Этапы коррекционной работы.


Этапы коррекционной работы.
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Общий ход её должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает её общую эффективность.
Коррекционная работа включает в себя несколько этапов:
1.Подготовительный этап.
2.Постановка звука.
3.Автоматизация звука.
4.Дифференциация звука ( различение поставленного звука от сходных с ним)
Под постановкой звука понимается сам процесс обучения ребёнка правильному произношению этого звука. Ребёнка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания.
Звук «ставится» заново в случае его полного отсутствия в речи или замены другим звуком, а также при наличии такого дефекта в произношении, который нельзя частично « подправить» и довести до нормы (например, при картавом произношении Р).
Иногда же ограничиваются коррекцией звука, заключающейся в уточнении лишь отдельных элементов его артикуляции, которая в целом близка к нормальной. Например, при межзубном произношении С для достижения нормальной артикуляции нужно только научить ребенка удерживать кончик языка у нижних резцов, убирать его за зубы, но для этого необходима подготовка- специальные артикуляционные упражнения или нормализация прикуса.
Во многих случаях к постановке звука нельзя приступить сразу, т.к. ребенок не может придать своему языку необходимое положение (например, не может поднять кончик языка кверху – для звука Р). Необходима в таких случаях подготовительная работа -артикуляционная гимнастика, цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка.
Существует два вида артикуляционной гимнастики:
-общая;
-специальная.
Общая артикуляционная гимнастика включает в себя все основные движения речевых мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных фонетических групп и поэтому каждое движение «пригодится» если не для одного , то для каких-либо других звуков.
Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых упражнений.
Способ постановки звука по подражанию является наиболее лёгким как для логопеда, так и для самого ребенка, поскольку требует минимальной затраты усилий и времени. Он заключается в том, что логопед в присутствии ребенка ясно и четко произносит нужный звук. Ребёнок, слыша звук и одновременно видя его артикуляцию, нередко оказывается в состоянии сразу его воспроизвести. Если это произошло, то постановку звука можно считать законченной: ребенок научился произносить его правильно. Понятно, что постановка звука по подражанию возможна лишь при наличии у ребенка достаточной подвижности артикуляторных органов и правильности строения.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, нужно сразу переходить к следующему этапу коррекции- этапу автоматизации. Закрепляем полученный звук в слогах, словах, специально подобранных фраз, текстов. Необходимость выделения специального этапа автоматизации связана с тем, что и после усвоения нормальной артикуляции звука ребенок в силу сложившейся привычки продолжает неправльно произносить его в речи. Ведь что такое дефектное произношение звука? Это далеко не только произношение именно звука. Если ребенок заменяет в своей речи, например Ш на С, то у него соответсвующим образом сформированы и все стереотипы слов, включающих этот звук (скаф-шкаф, скола-школа и т.д.). Естественно, что сразу после постановки звука он не сможет произносить все слова с данным звуком правильно. Этап автоматизации можно считать законченным тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения «нового» звука в обычной разговорной речи.
Часто дети, уже овладевшие правильным произношением звука, не употребляют его в самостоятельной речи. Чаще всего это имеет место при преждевременном прекращении логопедических занятий. Помощь логопеду со стороны родителей на этом этапе просто незаменима. Сначала она должна заключаться в систематическом прослушиваниивсех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с правильностью его звучания. В дальнейшем будет необходим точно такой же постоянный контроль над всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная автоматизация звука, причем в короткий срок.
В случаях искаженного звучания звука ( а не его замены) этапом автоматизации обычно и заканчивается работа над коррекцией звукопроизношения. Если же мы имеем дело со звуковыми заменами, то они обычно долго дают о себе знать и для их окончательного преодоления необходима довольно продолжительная работа -этап дифференциации.
Этот этап заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его близким по звучанию и артикуляции звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Работу по различению ребенком смешиваемых звуков начинают уже в подготовительный период и в период постановки звука. Обращают внимание детей как расположены губы, язык в момент произнесения того или иного звука. Насколько сильный выдох, теплая или холодная воздушная струя. Отмечают разное звучание этих звуков (ЗЗЗ-комар, ж-ж-ж –жук).
Сложность речевого материала также нарастает постепенно. Сначала смешиваемые ребёнком звуки дифференцируются в слогах (СА-ША, АС-АШ, СТО-ШТО и т.д.), которые должны произноситься без всяких звуковых замен, затем в словах (МИСКА-МИШКА, САНКИ-ШАПКА), предложениях (например скороговорки) и связных текстах, включающих оба смешиваемых звука.
Необходимой предпосылкой как для предупреждения, так и для преодоления буквенных замен на письме является развитие у ребенка способности безошибочно определять наличие нового звука в слове, находить его место в нём (начале, середине, конце) и отличать от имеющихся в этом же самом (или каком-то другом) слове похожих на него звуков. Иными словами, необходимо воспитание у ребенка способности к фонематическому анализу слов.
Детям 6-летнего возраста могут быть предложены задания на выделение интересующего нас звука. Например, « Какой первый звук в слове РЫБА? Какой последний в слове СЫР?» Отвечая, что он слышит здесь звук Р, ребёнок тем самым выделяет этот звук из общего состава слова и произносит его изолированно. Подобные упражнения приучают ребенка внимательно относиться к звуковому составу слов, что необходимо для предупреждения буквенных замен на письме.
Роль родителей на этапе дифференциации не менее важна, чем на этапе автоматизации. Родитель контролирует правильность выполнения ребенком логопедических заданий, а также контролирует его речь в обычных жизненных ситуациях.
Такова общая последовательность логопедической работы при коррекции дефектов звукопроизношения.
Коррекционная логопедическая работа
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л.С., Запорожец А.В., Лисиной М.И., Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей четырехлетнего возраста. В 90-х годах XX века 25% четырехлетних детей страдали нарушением речевого развития. В наше время число детей с речевыми нарушениями продолжает увеличиваться. В связи с этим в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
ЗРР - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
Выделяют ряд возможных причин задержки речевого развития:
1) Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них.
2) Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
3) Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.
4) Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!
5) Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи.
6) Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития. Ведь речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами...
Все эти причины можно объединить в три основные группы: 1- неполноценную речевую среду; 2- плохое физическое и психическое здоровье ребенка; 3- особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Вспомним этапы формирования речи в онтогенезе.
Этапы формирования речи в онтогенезе.
№ Форма речи Примерный возраст появления
1 Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2 Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1,5-3 мес.
3 Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)4-5 мес.
4 Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)8 мес. — 1 год 2 мес.5 Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. 6 Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.
7 Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.) 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.
8 Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.
9Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.
Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”.
А теперь перечислим признаки значительной задержки речевого развития:
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
- Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
К чему же может привести ЗРР без проведения коррекционной работы? Во первых – это к нормальному речевому развитию, что встречается крайне редко, во вторых- к общему недоразвитию речи и в третьих самым тяжелым последствием ЗРР является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. ЗРР при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить, и искажать весь ход психического развития ребенка.
Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:
•Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
•Обучение должно основывается на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.
•Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.
•Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
•Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.
•Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
•Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.
Основная задача корекционно-логопедического воздействия:
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
Основные направления коррекционной логопедической работы:
•Развитие импрессивной речи
На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».
Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.
Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
•Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.
Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.
Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.
Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
•Развитие общей моторики
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие нормально развивающегося ребенка) начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.
В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость - основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.
•Развитие мелкой моторики
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции ЦНС. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.
•Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:
1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
2. Игры со звучащими игрушками.
3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки:
§ по способу воспроизведения;
§ по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
§ по их ритму;
§ по силе звуковых раздражителей;
§ по долготе звучания.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить. Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
§ долгие - короткие;
§ высокие - низкие;
§ громкие - тихие.
Ребенок учится передавать ритм, темп, силу звучания в соответствии с предложенным игровым образом.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
В раннем возрасте начинает развиваться фонематический слух малыша. Дети различают слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «МАМА» - «НАНА», «БАМ» - «БОМ».
Дети на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» - «КУП-КУП», а также звонкие-глухие согласные («ПАПА- БАБА») и мягкие-твердые согласные («МОХ—МЕД»).
•Формирование навыков артикуляционной моторики
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
§ строения артикуляционного аппарата;
§ умения ощущать движения органов артикуляции;
§ функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Через артикуляционные упражнения мы формируем правильные скоррегированные кинемы, необходимые для артикуляции того или иного звука.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Отрабатываемые в процессе артикуляционных упражнений движения соответствуют вызываемому у ребенка звуку. Поэтому упражнения и игры на развитие артикуляционной моторики должны быть связаны с соответствующим звуком, но не с лексической темой.
Движения органов артикуляционного аппарата должны быть ненапряженными (но при этом достаточно активными), ритмичными, точными.
Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом.
Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам.
•Развитие зрительного восприятия
Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа с ним ведется по принципу от конкретного предмета - к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта, пиктограмме.
Основные задачи развития зрительного восприятия.
1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).
3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
•Формирование просодических компонентов речи
Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.
Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию), су-джок терапию.
Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать
ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции
речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной
игрой.
В завершение хотелось сказать, что
Изучение логопедии является важным для всех работников детских,
особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
И цитируя И.П.Павлова «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».