Сценарий внеклассного мероприятия в рамках программы лиературного клуба Литературный салон, посвященный Лермонтову.


Литературный салон, посвященный Лермонтову.
Оформление: Книжная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта, портреты М.Ю. Лермонтова и его семьи. На импровизированной сцене фрагмент кабинета поэта. Участники и зрители, пришедшие на вечер, занимают места за столиками с зажженными свечами.
Ведущий: (звучит музыка) Легенда эта родилась давным-давно, в тринадцатом веке, в маленькой стране Шотландии.
Рыцарь по имени Томас Лермонт, был известен тогда каждому шотландцу: он умел слагать красивые песни, окрылённые рифмами, и прекрасно играл на арфе. Оттого и прозвали его Рифмачом. Было у него и другое прозвище- Правдивый, потому что любому человеку, даже самому богатому и могущественному, он говорил только правду. Многие не любили и боялись Томаса Рифмача, потому что правда часто бывает горька и страшна. Королева фей из подземного царства подарила ему как лучшему певцу золотую арфу и позвала к себе, с тех пор никто и никогда не видел рыцаря живым.
У Томаса Лермонта были многочисленные потомки, такие же храбрые воины, как и он сам. Они разбрелись по всему миру, и один из них Юрий Лермонт, в 17 веке попал на службу к русскому царю. А ещё через 200 лет в России… Впрочем, посмотрите и послушайте сами…
На сцене 4 ведущих.
Звучит вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад». Музыка постепенно стихает.
1 Ведущий: 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Этот вечер мы посвятим поэту, чье творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.
2 Ведущий: Наш литературный поэтический вечер посвящен его памяти.
3 Ведущий: 15 октября 1814 года…
4 Ведущий: В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали свою дорогу.
1-й. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома - семья генерал - майора Федора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили, что у него родился сын.
2-й. Тяжело перенесла роды мать.
(Сцена затемняется, высвечивается портрет матери).
3-й. От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.
(Высвечивается портрет отца).
4-й. Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твердую решимость. Она молча, без суетливости, подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге. (Высвечивается портрет бабушки Е. А. Арсеньевой)
1-й. В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а, может быть и на всю судьбу одного из величайших поэтов России - Михаила ЮрьевичаЛермонтова.
(Сцена наполняется светом)
2-й. Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но та статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.
1-й. Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, ее мать, произнесла слово «нет», потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.
2-й. Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своем. И он стал ее мужем
3-й. А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днем.
(Звучит II часть сонаты №2 Бетховена)
4-й. Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 г. она скончалась. Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:
Лермонтов: Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею черный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее... и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчание...
1 Ведущий: 5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. Капитан должен был уступить... (Музыка постепенно стихает).
2-й ведущий. Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но… изменить ничего не мог. В день, когда будущему поэту исполнилось 17 лет, он получил известие о скоропостижной смерти отца
3-й ведущий. Так разрешился первый акт драмы.
(Ведущие уходят. На сцене появляется чтец, декламирующий стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…» (1831). Закончив, уходит. Звучит фрагмент прелюдии Ф. Шопена № 15. Постепенно музыка затихает. На сцене вновь появляются ведущие.)1-й ведущий. В 1821 году Лермонтов становится москвичом, успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете.
(На экране высвечивается изображение дома на Малой Молчановке, где жил поэт. Ведущий продолжает.)2-й ведущий. Переезд в древнюю столицу принес поэту много сильных впечатлений. Первые стихи… Первая любовь. Первые столкновения с миром зла и несправедливости…
3-й ведущий. 11 марта 1830 года Благородный пансион неожиданно посетил император. Он был один, без свиты. Во время перемены ученики всех возрастов с криком устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал внимания. Вдруг один из воспитанников, узнав царя, стал истошно приветствовать его. Все сочли это выходкой, фамильярностью. Николай был взбешен. Через две недели прибыло высочайшее распоряжение пансион преобразовать в гимназию.
4-й ведущий. Это было первое столкновение поэта с царем. И первое крушение.
1-й ведущий. 1 августа 1830 года, за полгода до окончания учебы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года ученый совет «подверг проверке знания Михаила Лермонтова» и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций.
2-й ведущий. Каким запомнился университет Лермонтову?
Лермонтов: Святое место! Помню я, как сон,
Твои кафедры, залы, коридоры,
Твоих сынов заносчивые споры
О боге, о вселенной…
3-й ведущий. «Святое» место! Но на экзамене по риторике, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкание с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов появилась угрожающая надпись – «Посоветовано уйти».
(Звучит мелодия ноктюрна № 13 Ф. Шопена. На сцену выходят чтецы.)1-й чтец. Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употреблять не можем?
2-й чтец. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить.
3-й чтец. … ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной,
Гляжу назад – прошедшее ужасно;
Гляну вперед – там нет души родной!
(Слышится музыка ноктюрна № 13 Ф. Шопена. На сцене снова появляются ведущие. Музыка постепенно замирает.)1-й ведущий. Новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь завершить образование в тамошнем университете.
2-й ведущий. Из письма, посланного с дороги: «Я обретаюсь в ужасной тоске. Извозчик едет тихо, дорога пряма, как палка, на квартире вонь и перо довольно скверное…»
Лермонтов. И вот – Петербург…
Увы! Как скучен этот город
С его туманом и водой!
Куда ни глянешь - красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой.
Нет милых сплетен – все сурово,
Закон сидит на лбу людей.
Все удивительно и ново –
И нет любимых новостей.
3-й ведущий. По приезде, однако, выяснилось, что Лермонтов не сможет учиться в Петербургском университете, так как для этого нужно было снова выдержать вступительные экзамены! Лермонтов оказался на перепутье…
4-й ведущий. Жребий был брошен: Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров…
1-й ведущий. Что значило учиться в Школе подпрапорщиков? Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни.
2-й ведущий. Как можно дальше спрятать свои ученые наклонности!
3-й ведущий. Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, веселым, бесшабашным, отчаянным.
4-й ведущий. Итак, подчиняясь выбору, Лермонтов сумел переломить себя. Но были не только «шалости» и «шутки». Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться.
(Ведущие покидают сцену. Вновь слышится мелодия ноктюрна №1 Ф.Шопена. На сцену выходят, сменяя один другого, чтецы. Исполняются стихотворения: «Нет, Я не Байрон» (1832),
«Белеет парус одинокий» (1832),
«Желание» («Отворите мне темницу…») (1832),
«Зачем я не птица, не ворон степной…» (1832),
«Юнкерская молитва» (1832).
___________________________________________________________________
Выходят ведущие.
1-й ведущий. Перевернем еще одну страницу короткой жизни поэта. «Любовь и свет».
2-й ведущий. В Школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведет два года и назовет их страшными. За то, что внешне придется стать таким, как все. За то, что придется надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маешки. И еще за многое. Единственной отрадой будут воспоминания о первой и последней любви. (Звучит мелодия сонаты № 11 Моцарта.)
3-й ведущий. Будучи студентом, Лермонтов был страстно влюблен в молоденькую, милую, умную и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину; она была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Эту любовь Лермонтов пронес через всю жизнь.
(Высвечивается портрет В.Лопухиной.)
4-й ведущий. А летом того же года они расстались. Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что они расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения…
1-й. Чувством любви было переполнено и сердце поэта. В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.
Чтец: Стихотворение «Мы случайно сведены судьбою»
1-й. Так разрешилась еще одна драма.
(Вновь слышится мелодия ноктюрна № 13 Ф.Шопена.)
2-й ведущий. И вот последняя страница жизни Михаила Лермонтова. «Слава и смерть».
3-й ведущий. Юнкер Лермонтов, произведенный «по экзамену» в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка, служил исправно. Неумолимо приближался январь 1837 года…
(Слова ведущего прерывает трагическая мелодия прелюдии № 20 Ф.Шопена. Когда музыка затихает, ведущий продолжает читать свой текст.)На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 21 января в Петербурге, за Черной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.
(В исполнении чтеца звучит стихотворение «Смерть поэта» (1837).4-й ведущий. Лермонтовская лира зазвучала как набат в день народной беды. «Воззванием к революции» назовет его стихи полицейский осведомитель.
1-й ведущий. 19 февраля 1837 года шеф Третьего отделения Граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
2-й ведущий. Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: «Корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе; царю не терпелось отправить «дерзкого» поэта под пули горцев.
3-й ведущий. К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появлялись новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.
(Звучит начало прелюдии № 6 Ф.Шопена. Ведущие уступают место чтецам. Звучат стихи: «Когда волнуется желтеющая нива» (1837),
«Молитва» («В минуту жизни трудную» (1839)4-й ведущий. Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания… Внешне он доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив.
(На экране портрет Лермонтова. Звучит ноктюрн № 13 Ф.Шопена.)1-й ведущий. Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль.
(Звучит финал второй части прелюдии до-диез минор С.Рахманинова)
2-й ведущий. Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение «Смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации.
3-й ведущий. И снова черные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят по снегу к Черной речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка.
4-й ведущий. И вновь Лермонтов едет на Кавказ, на сей раз в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами. О чем думал поэт?
(На экране портрет поэта. Звучит стихотворение «Тучи» (1841).
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей – клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1-й ведущий. Впереди всего один год жизни поэта. Лермонтов проведет его в походах и сражениях. Смерть будет ходить за ним по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба.
2-й ведущий. Камни шепчутся возмущенно:
Как стерпели друзей сердца?
Как оставили не отмщенной
Благородную кровь певца?
Почему же никто от имени
Оскорбленных людских сердец
Не сумел возвратить Мартынову
Тот проклятый его свинец?
3-й ведущий. Но разве время повернется вспять?
Но разве звезды можно расстрелять?
Но разве в силах царь и палачи
Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?
4-й ведущий. Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами, навсегда.
В строй живых записан он навечно!
…Это жизни дни его вернулись,
Он в нее хозяином вошел.
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ…
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых смелых глаз
Он – живой, - не памятником в сквере
Вновь и вновь рождается для нас!
Вальс А. Хачатуряна звучит в полную силу.
Начинается викторина.