ ДПО, 108 часов.
2. «Психологическое сопровождение ФГОС в программе: образовательной организации», ИПКРО, 24 часа.

Князькина Е.В.
1. «Психологическое сопровождение ФГОС в программе: образовательной организации», ИПКРО, 24 часа.














Наличие в каждом учебном кабинете компьютерной и мультимедийной техники позволяет практически на каждом уроке использовать ИКТ, работать в сети Интернет.
Учителя начальных классов систематически посещают сайты передовых учителей, используют их наработки в своей практике. Кроме того, они сами выставляют на разные сайты собственные разработки уроков и внеклассных мероприятий, имеют собственные сайты.
На протяжении четырех лет в нашей школе действует программа внеурочной деятельности. На данный момент 100% обучающихся 1-4 классов участвуют в мероприятиях, занимаются в различных кружках внеурочной деятельности.

Общая карта занятости во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов

Класс
Формы организации внеурочной деятельности (по направлениям)


Спортивно-оздорови
тельное
Духовно – нравст
венное
Общеинтел
лектуальное
Общекуль
турное
Социальное

1 класс
21 чел.
21чел.
21 чел.
21 чел.
21 чел.

2 класс
15 чел.
15 чел.
15 чел.
15 чел.
15 чел.

3 класс
10 чел.
10 чел.
10 чел.
10 чел.
10 чел.

4 класс
20 чел
20 чел
20 чел
20 чел
20 чел



Вывод:
1. Методическое объединение учителей начальных классов плодотворно работало на протяжении всего учебного года.
2. Все мероприятия проходили в срок и на должном уровне.
3. Поставленные задачи практически все решены.
Что не получилось?
- не до конца решена задача совершенствования системы мониторинга успешности обучения школьников с целью выявления отрицательной динамики качества знаний, своевременного устранения недостатков в работе, так как имеются определенные трудности в поиске и получении контрольно-измерительных материалов для отслеживания метапредметных универсальных учебных действий;
- снизилось количество участников дистанционных конкурсов, и отсутствие участников научно-практических конференций.
Предполагаемые задачи деятельности МО на следующий учебный год:
1. Продолжить работу по внедрению новых разнообразных форм работы с одаренными детьми и детьми, мотивированными на учебу.
2. Проводить работу по привлечению большего числа обучающихся начальных классов к участию в олимпиадах, дистанционных конкурсах, проектах, конференциях. Продолжить работу по индивидуальным маршрутам развития одаренных детей.
3. Продолжить работу со слабоуспевающими детьми.
3. Продолжить изучение, освоение современных технологий, методик, нововведений.
4. Принимать участие в работе РМО и КМО.





















Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»






Анализ
работы методического объединения
учителей начальных классов за 2014 – 2015 учебный год



Руководитель ШМО: Филиппова Е.В.





д. Афанасьева, 2015 г.















15