ОБОБЩАЮЩИЙСЯ УРОК ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» , ПОСВЯЩЁННЫЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВУ


ОБОБЩАЮЩИЙСЯ УРОК ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА» ,ПОСВЯЩЁННЫЙ М.Ю. ЛЕРМОНТОВУ
Лазутина Светлана Александровна
учитель математики МБОУ СОШ с.Троекурово«М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт»
Тема: обобщающийся урок по теме «Натуральные числа»
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Время проведения: 2 четверть
Участники: 5 класс
Цели урока:
- образовательные:
•повторение изученного обучающимися материала натуральные числа в нетрадиционной форме;
•проверить и обобщить знания, умения и навыки учащихся;
- развивающие:
•развивать интерес и уважение к предмету; расширять кругозор учащихся;
•познакомить с жизнью и деятельностью М.Ю Лермонтова,
- воспитательные:
•формировать такие качества личности, как трудолюбие, организованность, активность и самостоятельность в выборе способа решения;
•привить интерес к истории нашей Родины
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование ,контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения, результатов и саморегуляцияЛичностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Основные понятия: натуральные числа, сложение, вычитание,умножение и деление натуральных чисел.
Межпредметные связи: история,литература.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска Smart Board , карточки.
Исходная компетенция учителя (владение ИКТ и материалами виртуального урока): владение компьютером и проекционным оборудованием, детальное знакомство с цифровыми ресурсами по теме изучаемого урока, владение программой Notebook.
Роль учителя: организовать работу учеников. Проверить результативность этой работы.
Роль компьютера и ИД: обучающая, информационная, контролирующая.
Роль ученика: принимать активное участие в работе, выполнять задачи, поставленные учителем.
Пояснительная записка: этот урок разработан к юбилею 200 лет со дня рождения М.Ю.ЛермонтовуПрограммы по математике: урок может быть проведен в рамках программ под редакцией Н.Я. Виленкина
Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание учебного материала.
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся ФОУД Формирование УУД
Организационный этап 1.Всупительное слово учителя (2 слайд)
- Здравствуйте, ребята.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!
-Запишем в тетрадях число, «Классная работа».
Сегодня обобщающий урок по теме «Натуральные числа» Цель урока - повторить, обобщить знания по данной теме. (3сл.)
Обучающиеся проверяют всё ли готово у них к уроку Фронтально-индивидуальная
Регулятивные: самоконтроль
Коммуникативные :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Этап актуализация опорных знаний Наш урок пройдёт в форме путешествия. Этот урок хотелось бы посвятить великому русскому поэту. Кому? Расшифруем.
2. Блиц - турнир
Первая буква каждого ответа является шифром, великого поэта.(4 слайд)
1. Линия, которая имеет начало, но не имеет конца? ( Луч)
2.Самое маленькое натуральное число? (Единица)
3.Результат вычитания ? (Разность)
4. а умножить на в .Чем является а и в? (Множители)
5.Прямая линия, которая имеет начало и конец ?( Отрезок)
6. Числа, употребляемые для счёта предметов, называют…? (Натуральные)
7. Многоугольник с тремя углами, с тремя сторонами ? (треугольник)
8. Геометрическая фигура на плоскости, все точки которой равноудалены от данной точки (Окружность)
9. Число, которое вычитают …? (Вычитаемое)
Получилось слово Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. (5 слайд)
Отвечают на вопросы, получают слово Лермонтов Фронтально-индивидуальная Коммуникативные; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиПознавательные: поиск и выделение необходимой информации, подведение под понятие, выведение следствийРегулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка.
Личностные: формирование познавательного интереса
Этап закрепления изученного
Этап обобщения изученного
Этап контроля и самоконтроля.
Отправимся в маленькое путешествие
Задание 1.Узнаем, в каком году родился Лермонтов? (6 слайд)
Для этого найдём значение выражения
(24•7-377:29)+3318:2 (1814)
М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой. В 1817 г. Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив своего единственного сына сиротой. Воспитанием Лермонтова занималась бабушка , Елизавета Алексеевна Арсеньева.(7сл.)
Задание 2. Расшифруй слово, и ты узнаешь, где прошло детство Лермонтова?(инт. доска 1сл)

Р 2368-189
Х 133• 15
А 112000:400
Т 235+49
Н 4024:8
А 125• 12
Ы 563 • 0
284 1500 2179 1995 280 503 0
Бабушка окружила внука заботой и лаской, не жалела средств для развития многообразных талантов мальчика, рано проснувшихся в нём. Она наняла учителей, и Лермонтов на дому получил образование, не хуже столичного. С детских лет он писал стихи, рисовал, увлекался музыкой.(9 сл.)
Задание 3 (ин.дос. 2сл.)
Расшифруй слово, и ты узнаешь название города, где Лермонтов учился в университетском пансионе.
Задания Ответы Слово
1 5х+6х+10х 21х М
2 125·23·8 23000 О
3 12х+12+4х 16х+12 С
4 11·16·125 22000 К
5 100х-52х+15х 63х В
6 71х+15+12х+19 83х+34 А
21х-М, 83х+34-А, 16х+12-С, 22000-К, 23000-О, 63х-В
Лермонтов учился прилежно и был не однажды награждён призами, чем очень гордился. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же подал прошение о приёме его студентом в Московский университет.(11 сл.)
Задание 4.(ин дос 3сл.)

В 1830 году в журнале «Атеней» напечатано стихотворение Лермонтова «Весна» («Когда весной разбитый лед...»). Это первое известное появление имени Лермонтова в печати.
1832 год - М. Ю. Лермонтов покидает Московский университет и поступает… (12сл.)
Чтобы узнать куда он поступил решим задание
Задание 5.(13 сл.)
Найдите значение выражение (147+n)-(m-236),если n=173,m=305
в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге.
Задание 6.Расположите числа в порядке возрастания, и мы узнаем, название стихотворения написанному по поводу кончины А.С.Пушкина.(ин дос.4сл)
5001 831 6435 834 5021 54
РМ Ь Е Т С
1015 85 10000 83 1010
Т О А ПЭ
Решение.
54 831 834 5001 50021 6435
С М Е РТ Ь
83 85 1010 1015 10000
ПО Э Т А
В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образованной России благодаря стихотворению «Смерть поэта», написанному по поводу кончины А.С.Пушкина. Это стихотворение вызвало неудовольствие царского двора. Лермонтов вскоре был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ. Весной 1838 г. , благодаря хлопотам бабушки, Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардейский гусарский полк. В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет, его видели во многих аристократических домах. Он входит в пушкинский круг писателей и знакомится с Жуковским, Вяземским, Плетнёвым, Баратынским. Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Он участвовал в боевых действиях, проявил себя исключительно храбрым и блестящим офицером, был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».(15.16.17 сл.)
Физкульминутка. (18 сл)
Вы устали, засиделись?
Вам размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Знаменитые произведения Лермонтова, связанные с Кавказом: «Демон», “Мцыри”,его стихи «Парус», «Утёс»,»Тучи»и т.д.
В 1838-40 написан роман? Чтобы узнать какой роман давайте выполним задание.(19 сл.)
Задание 7.В книге напечатаны рассказ и роман ,которые вместе занимают 70 страниц. Роман занимает в 4 раза больше страниц, чем рассказ. Сколько страниц занимает рассказ и сколько роман?(14 страниц занимает рассказ,56 страниц – роман)
Это роман "Герой нашего времени".(20,21 сл.)
Задание 8 .Восстанови картину (5сл., интерактивная доска)
Каждый учащийся получает разграфлённую на 9 частей карту с заданиями и разрезанную на 9 частей открытку, на обороте которой написаны ответы к этим заданиям. Выполнив действия и наложив свой ответ на задание , ребята получают картину с изображением картины Лермонтова «Воспоминание о Кавказе». После на интерактивной доске восстанавливается эта картина.

Лермонтов был и художник, у него было много картин о Кавказе.(22 сл.)
Задание 9. Решите уравнение и вы узнаете год смерти Лермонтова? (6сл .ин.дос)
10х-8х=3682
2х=3682
х=1841
15 июля 1841г. на дуэли с Н.Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище (23сл.)
Именем Лермонтова названы улицы и площади городов, театры. Памятники в Москве,Санкт-Петербурге, Пензе, Пятигорске и других городах (24 сл.) Один обучающийся находит значение выражения у доски, а остальные решают самостоятельно в тетрадях, после проверяется правильность решения
Решают по вариантам и записывают буквы на доске и получают слово Тарханы
Решают самостоятельно записывают буквы на интерактивной доске и получается слово Москва
Один обучающийся работает на интерактивной доске, а остальные в тетрадях.
получается слово весна
Работают по «цепочке», располагают числа в порядке возрастания и получают название стихотворения «Смерть поэта»
Делают физкультминутку
Участвуют в обсуждении задачи и решают её самостоятельно, после проверяется правильность решения.
Работа в парах. Обучающиеся решают примеры и собирают пазлы, после один из обучающихся на интерактивной доске собирает пазлы. Получается картина Лермонтова «Воспоминание о Кавказе»
Индивидуальная фронтальная.
Индивидуальная фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная, фронтальная
Фронтально-индивидуальная.
Индивидуальная
Парная ,фронтальная
Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: планирование, контроль, коррекция,
саморегуляция, самообразование
Коммуникативные :формирование культуры и общения обучающихся, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: планирование, контроль, коррекция. саморегуляция. Самообразование
Познавательные :самостоятельное применение алгоритмов деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности результатов.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
Регулятивные :оценка результатов работы, саморегуляция.
Личностные: нравственно- этическая ориентация.
Этап подведения итогов учебного занятия. Рефлексия VI. Этап подведения итогов. Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с жизнью и деятельностью М.Ю. Лермонтове, узнали о его творчестве,
но и решили много задач.(25 слайд)
Продолжите фразу:
“Сегодня на уроке я узнал…”
“Сегодня на уроке я научился…”
“Сегодня на уроке я познакомился…”
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я закрепил…”
Все очень хорошо поработали, оценки за урок . А теперь, ребята, я попрошу вас оценить своё настроение с помощью демонстрации смайликов , какой же действительно отвечает вашему настроению пройденного урока. Спасибо за работу.(26 сл)
Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи
Личностные :нравственно- этическая ориентация, смыслообразованиеЭтап информации о домашнем задании. IV. Домашнее задание: составить и решить задачи о М.Ю.Лермонтове(27сл) Записывают домашнее задание Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Личностные :нравственный аспект поведения
Дополнительные задания Задание 10.
Какое стихотворение Лермонтова зашифровано на интерактивной доске? (Парус. Бородино) (7 сл., ин .доск)
Задание 11
Решим устно . На экране появляется памятник Лермонтову.(28 сл.) С помощью интерактивной доски собирают слово.
Отвечают устно. Фронтально-индивидуальная.