Этапы коррекционной работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени

Этапы коррекционной работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени.

I – й этап: Этап однословного предложения.

Понимание речи:
1. Запоминание названий предметов по изучаемым лексическим темам.
2. Понимание словосочетаний, подкрепленных действиями.
3. Оречевление бытовых ситуаций
4. Понимание вопросов кто? что?
5. Понимание и выполнение инструкции.

Развитие самостоятельной речи:
1. Стимуляция речевой потребности
2. Называние близких людей.
3. Выражение просьб (на, дай, иди).
4. Выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ох, ах, ай, тшш)
5. Звукоподражание животным.
6. Подзывы животных (кис, но).
7. Введение звукоподражаний в двустишия.
8. Подражание музыкальным игрушкам.
9. Подражание бытовым шумам.
10. Формирование фраз (дай пить, мама, на, идем гулять и т.д.).

Коррекция звукопроизношения: (проводится только индивидуально).
1 этап – подготовительный:
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

II – й этап: Этап первых форм слова.
Понимание речи:
1. Различение количества предметов (один-много)
2. Различение величины предметов (большой-маленький)
3. Различение вкуса (сладкий-кислый).
4. Пространственное расположение (здесь-там).
5. Различение единственного и множественного числа (дом-дома).
6. Различение частицы не (бери – не бери).
7. Различение, к кому обращена команда (садись –садитесь).

Развитие самостоятельной речи:
1. Уточнение артикуляции гласных.
2. Называние знакомых предметов.
3. Наращивание слогов к концу слова (рука, нож ка).
4. Двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и т.д.
5. Употребление глаголов повелительного наклонения.
6. Употребление фразы «повелительный глагол+обращение»
7. Употребление фразы «обращение+повелительный глагол+существительное в винительном падеже»
8. Употребление фразы «инфинитив+хочу, надо, можно и др.

2 этап – Формирование произносительных умений и навыков. (проводится только индивидуально).
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетический чистой) речью;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства.

Виды коррекционной работы:
- Уточнение произношения звуков, изучение звуков и букв в соответствии с формированием звуков в онтогенезе: а, у, м, о, п, к, э, н, х.
- включение упражнений по профилактике дисграфических и дислексических расстройств;
- для повышения эффективности формирования звукобуквенного анализа использовать символику;
- письмо букв, слогов, слов в тетради.

III-й этап: Этап двусоставного предложения.

Понимание речи:
1. Различение слов-квазиомонимов.
2. Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации (рисует – пишет).
3. Различение слов-антонимов.
4. Понимание и различение возвратных глаголов.
5. Различение множественного и единственного числа существительных.
6. Различение рода глаголов прошедшего времени (Женя упал – Женя упала).
7. Различение объекта и субъекта действия.
8. Понимание взаимоотношений действующих лиц.
9. Пространственные отношения предметов (на, в, под, около, из, за).
10. Обобщение предметов по их назначению.
11. Различение единственного и множественного числа существительных в предложном падеже.
12. Понимание прилагательных-антонимов (широкий-узкий, длинный-короткий).
13. Различение пространственных наречий (внизу, вверху, далеко, близко, вперед, назад).

Развитие самостоятельной речи:
1. Составление предложений (существительное+глагол+прямое дополнение).
2. Составление предложений (существительное+глагол+прямое дополнение, не совпадающее в винительном и именительном падеже).
3. Ответы на вопрос что делает?
4. Подбор названий предметов к названиям действий.
5. Употребление возвратной формы глаголов.
6. Заучивание двустиший и четверостиший.
7. Формирование слоговой структуры слова.
8. Формирование звукопроизношения:
- развитие слухового восприятия;
- расширение объема слуховой памяти;
- формирование артикуляционных укладов согласных звуков.

Коррекция звукопроизношения (проводится индивидуально)
Задачи те же. Уточнение произношения звуков, изучение звуков и букв: ы, ф, б, д, г, в, л, и.
Автоматизация звуков в слогах, словах.

IV-й этап: Этап предложения из нескольких слов.

Понимание речи:
1. Понимание падежных окончаний существительных.
2. Понимание форм прилагательных и наречий.

Развитие самостоятельной речи:
1. Закрепление конструкций предыдущего этапа.
2. Составление предложений «существительное+глагол+2 существительных в винительном и дательном падежах».
3. Составление предложений «существительное+глагол+2 существительных в винительном и творительном падежах»
4. Составление предложений «существительное+глагол+наречие».
5. Составление предложений с предлогом У.
6. Составление предложений с предлогом В.
7. Составление предложений с предлогом НА.
8. Составление предложений с предлогом С.
9. Составление предложений с предлогом К.
10. Составление предложений «существительное + глагол + инфинитив + 1-2 существительных в косвенных падежах».
11. Образование множественного числа существительных.
12. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
13. Образование отрицательной формы глаголов.
14. образование инфинитива.
15. Формирование слогового контура слова.
16. Коррекция звукопроизношения.
17. Заучивание и воспроизведение стихов.
18. Заучивание и воспроизведение коротких рассказов (3-5 предложений).

Коррекция звукопроизношения: (проводится индивидуально)
Постановка звуков с, з, ш, ж, сь, зь, ль – автоматизация в прямых слогах, затем в обратных, в слогах со стечением согласных.
Постановка звуков ц, ч, щ, л – автоматизация в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
Постановка звука р, рь – автоматизация с проторного аналога.

V – этап: Этап сложного предложения.

Развитие самостоятельной речи:
1. Образование словосочетаний «наречие много + прилагательное + существительное в родительном падеже множественного числа».
2. Согласование местоимений с существительными.
3. Согласование прилагательных с существительными.
4. Образование приставочных однокоренных глаголов.
5. Составление конструкций с союзом а.
6. Составление предложений с однородными подлежащими.
7. Составление предложений с однородными сказуемыми.
8. Составление предложений с однородными определениями.
9. Составление предложений с однородными дополнениями.
10. Составление предложений с однородными обстоятельствами.
11. согласование местоимений с предлогом у.
12. Составление предложений с союзом а.
13. Составление предложений со словами сначала-потом.
14. Составление предложений с союзом или.
15. Составление предложений с союзом потому что.
16. Составление предложений с союзом чтобы.
17. Образование притяжательных прилагательных.
18. Образование относительных прилагательных.
19. Образование прилагательных от наречий.
20. Образование степеней сравнения прилагательных.
21. Образование однокоренных слов различных частей речи.
22. Образование существительных от существительных.
23. Подбор многозначных слов.
24. Подбор антонимов (глаголов, прилагательных, существительных).
25. Различение слов с оттенками значений (идет – марширует).
26. Замены глагольных форм.
27. Образование глаголов будущего времени.
28. Образование степеней сравнения наречий.
29. Развитие связной речи:
- пересказы текстов;
- составление рассказов.

Коррекция звукопроизношения:
- автоматизация звуков в словах, предложениях, в спонтанной речи.
- Дифференциация звуков: с-з, с-сь, с-ц, с-ш,
ж-з, ж-ш,
ч-сь, ч-ть, ч-щ,
щ-сь, щ-ть, щ-ч, щ-ш,
р-л, р-рь, рь-ль, л-ль.

15