Литературная гостиная «В этом мире я только прохожий…»



Внеклассное мероприятие для учеников 1 класса и их родителей.
Литературная гостиная
«В этом мире я только прохожий…»
Подготовила: Капитан Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №10 г.о. Чапаевск
2015 г.
Внеклассное мероприятие для учеников 1 класса и их родителей.
Литературная гостиная «В этом мире я только прохожий…»
Цель:
познакомить первоклассников с детскими годами и творчеством Сергея Александровича Есенина.
Задачи:
- донести до учащихся красоту поэзии Сергея Есенина;- развивать навыки выразительного чтения; - расширять кругозор младших школьников;- развивать познавательный интерес и творческие способности детей;- формировать глубокое уважение к родной природе и Родине;- воспитывать у учащихся эстетический вкус.Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация.
Пояснение.
1. В сентябре 2015 года, мы провели опрос у ребят первых классов, задали вопрос
- Сергей Есенин это кто?
Ответы были разными, одни говорили, что это…
2.
№ Этапы мероприятия Ход мероприятия Стихи С.А. Есенина
1 Звучит романс на стихи Есенина «Весенний вечер»
(презентация, слайд 1 + романс) Дети и их родители заходят в зал. «Весенний вечер»
Тихо струится река серебристая,В царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие,С запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекие.И улыбается небу земля.
2 Сергей Есенин - это кто? Просмотр опроса.
(видео – фильм) В сентябре 2015 года, мы провели видео - опрос у ребят первых классов, задали вопрос.
- Сергей Есенин - это кто?
3 Семья Сергея Есенина.
(презентация, слайд 2)
Отец.
(презентация, слайд 3,4)

Мать.
(презентация, слайд 5,6)
Сёстры.
(презентация, слайд 7 + анимация) Рассказывает учитель.
- Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных.
На этой фотографии вы видите родителей Есенина.
Есенин в своём стихотворении написал: «У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын». 
... Получив впервые в начале 1914 года деньги за стихи, напечатанные в журнале, Есенин принес их отцу.
Звучит отрывок из стихотворения «Мелколесье. Степь и дали».
Читают наизусть родители.
Рассказывает учитель.
- Мать поэта была выдана замуж не по своей воле, вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань.
Звучит отрывок из стихотворения «Письмо матери».
Читают наизусть дети.

Рассказывает учитель.
- У Сергея Есенина были сёстры: Екатерина и Александра (Шура). Это стихотворение он посвятил своей сестре Шуре
Звучит отрывок из стихотворения «В этом мире я только прохожий…».
Читают наизусть родители. «Мелколесье. Степь и дали»
отрывок
Мелколесье. Степь и дали.Свет луны во все концы.Вот опять вдруг зарыдалиРазливные бубенцы.Неприглядная дорога,Да любимая навек,По которой ездил много,Всякий русский человек.Эх вы, сани! Что за сани!Звоны мерзлые осин.У меня отец - крестьянин,Ну, а я - крестьянский сын.
«Письмо матери»
отрывокТы жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкой,Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогу,В старомодном ветхом шушуне.
Я по-прежнему такой же нежный,И мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежной,Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви,По-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассвете,Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,Не волнуй того, что не сбылось,—Слишком раннюю утрату и усталость,Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогу.В старомодном ветхом шушуне.
Сестре Шуре
отрывок
В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.
В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.
Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
4 Родной дом поэта.
(презентация, слайд 8 + 8 анимаций)
(презентация, слайд 9 + 1 анимация)
Песня на стихи С.Есенина.
Исполняют: В.Соломин, А.Подболотов «Где ты, где ты, отчий дом» 
- Это дом, в котором родился Сергей Александрович.
Рассказывает учитель.
- Скажите, какое дерево он видел из своего окна? Конечно берёзу.
Это стихотворение Есенин написал в 1913 году, а опубликовали его в 1914 году в детском журнале «Мирок».
Рассказывает ученик.
- Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России, достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.
Звучит стихотворение «Берёза».
Читают наизусть дети.
«Где ты, где ты, отчий дом?»
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженый песок.
Где ты, где ты, отчий дом?
За рекой поет петух.
Там стада стерег пастух,
И светились из воды
Три далекие звезды.
За рекой поет петух.
Время мельница с крылом
Опускает за селом
Месяц маятником в рожь
Лить часов незримый дождь.
Время мельница с крылом.
Этот дождик с сонмом стрел
В тучах дом мой завертел,
Синий подкосил цветок,
Золотой примял песок.
Этот дождик с сонмом стрел.
«Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
5 Биографические данные
(презентация, слайд 10)
(презентация, слайды 11,12,13,14) Рассказывают дети.
1900 год
Начинает читать. (5 лет)
1903—1904 г.
Делает первые попытки писать стихи, подражая частушкам. (8 - 9 лет)
1904 г.
Сентябрь. Поступает в Константиновское земское четырехгодичное училище, в котором обучается пять лет (с 9 до 13 лет).
Конец года. Возвращается вместе с матерью в семью отца.
1909 г.
Май. С похвальным листом заканчивает Константиновское земское четырехгодичное училище и получает свидетельство об окончании училища.
Сентябрь. Успешно выдерживает вступительные экзамены и начинает учебу (до мая 1912 г.) в церковно-приходской второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии). Во время учебы живет в Спас-Клепиках, приезжая на каникулы в Константиново. 6 Как учился Есенин?
(презентация, слайд 15) Рассказывает учитель.
В 1912 году (17 лет) Есенин закончил учёбу, получив "звание учителя школы грамоты".
По окончании учебы Есенину было вручено свидетельство, в котором указывалось:
"Предъявитель сего сын крестьянина села Константинова Рязанского уезда Сергей Александрович Есенин, родившийся в тысяча восемьсот девяносто пятом (1895) г., месяца сентября 21 дня, православного исповедания, обучался с 1909 г. в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе, в которой и окончил курс в 1912 г.; оказав при отличном (5) поведении следующие успехи:
1) закону божию - хорошие (4)
2) церковной общей и русской истории - хорошие (4)
3) церковному пению - хорошие (4)
4) русскому языку - отличные (5)
5) церковнославянскому языку - хорошие (4)
6) отечественной истории - отличные (5) 7) географии в связи со сведениями и явлениями природы - отличные (5)
8) арифметике - хорошие (4)
9) геометрическому черчению и рисованию - хорошие (4)
10) дидактике - хорошие (4)
11) начальным практическим сведениям по гигиене - хорошие (4)
12) чистописанию - отличные (5)
13) Практическим занятиям в нач. школе - хорошие (4) 7 «Посмотрите, я вот что сам сочинил»
(презентация, слайд 16) Рассказывает ученик.
«О том, что Есенин сочиняет стихи, - вспоминает один из его школьных товарищей, - мы впервые узнали в третьем или четвертом классе. Как-то раз зимой он пришел в класс и, подав учителю клочок бумаги, на котором что-то было написано, сказал:
«Посмотрите, я вот что сам сочинил» 8 Первое стихотворение – «Вот уж вечер. Роса…»
(презентация, слайд 17 + 3 анимации) Рассказывает учитель.
- Сергей Есенин в своей автобиографии отметил: «Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам».
Это было самое первое стихотворение Есенина! Есенин по настоянию близких включил в первый том несколько ранних стихотворений, пометив их 1910 годом. Первое из них – «Вот уж вечер. Роса…» за ним шло «Там, где капустные грядки…»
Звучит стихотворение «Вот уж вечер. Роса…».
Читают наизусть дети.
«Вот уж вечер. Роса…»
Вот уж вечер. Роса,Блестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.От луны свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловья,Вдалеке я слышу.Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.И вдали за рекой.Видно, за опушкой,Сонный сторож стучитМертвой колотушкой.
9 Поэт о своём детстве
(презентация, слайд 18)
(презентация, слайд 19)
(презентация, слайд 20)
(презентация, слайд 21)
(презентация, слайд 22)
(презентация, слайд 23)
(презентация, слайд 24)
(презентация, слайд 25)
(презентация, слайд 26)
Выходит мальчик, изображает Есенина, рассказывает о его детстве.
«С двух лет я был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери Фёдору Андреевичу Титову, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все моё детство».
«Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку».
«Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное».
«После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям».
Звучит стихотворение «Что это такое?»
Читает наизусть мальчик в костюме охотника с ружьём за плечами.
«Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!»
«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ» - признавался поэт. Отправляясь на богомолье, она брала внука с собой, зная, что без нее в доме его могут обидеть. В долгие зимние вечера она рассказывала мне сказки, пела песни, духовные стихи, унося моё воображение в мир старинных преданий и легенд».
Рассказывает учитель.
Большое влияние на творчество поэта оказали рассказы бабушки, которая познакомила внука с фольклором и народным творчеством. Именно ее рассказы, частушки и песни стали причиной любви Есенина к поэзии и подтолкнули его к написанию собственных стихотворений. 
Звучит стихотворение «Бабушкины сказки»
Читает наизусть ученица.
«По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе». «Что это такое?»
В этот лес завороженный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой заряженной
На охоту шел вчера.
По дорожке чистой, гладкой
Я прошел, не наследил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгляну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше - лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Заколдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь бродит по ночам.
Из-за елки бы высокой
Посмотрел я на кругу:
Кто глубокий след далекий
Оставляет на снегу?..
«Бабушкины сказки»
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идём, бредём домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовёт.
Сказки все. Пора в постели…
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, —
Говори да говори.
10 Первый самостоятельный сборник стихов «Радуница».
(презентация, слайд 27)
(презентация, слайд 28)
(презентация, слайд 28)
(презентация, слайд 28)
(презентация, слайд 28)
Рассказывает учитель.
- Его первый самостоятельный сборник стихов «Радуница». Радуница - это наименование особого дня в крестьянском календаре, когда поминают умерших. Этим же словом называли весенние народные песни, веснянки. Этот сборник, наполненный печалью, грустью и любовью к родной природе, сделал поэта популярным, принес ему общественное признание.
- Есенин писал стихи о временах года.
Он часто говорил о том, что весна является его любимым временем года, так как он может наблюдать, как после зимней спячки пробуждается природа.
Звучит стихотворение «Черёмуха»
Читает наизусть ученица.
Рассказывает учитель.
- Стихотворение «Поёт зима – аукает…» было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.
Звучит стихотворение «Поёт зима – аукает…».
Читает наизусть ученик.
Рассказывает учитель.
- Стихотворение «С добрым утром», это небольшая поэтическая зарисовка, в которой рассказывается о том, как пробуждается мир под первыми лучами ласкового летнего солнышка, наполнена лиризмом и удивительными по красоте метафорами.
Звучит стихотворение «С добрым утром».
Читает наизусть ученик.
Рассказывает учитель.
- Поэт Сергей Есенин с одинаковым восторгом воспринимал любое время года, считая, что природа прекрасна в любом своем проявлении. Именно по этой причине подавляющее большинство стихов выдержано в ключе пейзажной лирики. Среди них – произведение «Нивы сжаты, рощи голы…», написанное в 1917 году.
Звучит стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы…»
Читает наизусть ученик. «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
«Поет зима — аукает»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекраснаяВ улыбках солнца ясная,
Красавица весна.
«С добрым утром»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«Нивы сжаты, рощи голы...»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане:Рыжий месяц жеребенком,Запрягался в наши сани.
11 Танец на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»
(презентация, слайд 29 + романс)
Танцуют девочки в русских народных костюмах (в руках жёлтые листья)
см. Приложение 1. «Отговорила роща золотая»
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
12 Голос поэта в стихотворении ««Разбуди меня завтра рано…»
(презентация, слайд 30 , 31 + стихотворение рассказывает сам поэт)
Рассказывает учитель.
- Покинув, родное село Константиново и обосновавшись в Москве, Сергей Есенин постоянно мыслями возвращался в отчий дом. Он вспоминал о своей малой родине в те моменты, когда на душе было особенно тоскливо. А таких периодов в жизни начинающего поэта было достаточно много, ведь для того, чтобы стать знаменитым ему приходилось жертвовать и личным счастьем, и свободой, и даже привычным укладом бытия.
Звучит стихотворение «Разбуди меня завтра рано…»
Рассказывает сам поэт. «Разбуди меня завтра рано…»
Разбуди меня завтра рано.О, моя терпеливая мать!Я пойду за дорожным курганомДорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пущеСлед широких колес на лугу.Треплет ветер под облачной кущейЗолотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,Шапку-месяц пригнув под кустом,И игриво взмахнет кобылицаНад равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,Засвети в нашей горнице свет.Говорят, что я скоро стануЗнаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,Нашу печь, петуха и кров…И на песни мои прольетсяМолоко твоих рыжих коров.
13 Сергей Есенин глазами художников
(презентация, слайд 32,33)
(презентация, слайд 34)
(презентация, слайд 35 + 1 анимация в конце )Рассказывает учитель.
- Образ Сергея Есенина не раз привлекал внимание деятелей изобразительного искусства.
- Ваша одноклассница тоже нарисовала рисунок к стихотворению Сергея Есенина «Лебёдушка».
Рассказ девочки о произведении поэта.
Стихотворение Сергея Есенина «Лебёдушка». Стихотворение очень живописное. Сцены природы поэт подчеркивает настоящими тонами. Здесь есть темный лес, багровые лучи, роса, что загорелась алым от небосвода, серебряное озеро, изумрудные кольца воды, зеленые побережья, золотое солнце.
Звучит отрывок стихотворения «Лебёдушка»
Читают наизусть дети.
У этого замечательного произведения есть продолжение, надеюсь, что вы его прочитаете.
«Лебёдушка»
Из-за леса, леса темного,
Подымалась красна зорюшка
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
Загорались ярким пламенем
Сосны старые, могучие,
Наряжали сетки хвойные
В покрывала златотканые.
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки.
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
И от той ли тихой заводи,
Посередь того ли озера,
Пролегла струя далекая
Лентой темной и широкою.
Уплывала лебедь белая
По ту сторону раздольную,
Где к затону молчаливому
Прилегла трава шелковая.
У побережья зеленого,
Наклонив головки нежные,
Перешептывались лилии
С ручейками тихозвонными.
14 Гибель поэта.
(презентация, слайд 36 + 1 анимация)
Памятник.
(презентация, слайд 37 + 1 анимация) Рассказывает ученик.
- Сергей Александрович трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище. Есенин прожил недолгую жизнь — его не стало в 30 лет, но за этот срок он успел создать немало прекрасных стихотворений.
«До свиданья, друг мой, до свиданья», последнее стихотворение поэта.
Читает наизусть учитель.
Памятник Есенину в родном селе.
«До свиданья, друг мой, до свиданья»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
 
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,–
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
15 Кроссворд
(презентация, слайд 38 + 38 анимаций) По горизонтали: 1. В каком месяце родился поэт. 2. Как его звали . 3. Какую профессию получил поэт.
По вертикали: 1. Когда родился поэт (время года). 2. Что он писал. 4. Какое стихотворение опубликовали первым.
Из выделенных букв составьте фамилию поэта. 16 Подводим итог
(презентация, слайд 39) - Ребята, продолжите предложения.
Я узнал …
Я научился…
Я понял...
Мне понравилось…
Меня удивило….
Меня восхитило…
Меня поразило… 17 Рефлексия
(презентация, слайд 40) Перед нами дерево и листочки разного цвета, возьмите листочки и прикрепите к дереву.
Зелёный листочек – всё понравилось.
Жёлтый листочек – понравилось, но не всё понял.
Красный листочек – не понравилось. 18 Спасибо за внимание!