литературно-музыкальный вечер, посвященный М.Ю.Лермонтову


Литературно-музыкальный вечер , посвященный М.Ю. Лермонтову
«ТАМ ,ГДЕ ШУМЯТ ТАРХАНОВСКИЕ РОЩИ…
Недаром помнит вся Россия…»
В глубине сцены, почти у задней стены, по центру стоит стол, на котором находится раскрытая книга, чернильница с пером , подсвечник с зажженной свечей. По обе стороны стола стоят стулья полукругом.
Ведущие и чтецы : мальчики, одетые в черные костюмы, белые рубашки и черная бабочка. Девочки одеты в черные юбки , белые блузки черные банты на шее. В зале и на сцене царит полумрак. Звучит «Полонез», участники выходят на сцену парами.
У: -Места, связанные с жизнью знаменитых людей, всегда обладают особой привлекательностью. Кажется, что в безмолвных залах особняка незримо обитает дух их прежних владельцев.
Медленно переступаем через порог Лермонтовской усадьбы в Тарханах. Здесь он провел, пожалуй , самые счастливые годы детства. Кресла карельской березы уютно расположились в углу комнаты., словно приглашая присесть. Здесь же, в зале фортепьяно. На нем некогда играла мать Лермонтова, а малыш плакал, слушая колыбельную.
До конца своих дней Лермонтов любил Тарханы.
ЧТ:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,-памятью к недавней старине
Лечу я вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места….
ЧТ2:
-В возрасте 16 лет, Лермонтов с другими ребятишками отправились из именья пешком в Лавру на богомолье, отслужили молебен. На паперти встретили слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукой поднес им деревянную чашечку, все надавали ему мелких денег; услышав звук монет , бедняк перекрестился, стал благодарить, приговаривая:» Пошли вам Бог счастья! А вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков».
Возвратившись домой, Лермонтов за 10 минут написал карандашом стихотворение :ЧТ3:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою , Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!....
На экране презентации слайдами Тархан, усадьбы, Лавры…. Петербург.
Уч: -В 1832 году Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург. Однажды, бродя по берегу финского залива , он пишет стихотворение «Парус»
Чт1 : (читает стихот «Парус»)
УЧ: Лирический герой стихотворения страдает разлада не только с окружающим миром, но и с собой.
В Петербурге Лермонтов поступает учиться в Школу гвардейских прапорщиков. Он безумно любит лошадей и эту его страсть поощряет бабушка. Она высылает ему огромные деньги на покупку породистых скакунов
Однажды лошадь ударила Лермонтова в ногу и расшибла ее до кости. Его без чувств вынесли из манежа. Он проболел более 2х месяцев, находясь в доме своей бабушки.
Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
ЧТ2: Здесь Лермонтов пишет
«Нет , я не Байрон, я другой..»
Уч: Михаилу льстило, когда его сравнивали с Пушкиным, Байроном, но все же он хотел оставаться самостоятельной интересной личностью.
Фон зала 2 портрета Лермонтова и Пушкина
Уч: эти 2 святила мировой литературы так похожи и такие разные.
На сцену выходят 2 чтеца мальчик и девочка. Один читает Пушкина , второй Лермонтова.
Уч: О смысле жизни
М:Но не хочу, о други , умирать:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать..Д:
И жизнь, как посмотришь с
Холодным внимаием вокруг,-
Такая пустая и глупая шутка….
УЧ: о любви
М:
Я вас любил так искренне, так нежно,
как дай вам бог любимой быть другим..Д:
Ты не должна любить другого.
Нет , не должна.
Ты мертвецу святыней слова обручена..М:
И сердце вновь горит и любит-оттого,
Что не любить оно не может.
Д:
Любить,- но кого же?-
На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
УЧ: Мироощущение Лермонтова резко отличается от светлого оптимистичного мироощущения Пушкина.
На экране цитата « ДА, ОЧЕВИДНО, ЧТО ЛЕРМОНТОВ ПОЭТ СОВСЕМ ДРУГОЙ ЭПОХИ» Белинский.
Музыка Вивальди «Времена года».
ЧТ3: 29 января 1837 года скончался Пушкин. Известие о его гибели потрясло Лермонтова, и на следующий же день он написал стихотворение «На смерть поэта», а через неделю- заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть.
Чт1: « На смерть поэта»
Уч: одной из основных тем творчества М.Ю. Лермонтова становится одиночество, тема души и иного мира..В 1837 году в письме к Лопухиной, которую он очень любил , пишет «Молитву»
Главная тема- любовь. Поэт молится не за себя , а за любимую.
Под музыку церковной службы и слайды свечей и икон.
Чт2:
«Молитва»
УЧ: «молитва»_ шедевр любовной лирики Лермонтова.
Всю жизнь поэт стремился обрести душевную свободу.
Два его самых могучих образа романтических героев обретают и отрекаются от этой свободы.
Слайд Мцыри и Демон
Под ними подписи Мцыри- «самый ясный и единственный идеал поэта». Демон- «проклял мечты безумные свои»
Чт3: одним из пристрастий Л было рисование. Он очень любил природу и часто ее рисовал. А предпосылок было предостаточно. Это и именье в Тарханах, и Кавказ, и Петербург.
Фото на слайдах сменяются
Он , как истинный художник, особенно чувствовал красоту и краски природы.
ЧТ1: «Когда волнуется желтеющая нива»
УЧ: Самое, наверно, актуальное произведение Михаила Юрьевича на сегодняшний день- это «Бородино». Оно было написано в 1837 году, как отклик на 25ю годовщину Бородинского сражения.
Чт2: Актуальна тема, т.к. сегодня тема войны звучит с экранов телевизоров, со страниц СМИ ежедневно. Это война 41 года, Афган, Чечня, Украина.
ЧТ3: Восхищаясь подвигом русских богатырей прошлого, поэт невольно вспоминает о своем поколении, которое пассивно терпит гнет, не предпринимая попытки изменить свою жизнь к лучшему.
Чт1: «Бородино» отрывок
Уч: другим направлением поэзии является общество, светские балы. В 1840 году написано стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен»
Чт2: «Как часто пестрою толпою окружен»
Звучит музыка романс, слайд бала и пара танцует
УЧ: Через всю жизнь пронес поэт любовь к Лопухиной и влюбленности к молодым барышням, но остался одинок.
Чт3: «Поцелуями прежде считал..»Уч: в 1841 году Лермонтов мечтает выйти в отставку и заняться литературным трудом. Вместо ожидаемой отставки он получает строжайший приказ покинуть столицу в 48 часов и уехать на Кавказ..Звучит музыка восточная.
Чт2: Лермонтов « был отчаянно храбр, удивлял своею удалью даже старых Кавказских джигитов» «Орудия, которыми командовал офицер Мамацев, остались без прикрытия . чеченцы разом изрубили боковую цепь и кинулись на пушки. В этот миг Мамацев увидел возле себя Лермонтова, который точно из земли вырос с своею командой. И как он был храбр и хорош в красной шелковой рубашке с косым расстегнутым воротом..».УЧ: Военное начальство неоднократно представляло его к наградам- царь вычеркивал из списка фамилию поэта.
Легкая мелодия.
Чт1: одним из самых последних его стихотворений стало:» Выхожу я один на дорогу..», написанное за несколько дней до смерти. Герой стремиться вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы.
Чт2: «Выхожу я один на дорогу»
Уч Лермонтов бесконечно дорог не только своими творениями, но и страстным стремлением к свободе, жизни, прекрасному.
Слайд ЛЕРМОНТОВ_ НАША ВЫСОЧАЙШАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ,
ЧТ1:Лермонтов заключает в себе источник нашего духовного развития, может быть, на все времена.
ЧТ2 на фоне музыки
Есть загадка в лермонтовской судьбе:
потеряв от искушенья скромность,
каждый примеряет на себе
Века его краткого огромность.
Легендарный возраст-27
Лермонтовским зовут совсем напрасно:
Вспомните дубрав Тарханских сень-
жил он и тогда уже не праздно.
Возраст у него, что облака,-
Тают под небесной высотою,
но сквозь них, далека и близка,
светится судьба его звездою.
Чт3:
Словно та, Полярная , она
Неспроста зовется путеводной.
Днем и ночью , в дождь и снег видна,
Ярче всех сияя и сегодня.
Звездный возраст, словно звездный свет,-
Вы его попробуйте измерьте!
Жил , живет и будет жить поэт,
Ибо возраст лермонтовский- бессмертье!
Учитель русского языка МАОУ СОШ №1
Винокурова Л.Г. 2015г